Звездная болезнь. Совокупные требования кредиторов к заводу «Звезда» превысили 200 млн рублей

Петербургское ПАО «Звезда», единственный в России производитель двигателей для военных кораблей «Каракурт», получило ряд исковых заявлений, которые могут подорвать финансовое положение предприятия. Эксперты уверены, что до банкротства «Звезды» не дойдет, но растущие долги могут осложнить работу компании.

По данным картотеки арбитражных дел, банкротный иск к «Звезде» на 6 млн рублей предъявило ООО «ВостокИнвестПроект». Это требование компания приобрела у ООО «ПК» «Росна Инжиниринг». Обе компании заключили с ПАО «Звезда» мировые соглашения, однако ответчик исполнил обязательства перед истцами лишь частично.

Суд 29 октября решил оставить заявление о банкротстве без движения, поскольку при его подаче был допущен ряд ошибок. «Маловероятно, что это дело приведет к банкротству ПАО «Звезда». Но ничто не мешает истцу подать аналогичное заявление еще раз», — говорит руководитель группы по банкротству «Качкин и Партнеры» Александра Улезко. 

Гендиректор «Юридического бюро № 1» Юлия Комбарова указывает на слабые позиции ответчика. «Тут явное неисполнение мирового соглашения со стороны «Звезды». «Востокинвестпроект» получит исполнительные листы и будет участвовать в процедуре банкротства», — уверена она.

В самой «Звезде» уверяют, что ситуация под контролем. «Компания не видит оснований для проведения процедуры банкротства. Возникновение иска связано с просроченной задолженностью. Но ее сумма незначительна в рамках оборота ПАО «Звезда». В ближайший месяц мы планируем ее погасить», — сообщили в пресс-службе компании. 

Проблемы посерьезней

Всего, по данным картотеки арбитражных дел, с начала 2020 года разные компании пытаются взыскать со «Звезды» более 60 млн рублей. Еще одно серьезное судебное разбирательство тянется с конца прошлого года. В рамках этого дела АО «Центр судоремонта «Звездочка» (Архангельская область) взыскивает с петербургского предприятия 157 млн рублей, причем суд уже встал на сторону «Звездочки».

Судя по документам дела, «Звездочка» занималась ремонтом и модернизацией атомной подлодки по заказу Минобороны. Часть работ «Звездочка» планировала передать «Звезде» и авансировала этот контракт на сумму 157 млн рублей. Затем Минобороны приняло решение прекратить работы по ремонту и модернизации подлодки, поэтому «Звездочка» через суд намерена вернуть выданный «Звезде» аванс. Сложность заключается в том, что фактически стороны приступили к исполнению договора до его заключения, причем договор так и не был заключен.

Данное дело находится в апелляции. «Если решение будет принято в пользу архангельского предприятия, финансовое положение «Звезды» может быть подорвано», — говорит руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин. С ним согласны и другие эксперты. «Взыскание со «Звезды» 157 млн рублей, безусловно, усугубит ситуацию для предприятия. Оно окажется под угрозой банкротства, если не погасит задолженность», — считает Александра Улезко.

О том, что «Звезда» попала в сложную ситуацию, говорят не только юристы, но и аналитики. «На протяжении длительного периода у компании зафиксирован валовой убыток, и дополнительная крупная выплата по суду сильно осложнит его положение. Другие кредиторы тоже могут начать подавать аналогичные иски к предприятию», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По данным СПАРК, в 2019 году выручка «Звезды» составляла 2 млрд рублей против 1 млрд рублей в 2018 году. За II квартал 2020 года выручка составила 730 млн рублей. Нарастает и чистый убыток: в 2018 году он составил 12 млн рублей, в 2019 году — 256 млн рублей, за II квартал 2020 года — 335 млн рублей.

По мнению одного из участников рынка, положение «Звезды» ухудшилось после смены собственника в 2018 году — тогда владельцем завода стал екатеринбургский холдинг «Синара», выкупивший его у бывшего гендиректора предприятия Павла Плавника. Новый менеджмент из-за неправильной кадровой политики растерял квалифицированных специалистов. Модернизацию испытательных стендов на предприятии также давно не проводили.

Банкротства можно избежать

Участники рынка уверены, что государство не даст обанкротить «Звезду», поскольку это единственный в России производитель двигателей для малых боевых кораблей проекта 22800 («Каракурт»).

Всего в России планируют построить 18 «Каракуртов». Семь из них стоит областной завод «Пелла». На предприятии сообщили, что два объекта уже сданы, третий прошел все испытания и скоро будет сдан в эксплуатацию. Еще пять «Каракуртов» строит Зеленодольский завод им. Горького.

Кроме того, в этом году редукторы ПАО «Звезда» для фрегатов проекта 22350 (их строит Северная верфь) успешно прошли квалификационные испытания и испытания в составе дизель-газотурбинного агрегата, который изготавливает НПО «Сатурн». Как говорили представители «Звезды», до недавнего времени в России редукторы такой мощности не выпускали. А чуть ранее редукторные передачи для фрегатов проекта 22350 поставляло украинское предприятие «Зоря» — «Машпроект». 

«Успешное испытание редуктора — это хорошая новость. Но пока не налажено их серийное производство и нет продажи клиентам», — комментирует Дмитрий Баранов. Он не исключает, что после испытаний покупатели начнут заказывать это оборудование, что позволит «Звезде» генерировать стабильный денежный поток. «Но нужно еще пройти сертификацию, подготовить производство для запуска в серию. На это нужно время. Так что ждать, что деньги появятся уже завтра, не стоит», — считает Дмитрий Баранов.

«Даже предприятию со стабильными заказами, но большой долговой нагрузкой довольно сложно работать эффективно», — добавляет один из участников судостроительного рынка. 

За последние 2 года было инициировано минимум два банкротных дела против крупных промышленных предприятий Петербурга, работающих в судостроительном секторе. В 2019 году ООО «РМ-Стил» с помощью банкротного иска пытался взыскать с Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) 55 млн рублей. ВСЗ смог оперативно погасить долг, и суд вернул истцу заявление. 

По такой же схеме частично рассчитался с долгами и Пролетарский завод. С него в этом году 4,3 млн рублей требовало АО «КСМ Северо-Запад». Суд также возвратил истцу заявление в связи с тем, что ответчик оперативно погасил долги.

Справка «Нового проспекта»:

ПАО «Звезда»

основано в 1932 году. Специализируется на выпуске высокооборотных дизельных двигателей и агрегатов на их базе. Начиная с 2002 года предприятие стало ведущим российским разработчиком и производителем тяжелых судовых редукторов, входящих в состав дизель-дизельных, дизель-газотурбинных и газотурбинных агрегатов мощностью до 20 тыс. кВт и более для морской техники различного назначения.

На фото: редукторы для первой отечественной силовой установки фрегата проекта 22350, фото ПАО «Звезда»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня