Банковский «светофор» загорелся в октябре
У российских компаний появилась возможность узнать, как выглядит их собственная репутация с точки зрения Банка России. Сведения об отнесении юридических лиц к той или иной группе риска с 1 октября стали доступны на сайте регулятора. Там же любой желающий может проверить партнеров, работодателей и иные компании.
Антиотмывочная платформа «Знай своего клиента», неофициально именуемая «светофором», была запущена еще 2 года назад («НП» писал об этом в статье «Фирмы-однодневки проезжают «светофор»). Но до сих пор накопленные сведения о корпоративных клиентах были доступны только регулятору и кредитным организациям, которые могли заблокировать счета даже без предупреждения.
Красная метка — эмблема печали
По данным Банка России, в российских банках открыто 16,8 млн счетов юридических лиц, и каждая кредитная организация обязана анализировать добросовестность своих клиентов. В автоматическом режиме исследуются данные о совершенных операциях, финансовой деятельности, учредителях, аффилированных лицах. В частности, признаками недобросовестности является высокая доля выплат наличными или переводов на счета граждан (кроме заработной платы), низкие налоговые отчисления (0,9% от общего объема расходов) и другие. Также о сомнительности операций может свидетельствовать их несоответствие заявленному виду деятельности и нормальному хозяйственному обороту, например отсутствие платежей по аренде или той же заработной платы. Более того, по мнению некоторых финансистов, стабильно работающая компания равномерно получает и расходует средства. То есть сам факт зачисления крупных сумм и их немедленного использования может привлечь внимание службы внутреннего контроля.
На основании этих данных, которые банки подают регулятору, Банк России присваивает каждому корпоративному клиенту один из трех уровней риска: зеленый — надежный клиент, желтый — подозрительный, красный — проводит незаконные операции.
Банк России напоминает, что объявленные опасными компании вправе обратиться с заявлением о пересмотре такого решения. В то же время вступившие в силу в июле этого года поправки в федеральный закон позволяют, по сути, ликвидировать такие организации — исключать их из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В течение 3 лет их учредителям и руководителям запрещается регистрировать новые юридические лица или становиться индивидуальными предпринимателями. «Данный механизм направлен на сокращение количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных только для проведения подозрительных операций. Регулятор направил в Федеральную налоговую службу информацию более чем о 70 тыс. таких хозяйствующих субъектов», — констатируют в пресс-службе Банка России.
Доверяй, но проверяй
Это методика используется уже не первый год. По данным самого регулятора 96,8% российских компаний и индивидуальных предпринимателей относятся к группе низкого риска. Желтую метку (сигнал «светофора») получили только 1,9% корпоративных клиентов, красную — 1,3%.
Первый заместитель главы Банка России Ольга Скоробогатова обещала придать гласности сведения о классификации всех компаний до конца 2023 года. Но реально сервис проверки открылся на сайте регулятора только 1 октября. Для поиска достаточно указать ИНН, формально объяснить цель запроса и указать пользователя (выбрать один из нескольких вариантов: сам проверяемый субъект, потенциальный контрагент, иное). Но на самом деле поле «Цель запроса» можно оставить пустым, а в меню инициатора выбрать любой пункт.
В ответ система сообщит, относится ли компания или индивидуальный предприниматель к высокой группе риска или нет. В Банке России предупреждают, что взаимодействие с контрагентом с красной меткой с точки зрения антиотмывочного законодательства небезопасно, тогда как с корпоративным клиентом с низким уровнем риска кредитные организации не вправе расторгнуть договор счета, отказать в его открытии или проведении операций с другим также «зеленым» партнером. «Платформа «Знай своего клиента» располагает сведениями о 7,5 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физических лиц она не оценивает», — поясняют в Банке России.
В ходе экспресс-тестирования нового сервиса журналисту «НП» не удалось найти ни одну компанию с красной меткой. Более того, безопасными с точки зрения платформы являются и давно ликвидированные юридические лица. Поэтому эксперты предупреждают, что сервис Банка России не может быть единственным средством проверки контрагентов. «Отсутствие сведений об отнесении нового партнера к высокой группе риска не снимает с участников рынка обязанности проверить сведения о нем по открытым источникам. О недобросовестности могут свидетельствовать отметка о недостоверности информации в ЕГРЮЛ, наличие налоговой задолженности, расположение по адресу массовой регистрации, несдача отчетности и так далее», — констатирует юрист практики налогового и административного права Maxima Legal Валерия Гулякина.
Сам себе режиссер
Закон о противодействии легализации преступных доходов, возлагающий на кредитные организации внутренний контроль за проводимыми клиентами операциями, действует с 2002 года (до этого им предписывалось, в частности, проверять соблюдение обслуживаемыми компаниями кассовой дисциплины).
Многие банки и до открытия «светофора» и даже легализации регулятором платформы «Знай своего клиента» предоставляли клиентам сведения об их уровне риска. Некоторые раскрывали и признаки, которые квалифицировались как сомнительные и приводили к снижению уровня доверия. То есть, по сути, намекали, что стоит, например, сократить выплаты наличными или заплатить больше налогов. Хотя нередко за получение сведений, необходимых для устранения потенциальных нарушений, предлагалось заплатить.
Однако такие данные формировались только конкретным банком и были доступны исключительно самому клиенту. Тогда как по открытым в разных банках счетам компании могли проводить существенно отличающиеся по целям операции (скажем, в одном добросовестно платить налоги, а другой использовать для обналичивания). Единая платформа аккумулирует данные всех кредитных организаций и предоставляет общую оценку компании с точки зрения соблюдения антиотмывочных стандартов. С 1 октября итоговая оценка впервые доступна не только клиенту, но и всем заинтересованным лицам.
По мнению Валерии Гулякиной, регулятор обладает наибольшей осведомленностью о банковских операциях: «Между тем сигнал «светофора» является для кредитных организаций факультативным. Они должны самостоятельно присвоить каждому корпоративному клиенту группу риска на основании осуществленного внутреннего контроля».