Бизнес с угольком. Известный израильский бизнесмен строит производство в Ленобласти
Поделитесь публикацией!

Бизнес с угольком. Известный израильский бизнесмен строит производство в Ленобласти

Бизнес с угольком. Известный израильский бизнесмен строит производство в Ленобласти

Компания «Лен уголь» Давида бен Нани (Наникашвили) запускает в Лодейном Поле (Ленинградская область) производство прессованного угля (биоугля) из отходов деревообрабатывающей промышленности методом пиролиза. На первом этапе планируется запуск линии мощностью 5–6 тыс. т в год с объемом инвестиций в $3,5 млн. На втором этапе мощности вырастут до 10–12 тыс. т, а инвестиции — до $7 млн. Давид бен Нани отметил, что это только начало: в его планах построить в регионе еще два крупных предприятия, вложив в общей сложности не менее $20 млн.

Давид бен Нани (Наникашвили) родился в 1954 году, его семья репатриировалась из Грузии в Израиль в 1972 году. В Израиле он создал завод обработке алмазов. В начале 2000-х годов Давид бен Нани жил в Казахстане и занимался крупным проектом по строительству жилья в Астане с объемом инвестиций более $4 млрд (затем он был продан Israel's Financial Levers, сооснователем которой является израильский миллиардер Авраам Наникашвили).

Давид бен Нани возглавляет еврейскую общину Астаны. Последние 2 года предприниматель проживает в Израиле, где местные СМИ называют его родственником Авраама Наникашвили, который вел бизнес с Романом Абрамовичем, Семеном Вайнштоком, Вячеславом Мирилашвили и другими известными предпринимателями. Но сам Давид бен Нани отмечает, что эта информация не соответствует действительности: с Авраамом Наникашвили они однофамильцы.

В 2010 году бизнесмен планировал создать в России телекоммуникационную компанию. Он зарегистрировал ООО «Ван Смарт Стар. Ру» и вел переговоры с российскими мобильными операторами. Проект предполагал перевод юридических лиц на четырехзначные телефонные номера (набор через «звездочку», и далее — четыре цифры номера абонента), как это практикуется в Израиле, однако реализовать его не удалось.

Свой второй заход на российский рынок предприниматель решил начать с производства биоугля. Помимо этого Давид бен Нани планирует развивать в Ленинградской области переработку молочной продукции, инвестировав в не менее €30 млн. Он уже зарегистрировал компанию «Натурал Милк» и намерен создать кластер по молочной переработке. «Сейчас в России весьма велик объем импортной продукции и контрафакта, при этом хорошая качественная сырьевая база», — отмечает инвестор. Всего бизнесмен готов создать в регионе около 3 тыс. рабочих мест. Однако реализация этих планов отложена в связи с пандемией. 

Биоуголь на экспорт

Под производство биоугля инвестор выкупил площади некогда крупного неработающего деревообрабатывающего комбината в Лодейном Поле. За несколько лет были реконструировано три цеха общей площадью 4,5 тыс. м2. В настоящее время идут пусконаладочные работы, которые планируется завершить в I квартале 2021 года. На первых порах будет работать один цех, затем планируется ввести в эксплуатацию еще два. Срок окупаемости составит около 3 лет. Местом для создания предприятия инвестор выбрал Ленинградскую область, хотя кроме России он рассматривал и другие страны: Грузию, Казахстан, Болгарию. Однако, по его словам, в Ленобласти достаточно высокие запасы лесного сырья, а кроме того, глубокая переработка леса пока не отлажена. В планах также развивать собственную сырьевую базу, пока же у компании есть договоренности с местными поставщиками.

Давид бен Нани отмечает, что его привлекла государственная политика, которая подразумевает поддержку глубокой переработки сырья. Для России производство является инновационным: технология была разработана в Израиле, карбонизатор для производства построен в Китае, а оборудование для завода закупалось по всему миру, говорит он.

«Сейчас, как правило, для производства биоугля используется ретортная технология. В реторту загружается древесина и ставится на огонь. Это долгий прерывный процесс, который не дает высокого качества продукции. Мы нашли непрерывную технологию, которая позволяет превращать сырье в порошок, а затем изготавливать из него различные формы под прессом. Дело в том, что древесный уголь, который сейчас в основном производится в России, не слишком востребован за рубежом. В нем много мусора и пыли», — отмечают в компании.

Объем предварительно заключенных контрактов на поставки продукции уже втрое превышает мощности производства. Основные поставки запланированы в Бельгию, Австрию, Израиль, Казахстан, идут переговоры с партнерами из Германии. «Мы рассчитываем после снятия ограничений встретиться с губернатором Ленинградской области и обсудить наши планы на развитие производства в регионе. Здесь очень важен вопрос государственной политики в отношении переработчиков сырья, а также создания достаточной сырьевой базы. В России много возможностей для развития бизнеса и хорошая сырьевая база для многих производств, тем более сейчас сырье часто уходит за границу. Это ключевой вопрос, который надо решить. В ином случае придется ограничиться небольшим производством», — рассказывает Давид бен Нани.

