"Звездная" наценка. Стройкомбинат "Муринский" может перейти к партнеру Ильи Трабера
На торги выставлен строительный комбинат «Муринский», входивший в обанкротившуюся ГК «Унисто Петросталь». Компания пыталась продать его в 2018 году за 700 млн рублей. Спустя время объект выставляли за 524 млн рублей, но и в этом случае покупатели не нашлись. Сейчас объект продают за 1 млрд рублей. Удвоение стоимости произошло после того, как долги структур группы приобрело ООО «Звезда», принадлежащее юристу и бизнес-партнеру Ильи Трабера Артему Бегуну. Компания может это делать осознанно, пресекая излишний интерес к торгам, полагают эксперты.
Информация о продаже на торгах стройкомбината «Муринский» размещена на портале Единого федерального реестра сведений о банкротстве. В единый лот входят производственно-складской комплекс площадью 15,9 тыс. м2, земельный участок (6 га), а также оборудование и газовая котельная.
На «Муринском» выпускались различных виды бетонов и детали для сборно-каркасного домостроения: наружные стеновые панели, сваи, плиты перекрытия, колонны-ригели. Начальная цена — 1,014 млрд рублей. Торги запланированы на 10 апреля.
Помимо комбината «Муринский», на торги также выставлен другой актив ГК «Унисто Петросталь» — загородный отель в Ленобласти Michur Inn, оцененный в 117 млн рублей.
Спа-отель Michur Inn находится в сотне километров от Петербурга по Приозерскому шоссе на берегу Мичуринского озера
Комбинат ЖБИ «Муринский» во Всеволожском районе был открыт в 2015 году. ГК «Унисто Петросталь» инвестировала в проект 1,3 млрд рублей. Проектная мощность «Муринского» рассчитана на ежегодный выпуск домокомплектов для строительства около 150 тыс. м² жилья. По задумке инвестора, завод должен был работать на внешние заказы и для нужд группы. На тот момент «Унисто Петросталь» реализовывала три масштабных проекта комплексного освоения территории в Ленобласти общей площадью 600 тыс. м² жилья.
Еще один рывок, еще одна попытка
ДСК «Муринский» принадлежал ООО «Унисто Петросталь Проект», входившему в ГК «Унисто Петросталь». В 2017 году компания начала испытывать серьезные финансовые сложности. Общая сумма задолженности группы перед банком «Санкт-Петербург» составляла 1,5 млрд рублей. В залоге у кредитной организации находилось несколько крупных объектов группы в Петербурге и Ленобласти, в их числе и «Муринский».
Чтобы рассчитаться с кредиторами, «Унисто Петросталь» стала распродавать активы. В 2018 году на продажу выставили стройкомбинат за 700 млн рублей, но желающих его приобрести не нашлось. В итоге реализовывать имущество решили через процедуру банкротства, и осенью 2019 года «Унисто Петросталь Проект» добилось признания собственной несостоятельности. В 2020 году на банкротных торгах объект пытались продать за 524,6 млн рублей, но в этом же году торги были отменены до момента их завершения.
В 2022 году долг ООО «Унисто Петросталь Проект» перед банком «Санкт-Петербург» перешел к ООО «Звезда», которое принадлежит юристу и бизнес-партнеру Ильи Трабера Артему Бегуну. Кроме задолженности этой компании, его структура купила долги еще нескольких «дочек» группы перед кредитной организацией. Артем Бегун не ответил за запрос корреспондента «Нового проспекта».
По данным СПАРК-Интерфакс, ООО «Звезда» владеет Артем Бегун. 70% компании принадлежат ему напрямую, 30% — через ООО «СЛТ», специализирующемся на покупке и продаже недвижимости.
Артем Бегун известен как бизнес-партнер петербургского предпринимателя Ильи Трабера. Вместе с ним он входит в число совладельцев ООО «Приморский УПК» (реализует проект крупного портового комплекса в Выборгском районе Ленобласти) и ООО «Росток», контролирующего Ленинградскую областную электросетевую компанию (ЛОЭСК). Телеканал «Дождь» (признан иностранным агентом) называл Илью Трабера «единственным из живых авторитетов, знакомство с которым признавал президент Владимир Путин».
Странная цена
Новая цена строительного комбината «Муринский» сильно завышена, говорят эксперты. По оценке гендиректора Агентства исследования рынков Александра Дубодела, его «адекватная стоимость» составляет 600-700 млн рублей. «С учетом необходимости дальнейшего поддержания оборудования в рабочем состоянии могут потребоваться дополнительные инвестиции. Сейчас не каждый готов пойти на такое обременение с учетом роста цен и сроков поставок», — пояснил эксперт.
Начальная цена продажи объектов была установлена выше утвержденной предыдущим залоговым кредитором (банком), отмечает управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to business Светлана Гузь. «С учетом максимального размера задатка не исключено, что залогодержатель делает это осознанно, пресекая излишний интерес к торгам», — допускает юрист.
«Залоговый кредитор может оставить предмет залога за собой, если повторные торги в форме аукциона или публичного предложения (на любом этапе снижения цены) будут признаны несостоявшимися», — объясняет советник, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин.
«Интерес любого кредитора в деле о банкротстве, а тем более залогового, состоит в удовлетворении своих требований. Каким образом это произойдет: за счет средств от реализации имущества должника, оставлении за собой имущества, продаже права требования иному лицу, — зависит от множества факторов», — указывает Светлана Гузь.
Преимущественный для залогодержателя вариант зависит от суммы его требований, того, какая их часть обеспечена залогом, общим размером реестра требований кредиторов и рядом других обстоятельств, комментирует юрист.
В данной ситуации в один лот с заложенным включено имущество без обременений, обращает внимание Сергей Бакешин. «Поскольку доля залогового кредитора в выручке от возможной продажи строительного комбината не выделена, то это может стать причиной споров между кредиторами», — резюмирует он.
Как «Унисто Петросталь» стала банкротом
Группа компаний «Унисто Петросталь» работала на строительном рынке с 2005 года, построив более 60 жилых, коммерческих и социальных проектов общей площадью более 1,5 млн м2. В 2018 году стало известно о срыве сроков сдачи жилья в Ленобласти. В 2019 году Артем Бегун, который уже тогда представлял интересы группы, говорил, что ГК «Унисто Петросталь» взяла кредит и потратила деньги на строительство комбината «Муринский», надеясь, что «оптимизирует стоимость работ, вместо того чтобы завершить дома для дольщиков».
Но оптимистичные планы компании не сбылись: продажи жилья упали, и средств, чтобы рассчитаться с кредиторами, не хватило. В итоге стройка в жилых комплексах ГК «Унисто Петросталь» (ЖК «Аннинский парк» рядом с Красным Селом, ЖК «Тридевяткино царство» в Мурино и «Чудеса света» в Колтушах) остановилась. Обманутыми дольщиками оказались почти 1,7 тыс. человек.
В 2019 году основного собственника группы Владимира Оксмана и бывшего генерального директора ГК, сына ректора Университета ИТМО Арсения Васильева обвинили в хищении средств дольщиков на сумму 2,8 млрд рублей. Оба фигуранта покинули страну и были объявлены в международный розыск. В 2020 году в рамках уголовного дела на часть активов Владимира Оксмана и Арсения Васильева, а также структур ГК «Унисто Петросталь» был наложен арест.