Золотая лихорадка. Как лаборатории зарабатывают на коронавирусе

Частные лабораторные службы Петербурга рапортуют о резком увеличении объемов работ, связанных с тестированием на коронавирус. За последнюю неделю выручка лабораторий увеличилась на 24%, а количество самих исследований — на 30%. Но пока сложно сказать, сможет ли «ковидная лихорадка» обеспечить лабораториям такой же бурный рост финансовых показателей по итогам года.

Лаборатории Петербурга и Ленобласти за минувшую неделю увеличили выручку на 24%, до 10 млн рублей, при этом количество транзакций выросло на 30% неделя к неделе. Об этом свидетельствует статистика эквайрингового бизнеса, озвученная на днях ВТБ.

Сопоставимо увеличился спрос на услуги медлабораторий и в целом по стране. Оборот компаний за прошедшую неделю вырос к предыдущей неделе на 21%, до 77 млн рублей, а количество транзакций увеличилось на 21% по сравнению с предыдущей неделей — почти до 40 тыс. Средний чек составил 3,2 тыс. рублей, это на 11% больше, чем неделей ранее, подсчитали в ВТБ.

«Изменение эпидемиологической ситуации в России привело к росту спроса на услуги лабораторий, в частности на проведение ПЦР-тестирования и анализов на антитела. Поэтому выручка лабораторий выросла. По нашей оценке, этот рост продолжится в первую очередь в Москве, где недавно вступили в силу новые правила посещения заведений общепита», — комментирует Сергей Кирпиченко, заместитель руководителя департамента эквайринга ВТБ.

Антитела на пике спроса

Участники рынка подтверждают выросший спрос на «ковидные» исследования. «Прирост заказов по ПЦР-исследованиям на COVID-19 за прошлую неделю (с 21 по 27 июня) по отношению к предыдущей неделе составил 53%. Количество тестов на антитела за аналогичный период выросло на 270%. Основную долю заказов (78%) составляют тесты на количественные антитела IgG, которые показывают уровень антител класса G как после вакцинации препаратами «Спутник V» и «КовиВак», так и после перенесенного заболевания», — сообщила Дарья Горякина, заместитель гендиректора «Лабораторной службы «Хеликс».

Вместе с тем некоторые лаборатории с трудом справляются с выросшим спросом на исследования. Например, сеть KDL сообщила на своей странице в Facebook, что приостанавливает тестирование на антитела IgG к коронавирусу из-за дефицита реагентов. При этом KDL предлагает исследование тех же антител в другом, полуколичественном формате. «В результате теста выдается цифровое значение коэффициента позитивности. Он показывает во сколько раз уровень антител в исследуемой сыворотке больше порогового уровня», — поясняют представители KDL.

Бессмысленно, беспощадно и дорого

Глава компании Coris Лев Авебрах считает, что сейчас лабораторные службы увеличивают обороты за счет того, что граждане в панике и бессистемно начинают сдавать анализы на антитела к коронавирусу. «Очевидно, что это связано не только с новыми ограничениями на посещение общественных мест. Многие просто хотят понять, есть ли у них иммунитет к вирусу», — продолжает он. Однако, по словам Льва Авербаха, нигде в мире тесты на антитела не делают. «Кто вам сказал, что вы сами должны узнать у себя количество антител на COVID-19? А главное — для чего? Чтобы увеличить прибыль лабораторий? Поверьте, у них и так всё в порядке», — говорит он.

По словам руководителя лабораторных проектов ГК «Медма» (включает сеть «Ситилаб») Александра Соловьева, проблема в том, что сейчас нет единого эталона для сопоставления результатов «антительных» тестов, который мог бы унифицировать показатели, полученные на оборудовании разных производителей. «Кроме того, пока не изучена связь между количеством антител и реальным иммунитетом к коронавирусу», — добавляет он.

Заработать на ковиде

Несомненно, коронавирус остается одним из основных драйверов рынка лабораторных исследований. Это констатирует глава Федерации лабораторной медицины Михаил Годков. Тренд подтверждают и другие аналитики. По данным BusinesStat, в прошлом году рынок медлабораторий вырос на 18%, до 330,6 млн исследований. Из них чуть более 30% заняли исследования на выявление коронавируса. Этот сегмент и обеспечил основной рост всего рынка.