Рынок с перспективой 

Марина Зотова, консультант агентства WhatWood, отмечает, что объем потребления древесного угля в целом в России около 370 тыс. т в год и реализуется в основном через торговые сети, магазины у дома, супермаркеты, гипермаркеты (X5 Retail Group, «Магнит», Auchan, «Дикси», «О'Кей», «Лента», METRO — около 50% от ежегодного объема продаж). На Москву и Московскую область приходится 35-40% потребления. В 2018 году объем экспорта составил 48 тыс. т, что на 16% больше, чем годом ранее. Главный спрос обеспечили китайские компании, в основном за счет поставок со своих же заводов, построенных в России. Основной объем поставок на экспорт приходится на кусковой древесный уголь (60%). 

Как посчитал начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС» Дмитрий Кумановский, общий объем производства биоугля методом пиролиза в России составляет почти 100 тыс. т. Остальные объемы древесного угля для широкого потребителя обеспечивает производство по другим технологиям.

«Производство биоугля непрерывно растет, так как у нас в стране есть много сырья, кроме того, есть такое понятие, как санитарная рубка пораженного леса. АО «Роснано» заинтересовалось рынком биоугля и заказывало исследование рынка. Основной потребитель древесного угля в России — это граждане, покупающие уголь для гриля. Существенная часть идет на экспорт. В Европе, помимо этого, биоуголь стал чрезвычайно популярен в борьбе за экологию как замена традиционному углю. Также это наименее затратный по инвестициям способ быстро снизить вредные выбросы в атмосферу для перепродажи квот на выбросы промышленным государствам, чем занимаются многие страны», — говорит Дмитрий Кумановский.

По его словам, заявленные объемы производства невысоки, предприятие будет расширяться. «Например, швейцарская группа компаний AVA-CO2 Schweiz AG в 2010 году ввела в эксплуатацию первую в мире промышленную установку для производства биоугля по технологии НТС производительностью 8,4 тыс. т в год, а спустя 2 года была запущена и вторая подобная установка», — отмечает Дмитрий Кумановский.

Вокруг экологии

Одним брикетным заводом подобного типа владеет ООО «Сибирский биоуголь». Гарик Гаспарян, генеральный директор предприятия, говорит, что доля нового производителя в российском производстве составит примерно 10% (при запуске двух линий общим объемом от 10 тыс. т. — Прим. «НП»). «Данная продукция, безусловно, пользуется большим спросом, а спектр потребителей очень большой — от частного до промышленного использования. На самом деле ёмкость экспортного рынка древесного угля очень велик, я бы сказал бесконечен», — отмечает он.

По его словам, отношение израильской технологии разное. «Достоинствами технологии подобного рода являются простота, высокая производительность, возможность формования конечного продукта и снижения себестоимости. Однако она имеет очень большой недостаток — неэкологичность продукта из-за наличия в нем связующих химических элементов в виде крахмала (10–25%). Такой уголь не принято называть биоуглем, так как он не произведен из 100% древесины и имеет химические примеси, при горении он выделяет неприятный запах», — говорит Гарик Гаспарян.

Впрочем, в ООО «Лен уголь», наоборот, считают свою технологию экологичной. «Наша продукция абсолютно экологически чистая и удобная для потребителей. Биоуголь, изготовленный по непрерывной технологии, обладает высокой теплотворной способностью, у него долгое время горения, и он более чистый по сравнению с традиционным древесным углем. Кроме того, он не дает ни дыма, ни запаха. Биоуголь также используется в металлургии, он очень удобен для розжига печей и потому будет востребован у металлургических компаний», — говорит заместитель руководителя проекта «Лен уголь» Вениамин Беркуцкий.

Справка «Нового проспекта»:

Среднее потребление древесного угля на одного жителя в Европе, по данным WhatWood, составляет 2,54 кг в год, в США ― 2,88 кг в год, в Канаде ― 2,38, Японии ― 1,24, Корее ― 2,64 кг в год. В России, согласно официальной статистике, объем производства древесного угля в 2018 году составил 60,4 тыс. т, а потребление на одного человека ― 0,17 кг в год, что ниже, чем в любой другой стране Европы. Частично столь низкий показатель объясняется продолжительным холодным периодом, производство и продажи в который снижаются в 4–5 раз по сравнению с пиковым сезоном в мае-августе. Другая причина — неполный сбор данных по производству Росстатом.

Фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ

Возврат к списку