«Звезда» в иллюминаторе. В Ленобласти проданы два завода судового оборудования
Новый проспект
Статьи

«Звезда» в иллюминаторе. В Ленобласти проданы два завода судового оборудования

Прочитано: 1393
«Звезда» в иллюминаторе. В Ленобласти проданы два завода судового оборудования
Ведущие российские производители судового оборудования «Гесер» и «Арис» перешли в новые руки. Новыми владельцами предприятий, по данным участников рынка, стали выходцы из Минобороны, ранее связанные с медиахолдингом «Звезда». Сумму сделки эксперты оценивают в 800 млн рублей и говорят, что она могла состояться в интересах ОСК.

Нашлись люди с оптимизмом

Бывший владелец «Гесер» и «Арис» Юрий Лебедев подтвердил «Новому проспекту», что продал предприятия. «Мне было трудно управлять активами в нынешней ситуации. Нашлись люди, у которых оптимизма больше, чем у меня», — объяснил он свое решение покинуть бизнес. Кто купил предприятия, он не сообщил.

По данным «Картотека.ру» и СПАРК, доли Юрия Лебедева и Александра Аланда в ООО «Гесер» получил Владимир Ковалев. Судя по базам данных, это его единственный актив. Собственником ООО «Арис» через АО «МИИП» стал Юрий Гуринович, который выкупил 100% долей компании у Юрия Лебедева. Других бизнесов у Юрия Гуриновича также нет.

Три участника рынка сообщили «Новому проспекту», что новые владельц «Арис» и «Гесер» связаны с выходцем из структур Минобороны Русланом Соколовым, который ранее возглавлял ФГУП «Единая телерадиовещательная система вооруженных сил РФ» (управляет медиахолдингом «Звезда»). Руслан Соколов также входил в общественный совет при Минобороны. 

Согласно СПАРК, сейчас Руслан Соколов является учредителем ООО «Морские технологии и проектирование», ООО «Коммодити Трейдинг» (операции с недвижимым имуществом) и ООО «ЦДС Интерцентр» (деятельность учреждений клубного типа). Дозвониться в эти компании, чтобы связаться с Русланом Соколовым, не удалось.

По мнению двух участников рынка, которые в курсе сделки, она могла состояться в интересах Объединенной судостроительной корпорации. «Новый проспект» отправил запрос в ОСК. Если ответ последует, мы его опубликуем.

Оборудование для жилых модулей

Производства группы компаний «Арис» и «Гесер» находятся в поселке Отрадное Ленобласти. С 1999 года предприятия занимаются проектировкой и выпуском судового оборудования (иллюминаторов, сантехнических кабин, мебели и т.д.) для оснащения жилых модулей кораблей. В отличие от некоторых других компаний, работающих в этом сегменте, «Гесер» производит оборудование из комплектующих собственного производства, а не из импортных. 

«С приходом нового собственника у «Гесера» появится мощный административный ресурс при получении заказов», — считает один из участников судостроительного рынка. 

Ранее «Гесер» и «Арис» активно сотрудничали с крупными судостроительными предприятиями, такими как Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Выборгский судостроительный завод, «Янтарь» и др. Основной из заказчиков — судостроительный завод «Пелла» Герберта Цатурова. Причем до конца 2017 года «Пелла» была совладельцем «Гесер» и «Арис», но затем вышла из состава собственников.

По данным СПАРК и «Картотека.ру», выручка «Гесера» за 2019 год составила 1,7 млрд рублей против 1,9 млрд рублей годом ранее. Прибыль в прошлом году достигла176 млн рублей против 363 млн рублей в 2018 году. Выручка ООО «Арис» за 2019 год составила 71 млн рублей против 227 млн рублей годом ранее. А прибыль в 2019 году была на уровне 18 млн рублей против 30 млн рублей в 2018 году.

По оценке начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, совокупная стоимость активов при продаже могла составить около 800 млн рублей. Участники рынка полагают, что цена могла быть даже несколько выше.

Рынок сокращается и импортозамещается

Дмитрий Кумановский считает, что сделка совершена в интересах основного заказчика судового оборудования в России - ОСК. Бывшие собственники предприятий, по его словам, выбрали подходящее время для того, чтобы выйти из бизнеса. «Объем заказов для производителей судового оборудования может сократиться, поскольку федеральные власти заявляют об уменьшении объемов гособоронзаказа», — поясняет Дмитрий Кумановский.

Не растет и объем гражданских заказов. По данным исследования «INFOLine-Аналитика», в текущем году российские верфи сдадут не более 60 крупных гражданских судов, что на 20% меньше, чем в прошлом году. Таким образом, продолжится наметившаяся в 2019 году тенденция по сокращению рынка судостроения и кораблестроения в РФ. По подсчетам «INFOLine-Аналитика», в минувшем году рынок сократился на 19%, до 137,8 млрд рублей.

Однако, Михаил Бурмистров, глава компании «INFOLine-Аналатика», оптимистичен в прогнозах относительно развития рынка судового оборудования. «Отечественное производство судовых комплектующих и оборудования динамично растет, особенно для гражданского флота. Это связано с введением санкций против России и изменением норм постановления N719. Если производитель получает заключение Минпромтогра по этому постановлению, это фактически открывает ему доступ к гособоронзаказу и закупкам госкомпаний. В 2020 году были приняты поправки в данное постановление: государство еще увеличило требования по проценту локализации, которую должны соблюдать компании, претендующие на госзаказ», — говорит он .