В денежном выражении, по данным аналитиков, рынок увеличился примерно на 20%, до примерно 340 млрд рублей.

Некоторые участники сегмента показали впечатляющие финансовые результаты, несмотря на то что в апреле-мае 2020 года посещаемость медицинских офисов и лабораторий снижалась на 70%. Но провал был довольно быстро скомпенсирован во второй половине года.

По данным аналитического центра Vademecum, больше всего выручка выросла у компании «Гемотест» — с 5,8 млрд до 17,6 млрд рублей. «Инвитро» нарастило обороты с 20 млрд до 25 млрд рублей за 2020 год, «Ситилаб» — с 3 млрд до 5,9 млрд рублей. В «Хеликсе» сейчас не раскрывают финансовых показателей, однако летом прошлого года представители компании говорили, что в 2019 году выручка составила 6 млрд рублей, а в 2020 году ожидался рост на уровне 40–50%.

Стоимость среднего чека в «Инвитро» за прошлый год выросла на 15%, «Гемотесте» — на 6%, «Ситилабе» — на 10%, в «Хеликсе» — на 12%. При этом в компаниях «Ситилаб» и «Гемотест» на исследования, связанные с выявлением ковида, пришлось около 60% от выручки за 2021 год, отмечали в аналитическом центре Vademecum.

У других компаний доля «ковидных» анализов была меньше. Например, по данным пресс-службы «Инвитро», в пик пандемии доля выполняемых тестов на COVID-19 занимала до 20% от общего количества исследований, проведенных лабораторией в Петербурге.

По словам Александра Соловьева, наиболее значительные объемы тестирований, связанных с коронавирусом, провели компании, которые смогли получить крупные госзаказы на анализы. «Именно это и позволило им значительно нарастить выручку», — полагает эксперт.

Сейчас форс-мажор, завтра — рутина

Прогнозы на 2021 год эксперты дают очень аккуратно. «Сейчас сложно предположить, каким будет рост рынка», — отметил Александр Соловьев. Дело в том, что тарифы на проведение исследований в рамках ОМС, которыми занимаются и частные лаборатории, снизились. В прошлом году они составляли в среднем от 700 до 1 тыс. рублей за одно исследование, а в текущем — уже 400–600 рублей за исследование. «Поэтому предположить, насколько вырастет выручка компаний по итогам года, пока сложно. Даже если участники рынка смогут нарастить объем тестирования в рамках госзаказа, их оборот может вырасти незначительно», — считает Александр Соловьев.

Но некоторые участники рынка дают четкие и довольно оптимистичные прогнозы на текущий год. «Мы ожидаем прирост выручки более чем на 25%», — сообщили в пресс-службе «Инвитро» и пояснили, что помимо исследований на ковид сохраняется стабильно высокий спрос на топ-50 самых популярных исследований, включая факторы воспаления, клинический анализ крови и витамин D.

«Мы полагаем, что вирус ковида останется с нами надолго. Вероятно, что тесты, связанные с его определением, войдут в число рутинных исследований и будут востребованы по мере необходимости для выявления первичного заболевания», — отметили в пресс-службе.

Но не все эксперты считают, что в долгосрочной перспективе коронавирус останется основным драйвером роста рынка. «Мне кажется, ковид — это некая частность, характеризующая развитие нашего общества», — рассуждает Михаил Годков. Он отмечает, что, по отзывам некоторых экспертов, ХХI век в принципе будет веком эпидемий, потому что мы активно перемещаемся по миру и границы между странами стираются. «Мы можем говорить о том, что в общем-то победили грипп, сейчас боремся с коронавирусом, а в перспективе в мире может появиться еще какая-то новая инфекция», — говорит Михаил Годков.

По его мнению, рынок лабораторных исследований будет в перспективе расти за счет тенденций, не связанных с борьбой с инфекциями. «Медицина становится всё более персонализированной, нацеленной на профилактику болезней. Основным инструментом для развития этих направлений станут лабораторно-клинические исследования. Это даст дополнительный импульс для развития рынка», — заключает Михаил Годков.


Читайте также по теме
Актуально сегодня