«Звезда» в иллюминаторе. В Ленобласти проданы два завода судового оборудования

Ведущие российские производители судового оборудования «Гесер» и «Арис» перешли в новые руки. Новыми владельцами предприятий, по данным участников рынка, стали выходцы из Минобороны, ранее связанные с медиахолдингом «Звезда». Сумму сделки эксперты оценивают в 800 млн рублей и говорят, что она могла состояться в интересах ОСК.

Нашлись люди с оптимизмом

Бывший владелец «Гесер» и «Арис» Юрий Лебедев подтвердил «Новому проспекту», что продал предприятия. «Мне было трудно управлять активами в нынешней ситуации. Нашлись люди, у которых оптимизма больше, чем у меня», — объяснил он свое решение покинуть бизнес. Кто купил предприятия, он не сообщил.

По данным «Картотека.ру» и СПАРК, доли Юрия Лебедева и Александра Аланда в ООО «Гесер» получил Владимир Ковалев. Судя по базам данных, это его единственный актив. Собственником ООО «Арис» через АО «МИИП» стал Юрий Гуринович, который выкупил 100% долей компании у Юрия Лебедева. Других бизнесов у Юрия Гуриновича также нет.

Три участника рынка сообщили «Новому проспекту», что новые владельц «Арис» и «Гесер» связаны с выходцем из структур Минобороны Русланом Соколовым, который ранее возглавлял ФГУП «Единая телерадиовещательная система вооруженных сил РФ» (управляет медиахолдингом «Звезда»). Руслан Соколов также входил в общественный совет при Минобороны. 

Согласно СПАРК, сейчас Руслан Соколов является учредителем ООО «Морские технологии и проектирование», ООО «Коммодити Трейдинг» (операции с недвижимым имуществом) и ООО «ЦДС Интерцентр» (деятельность учреждений клубного типа). Дозвониться в эти компании, чтобы связаться с Русланом Соколовым, не удалось.

По мнению двух участников рынка, которые в курсе сделки, она могла состояться в интересах Объединенной судостроительной корпорации. «Новый проспект» отправил запрос в ОСК. Если ответ последует, мы его опубликуем.

Оборудование для жилых модулей

Производства группы компаний «Арис» и «Гесер» находятся в поселке Отрадное Ленобласти. С 1999 года предприятия занимаются проектировкой и выпуском судового оборудования (иллюминаторов, сантехнических кабин, мебели и т.д.) для оснащения жилых модулей кораблей. В отличие от некоторых других компаний, работающих в этом сегменте, «Гесер» производит оборудование из комплектующих собственного производства, а не из импортных. 

«С приходом нового собственника у «Гесера» появится мощный административный ресурс при получении заказов», — считает один из участников судостроительного рынка. 

Ранее «Гесер» и «Арис» активно сотрудничали с крупными судостроительными предприятиями, такими как Адмиралтейские верфи, Северная верфь, Выборгский судостроительный завод, «Янтарь» и др. Основной из заказчиков — судостроительный завод «Пелла» Герберта Цатурова. Причем до конца 2017 года «Пелла» была совладельцем «Гесер» и «Арис», но затем вышла из состава собственников.

По данным СПАРК и «Картотека.ру», выручка «Гесера» за 2019 год составила 1,7 млрд рублей против 1,9 млрд рублей годом ранее. Прибыль в прошлом году достигла176 млн рублей против 363 млн рублей в 2018 году. Выручка ООО «Арис» за 2019 год составила 71 млн рублей против 227 млн рублей годом ранее. А прибыль в 2019 году была на уровне 18 млн рублей против 30 млн рублей в 2018 году.

По оценке начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, совокупная стоимость активов при продаже могла составить около 800 млн рублей. Участники рынка полагают, что цена могла быть даже несколько выше.

Рынок сокращается и импортозамещается

Дмитрий Кумановский считает, что сделка совершена в интересах основного заказчика судового оборудования в России - ОСК. Бывшие собственники предприятий, по его словам, выбрали подходящее время для того, чтобы выйти из бизнеса. «Объем заказов для производителей судового оборудования может сократиться, поскольку федеральные власти заявляют об уменьшении объемов гособоронзаказа», — поясняет Дмитрий Кумановский.

Не растет и объем гражданских заказов. По данным исследования «INFOLine-Аналитика», в текущем году российские верфи сдадут не более 60 крупных гражданских судов, что на 20% меньше, чем в прошлом году. Таким образом, продолжится наметившаяся в 2019 году тенденция по сокращению рынка судостроения и кораблестроения в РФ. По подсчетам «INFOLine-Аналитика», в минувшем году рынок сократился на 19%, до 137,8 млрд рублей.

Однако, Михаил Бурмистров, глава компании «INFOLine-Аналатика», оптимистичен в прогнозах относительно развития рынка судового оборудования. «Отечественное производство судовых комплектующих и оборудования динамично растет, особенно для гражданского флота. Это связано с введением санкций против России и изменением норм постановления N719. Если производитель получает заключение Минпромтогра по этому постановлению, это фактически открывает ему доступ к гособоронзаказу и закупкам госкомпаний. В 2020 году были приняты поправки в данное постановление: государство еще увеличило требования по проценту локализации, которую должны соблюдать компании, претендующие на госзаказ», — говорит он .

Что касается рынка судового оборудования для жилых модулей, то среди российских производителей этого сектора крупными компаниями считаются «Гесер», «Морские комплексные системы», WMF, ООО «Судовые проекты и технологии» ООО «Флагман», ООО «Центр судовой мебели «Рапс» и др. На рынке также работают импортеры судового оборудования из Кореи, Китая, Польши и Германии. 

По оценке гендиректора Выборгского судостроительного завода Александра Соловьева, до введения санкций импорт в сегменте составлял около 80%. «Однако импортозамещение идет хорошими темпами. Сейчас технические возможности отечественных производителей могут полностью закрыть потребности российских судостроителей в данном оборудовании», — комментирует он. По словам Александра Соловьева, доля оборудования для жилых модулей может составлять от 2% до 4% от общей стоимости судна.

«Бригантина» ждет попутного ветра

Выйдя из бизнеса «Гесер» и «Арис», Юрий Лебедев решил начать новый проект. Он с коллегами создал ООО «Бригантина» для производства судового оборудования в Кировском районе. Он рассказал «Новому проспекту», что планировал закупить оборудование для выпуска новых видов продукции, которые будут востребованы не только в военном, но и в гражданском судостроении. В конце сентября под этот проект Фонд развития промышленности (ФРП) одобрил выдачу займа «Бригантине» в размере 410 млн рублей под 1% годовых. По данным ФРП, общая стоимость проекта составит 549 млн рублей. Однако, по словам Юрия Лебедева, от займа пришлось отказаться, поскольку из-за эпидемии коронавируса ввоз импортного оборудования для создания завода сейчас невозможен. «Проект заморожен, но мы от него не отказываемся», — сообщил он «Новому проспекту».

Актуально сегодня