Звезданули. Минобороны взыскало с завода «Звезда» крупную сумму

Арбитражный суд Москвы поставил точку в споре между Министерством обороны и петербургским заводом «Звезда», производящим двигатели. Иск касается договора восьмилетней давности. Предприятию придется вернуть министерству сумму, сопоставимую с десятой долей годовой выручки. 

Арбитражный суд Москвы в конце января вынес решение о частичном удовлетворении иска Минобороны к ПАО «Звезда» о расторжении заключенного в 2013 году госконтракта на ремонт двигателей и о взыскании 327 млн рублей авансов и процентов за пользование чужими денежными средствами. 

Как следует из материалов дела, ПАО «Звезда» в 2013 году подписало с Минобороны контракт на ремонт дизельных двигателей собственного производства, установленных на кораблях Тихоокеанского флота. Стоимость госконтракта составляла 260,6 млн рублей. Работы предстояло провести в 2013–2015 годах. Для этого военное ведомство авансировало ремонт на сумму 208,5 млн рублей. Однако завод свои обязательства не выполнил, в связи с чем Минобороны в судебном порядке в ноябре 2020 года потребовало расторгнуть контракт и вернуть полученные деньги с процентами.

Двигатели так и не прибыли

Как пояснили «Новому проспекту» в пресс-службе «Звезды», по данному договору предприятие должно было отремонтировать в общей сложности 40 дизелей. Однако на этапе исполнения обязательств завод столкнулся с целым рядом проблем. Так, первые 11 двигателей были поставлены на предприятие только в августе 2014 года в разукомплектованном состоянии, без надлежащей документации. 

«Совместная комиссия завода «Звезда» и Минобороны выявила их неудовлетворительное состояние. Техническая дефектация подтвердила, что двигатели отремонтировать невозможно — там пришлось бы заменить до 80% комплектующих, что существенно увеличило бы стоимость работ по сравнению с контрактом», — пояснили в пресс-службе «Звезды». 

Предприятие неоднократно напоминало Минобороны, что с обследованными двигателями что-то нужно решить. Плюс по контракту военные должны были поставить еще 29 двигателей. «Но все просьбы оставались без ответа до ноября 2015 года», — рассказали на предприятии. 

В результате «Звезда» выполнила ремонт только двух дизелей. Соответствующие акты о выполнении работ сторонами подписаны. Остальные двигатели, которые значились в контракте, на предприятие так и не поступили. 

Суд принял во внимание историю взаимоотношений Минобороны и «Звезды» в рамках данного контракта и принял решение о расторжении договора и взыскании с завода 198 млн рублей неотработанных авансов. «Предприятие считает справедливым данное решение суда», — заявили на «Звезде».

Тяжелая «десятина»

Несмотря на относительно удачное завершение судебного процесса, его итог может оказаться для «Звезды» не слишком радостным. «Выплата суммы, которая составляет около 10% от годовой выручки предприятия, однозначно негативно отразится на финансовом состоянии «Звезды», особенно с учетом того, что этот завод выпускает изделия длинного цикла», — рассуждает генеральный директор компании «ПКР» Даниил Новицкий. 

«Решение суда о возврате почти 200 млн рублей негативно отразится на работе предприятия и фактически лишит его оборотных средств», — подтверждает начальник аналитического отдела УК ЛМС Дмитрий Кумановский. По его словам, собственной прибыли для погашения суммы у «Звезды» нет. «Поэтому заводу, скорее всего, придется обращаться в кредитную организацию для того, чтобы вернуть аванс Минобороны», — считает он. 

Но и Минобороны тоже является заложником ситуации: не требовать возврата аванса за невыполненную работу государственное ведомство не может, так как речь идет о средствах госбюджета. 

«Ухудшение финансового состояния «Звезды» может негативно отразиться на работе смежных предприятий, которые закупают продукцию завода, например могут увеличиться сроки сдачи судов», — полагает Даниил Новицкий. 

Аналитики считают, что, исходя из этих перспектив, Минобороны и «Звезда» сумеют договориться о рассрочке при возврате аванса. Одним из вариантов такой договоренности Дмитрий Кумановский считает перезачет авансовых платежей, «поскольку Миноброны остается одним из основных заказчиков «Звезды».

Справка «Нового проспекта»:

ПАО «Звезда»

— крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения (для судостроения, промышленных агрегатов, железнодорожного транспорта). Собственником компании в 2018 году стал екатеринбургский холдинг «Синара» миллиардера Дмитрия Пумянского. По данным СПАРК, выручка ПАО «Звезда» в 2019 году составила 2 млрд рублей, что на 45% больше, чем в 2018 году, а размер чистого убытка предприятия в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом в 21 раз, до 256 млн рублей. В 2020–2021 годах, по данным картотеки арбитражных дел, к ПАО «Звезда» было подано 35 исков на общую сумму более 533 млн рублей.

Актуально сегодня