Золотой контейнер. «Глобал Портс» увеличит мощности на Балтике в 5 раз

Крупнейший оператор морских контейнерных терминалов «Глобал Портс» намерен вложить 50 млрд рублей в расширение АО «Усть-Лужский контейнерный терминал» в Кингисеппском районе Ленобласти. Эксперты отмечают высокую актуальность этого проекта на фоне изменившейся логистики и растущей популярности контейнерных перевозок.

Соглашение об увеличении мощностей и развитии Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ) сегодня на полях ПМЭФ-2024 подписали генеральный директор ООО «УК «Глобал Портс» Альберт Лихолет и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

В рамках соглашения будут построены вторая и третья очереди терминала контейнерных и навалочных грузов. Их мощность в результате вырастет с 5 млн тонн до 25 млн тонн в год. Завершить расширение инвестор планирует к 2033 году.

«Спрос на портовые мощности в настоящее время превышает предложение, поэтому инвестиции в эту отрасль будут увеличиваться. Новый проект УЛКТ пока на стадии проработки, но ожидаем вложения в размере почти 50 млрд рублей. Промышленность региона продолжит расти. Это значит, что с загрузкой терминалов проблем не будет», — заявил Александр Дрозденко.

«Логистика в последние годы поменялась. Поэтому и перед регионом, и перед нами открылось окно возможностей. Те преимущества, которые есть у глубоководного порта в Усть-Луге, абсолютно точно позволяют нам создать новую линию контейнерной логистики на Северо-Западе», — добавил Альберт Лихолет.

Балтика наверстывает упущенное

Эксперты отмечают, что российский контейнерный рынок практически преодолел спад 2022 года и вернулся на объемы перевалки первых кварталов 2021 и 2022 годов. При этом Балтика продолжает интенсивно восстанавливать свои позиции. По прогнозам участников рынка, объем контейнерных перевозок в текущем году может вырасти на 5-10%.

«Порты Балтики остаются востребованными на фоне дефицита мощностей железных дорог. Мы видим развитие перевозок deep sea маршрутами между портами Азиатско-Тихоокеанского региона и контейнерными терминалами Балтики, в том числе и по Северному морскому пути», — комментирует руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов.

По его словам, также есть потребность в перевалке, например, минеральных удобрений и зерновых, для которых пока не хватает специализированных мощностей. «Кроме того, к 2033 году можно рассчитывать на возобновление торговых связей с Европой. Это сделает контейнерные мощности еще более востребованными», — надеется Виталий Чернов.

Три причины для расширения

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов назвал три причины актуальности этого проекта. «Компания может рассчитывать в первую очередь на переориентацию логистических маршрутов, на то, что часть товарных потоков пойдет на Северо-Запад в связи с высокой загрузкой Восточного полигона и портов юга страны», — считает Дмитрий Баранов.

Кроме того, по его словам, можно рассчитывать на рост объемов различных производств на Северо-Западе России. «Это увеличит поставки сырья и комплектующих в контейнерах для местных производителей. Также увеличится вывоз из региона готовой продукции», — говорит Дмитрий Баранов.

Еще одна причина актуальности проекта, на которую указал эксперт, — это рост популярности контейнерных перевозок. «Контейнеры компактны, их удобно перевозить, при этом они обеспечивают высокую сохранность груза», — добавил эксперт.

По его словам, рост спроса на контейнерные и навалочные грузы находится в прямой зависимости от увеличения перевозок по Северному морскому пути и освоения Арктики. «Интерес к портам Северо-Запада России могут проявить страны Азии, Ближнего Востока и Африки. Также не исключен интерес со стороны стран Латинской и Центральной Америки», — заключил Дмитрий Баранов.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Усть-Лужский контейнерный терминал (УЛКТ) находится в порту Усть-Луга и занимается перевалкой контейнерных и навалочных грузов. Первая очередь терминала заработала в 2011 году, сейчас его мощность — 5 млн тонн в год.

«Глобал Портс» — крупнейший в России оператор морских контейнерных терминалов в России, в холдинг входят контейнерные и многофункциональные терминалы «Петролеспорт», Первый контейнерный терминал (Петербург), УЛКТ, «Моби Дик» (Кронштадт) на Балтийском море, а также Восточная стивидорная компания на Дальнем Востоке, два контейнерных терминала в Финляндии и терминал «Логистический парк «Янино». Крупнейший акционер «Глобал Портс» — ГК «Дело», которую контролируют Сергей Шишкарев и «Росатом».

В первом квартале 2024 года контейнерный оборот морских терминалов «Глобал Портс» увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 59,4%, до 297 тыс. TEU, сообщала компания. В том числе оборот на Балтике в первом квартале вырос до 155 тыс. TEU, или в 10,2 раза, по сравнению с первым кварталом 2023 года.

Актуально сегодня