Жёсткий диалог о ценах. Продукты в магазинах резко подорожают
Переговоры о повышении цен на продукты питания между поставщиками и ретейлерами, длившиеся почти 3 месяца, подходят к концу. При росте себестоимости товаров на 20-30% производители смогли договориться о повышении цен максимум на 5-7%, да и то далеко не все. Это одни из самых жёстких переговоров за последние 15 лет, говорят поставщики.
Производители и поставщики продуктов питания с конца июля начали массово отправлять федеральным сетям уведомления о вынужденном повышении отпускных цен. При росте себестоимости сырья с начала года на 20-30% производители говорят о необходимости повышения цен на 5-15%.
Принимать решения о новых условиях поставок федеральные ретейлеры начали только в середине сентября. Договориться удалось пока не всем. К концу октября сети заканчивают принимать повышение, так как начнут готовиться к высокому сезону предновогодних продаж.
На сети идёт давление сверху
В этом году многие производители уже повышали закупочные цены весной из-за инфляции. Тогда в среднем рост цен составил 3-4%. Однако сырьё дорожало весь текущий год.
«Мы бы хотели поднять цены на 15%. Это важно, потому что за последние 1,5-2 месяца мы наблюдаем резкое повышение себестоимости нашей продукции. Сахар, масло подорожали на 20-30%, мука — на 15%. Дорожает также упаковка и тара для перевозки продукции», — говорит глава холдинга «Петрохлеб» Валентин Иванов. Он сообщил, что только недавно начал вести переговоры с сетями о повышении цен на свою продукцию и рассчитывает, что они увенчаются успехом примерно к концу октября.
Представитель ГК «Галактика» (ТМ «Большая кружка») рассказал, что компания ведёт переговоры о повышении цен примерно с июля на 5-7%, и только сейчас удалось согласовать такие изменения с ретейлерами.
На прошлой неделе гендиректор «Союзмолока» Артём Белов даже направил в Минпромторг и ФАС письмо с информацией о существенном росте себестоимости производства сырого молока и готовой молочной продукции (копия есть в распоряжении «Нового проспекта»). В нём сообщается, что в сырьевом секторе увеличение затрат по сравнению с предпандемийным уровнем составило 28%, в перерабатывающем — от 14% до 31%.
«Повышение себестоимости производства и переработки молока не было компенсировано повышением цен реализации, в связи с чем многие предприятия отрасли столкнулись с существенным снижением уровня доходности производства и реализации молока, а в ряде случаев деятельность стала убыточной», — говорится в письме.
«Союзмолоко» просит учитывать фактор существенного роста при анализе розничных цен, а во избежание ухудшения ситуации в отрасли и ухода с рынка ряда сельхозпроизводителей, не выдержавших необоснованно возросшей финансовой нагрузки, просит рассмотреть вопрос дополнительной поддержки производителей молока.
Проверки ФАС
Федеральных ретейлеров в августе и сентябре активно проверяла антимонопольная служба. «ФАС России проводит антикартельные проверки крупнейших торговых сетей. Внеплановые выездные проверки проходят в «Пятерочке», «Перекрестке», «Карусели», «Ленте» и «Магните». Проверки начаты по обращениям граждан о росте цен, а также с целью недопущения необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров», — говорилось в сообщении ведомства. В случае наличия антиконкурентного сговора компаниям может грозить оборотный штраф до 15% от годовой выручки.
По словам одного из поставщиков, в ходе проверок у менеджеров по закупкам федеральных сетей даже изымались на пару дней компьютеры для проверки информации.
«Федеральные ретейлеры готовы даже исключать отдельные позиции из ассортимента, лишь бы не принимать повышение больше 5-7%. На них идёт сильное давление сверху, это политический момент. Да и потребительская способность сильно ограничена. Нам удалось договориться о новых условиях сотрудничества, потому что мы подняли отпускные цены только на 6%, хотя себестоимость выросла более чем на 15%. Те поставщики, которые начали с амбициозного уведомления о повышении отпускных цен на 12%, не получили его. Кто-то согласился на 5%, а кто-то думает о пересмотре продуктовых категорий и замене сырья на более дешёвое, потому что работать в убыток никто не будет», — сообщил топ-менеджер крупного регионального агрохолдинга.
Сети «Лента» и Х5 Retail Group на запрос редакции не ответили.
Предновогодний рост цен
Ретейлеры закупают товар по новым ценам, однако розничные цены пока не повышают, отмечают поставщики. «Я вижу это на своем примере. У меня как продавалось молоко в регионах по 65 рублей за упаковку, так и продаётся, хотя мы поставляем товар по новым ценам. Думаю, что цены, скорее всего, будут подняты в предновогодний ажиотаж. Тогда мы увидим, что упаковка молока (900 мл) стоит больше 100 рублей, а сыра (120-150 г) — больше 200 рублей. В Москве это уже так. Сети тоже несут издержки, поэтому я не исключаю, что позже они могут выставить производителям требование прямой компенсации — выплатить недополученную прибыль любым удобным способом, и суммы могут доходить до десятков и сотен миллионов рублей», — говорит топ-менеджер крупного агрохолдинга.
По мнению коммерческого директора Пискаревского молочного завода Георгия Житмарева, если в ближайшее время некоторые компании не смогут договориться о повышении цен, то с полок может пропасть ряд товаров, производители которых работают уже в убыток.
«Этот год действительно очень тяжёлый, потому что растет себестоимость сырого молока из-за подорожания многих составляющих (электроэнергии, комбикормов, препаратов и т. д.). Инфляция издержек подталкивает цены на сырое молоко вверх, а переработчикам молока не удается компенсировать рост затрат повышением цен по разным причинам. И сети не хотят принимать новые цены, и есть попытки государственного регулирования, и самое главное — это ограниченная покупательная способность, которая не позволяет повысить цены до приемлемого уровня, обеспечивающего рентабельность молочного производства. Поэтому выживают те, у кого есть хороший бренд, развитая система дистрибьюции и большие обороты», — говорит президент ГК «Нева Милк» (ТМ «Тысяча озер») Альберт Суфияров.