Что касается рынка судового оборудования для жилых модулей, то среди российских производителей этого сектора крупными компаниями считаются «Гесер», «Морские комплексные системы», WMF, ООО «Судовые проекты и технологии» ООО «Флагман», ООО «Центр судовой мебели «Рапс» и др. На рынке также работают импортеры судового оборудования из Кореи, Китая, Польши и Германии. 

По оценке гендиректора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева, до введения санкций импорт в сегменте составлял около 80%. «Однако импортозамещение идет хорошими темпами. Сейчас технические возможности отечественных производителей могут полностью закрыть потребности российских судостроителей в данном оборудовании», — комментирует он. По словам Александра Соловьева, доля оборудования для жилых модулей может составлять от 2% до 4% от общей стоимости судна.

«Бригантина» ждет попутного ветра

Выйдя из бизнеса «Гесер» и «Арис», Юрий Лебедев решил начать новый проект. Он с коллегами создал ООО «Бригантина» для производства судового оборудования в Кировском районе. Он рассказал «Новому проспекту», что планировал закупить оборудование для выпуска новых видов продукции, которые будут востребованы не только в военном, но и в гражданском судостроении. В конце сентября под этот проект Фонд развития промышленности (ФРП) одобрил выдачу займа «Бригантине» в размере 410 млн рублей под 1% годовых. По данным ФРП, общая стоимость проекта составит 549 млн рублей. Однако, по словам Юрия Лебедева, от займа пришлось отказаться, поскольку из-за эпидемии коронавируса ввоз импортного оборудования для создания завода сейчас невозможен. «Проект заморожен, но мы от него не отказываемся», — сообщил он «Новому проспекту».

судостроение
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Судостроительный завод «Море» банкротит структуру судостроительного холдинга «Пелла» в Ленобласти. До банкротства может и не дойти, но финансовых проблем ответчику не избежать.
Руководство Крыма лоббирует передачу заказов на ледоколы и буксирно-спасательные суда феодосийскому судостроительному заводу «Море». До сих пор основными исполнителями таких заказов были верфи Северо-Запада, в частности Петербурга. 
Кингисеппский машиностроительный завод построит для ФКУ «Речводпуть» 13 катеров для работы в арктической зоне. Стоимость контракта превышает 1 млрд рублей. Для КМЗ это новое направление работы. Учитывая курс государства на обновление устаревшего речного флота, перед заводом открывается широкая рыночная ниша.

Удалить нельзя оставить. «Новый проспект» и Союз журналистов Петербурга и Ленобласти провели правовой вебинар для редакторов и журналистов
16 июня 2021
Подкаст «Под ключ». Новый выпуск «Недвижимость vs биржа ─ сравниваем доходность, плюсы и минусы»
19 мая 2021
Станцию метро "Ладожская" закроют на капремонт только в 2023 году
27.07.2021
"Ночлежка" построит под Гатчиной приют для пожилых людей
27.07.2021
Продавцы Ozon смогут сами быстро доставлять товары покупателям
27.07.2021
Российские вузы не намерены лишать непривитых студентов права на очные занятия
27.07.2021
Из-за угрозы признания иноагентом прекратил работу медиа-проект "Четвертый сектор"
27.07.2021
Главу штаба Навального в Петербурге сняли с гонки за кресло в ЗАКСе
27.07.2021
Суд признал банкротом петербургского ресторатора Евгения Кадомского. Его долги превышают 1 млрд рублей
27.07.2021
Российские гимнастки впервые в истории завоевали Олимпийское командное золото
27.07.2021
«Магнит» отказался развивать алкомаркеты
27.07.2021
Россияне, которые начали социальную газификацию за свой счет, получат компенсации из бюджета
27.07.2021
Бюджет Петербурга уже пополнен на 55,3% от годового плана. Треть поступлений обеспечили "малыши"
27.07.2021
Расходы деловых туристов в Петербурге в этом году превысят 2,4 млрд рублей
27.07.2021
Facebook создаст цифровую вселенную, где пользователи смогут свободно играть, общаться и работать
27.07.2021
У Москвы и Петербурга хотят забрать часть налогов и отдать их регионам
27.07.2021
Сенаторы от Чечни меняют закон о выплатах семьям умерших парламентариев
27.07.2021
Иван Сафронов останется в тюрьме до 7 октября. Суд продлил его арест
27.07.2021
Чистая прибыль Tesla за второй квартал впервые превысила $1 млрд
27.07.2021
YouTube по требованию Роскомнадзора блокирует каналы соратников Навального
27.07.2021
В Петербург прибыла первая партия вакцины «Спутник Лайт», которой достаточно уколоться всего один раз
27.07.2021
На фоне пандемии удвоилось количество людей, которые чувствуют себя одинокими
27.07.2021
В Ленобласти сегодня объявлено штормовое предупреждение. В Петербурге осадков не будет
27.07.2021
Экономическая полиция проводит обыск в администрации Бугров по делу о мошенничестве с землей
27.07.2021
Автомобильный завод Nissan в Петербурге ушел на каникулы
27.07.2021
Золото четверть века спустя. Российские пловцы завоевали еще две награды на Олимпиаде
27.07.2021
"Биокад" приступил к испытаниям вакцины от COVID-19 по новой технологии
26.07.2021
Александр Беглов пообещал построить семь станций метро в Петербурге до 2024 года
26.07.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки