Жизнь не сахар. Как появление нового акциза на сладкие напитки изменит рынок
Новый проспект
Статьи

Жизнь не сахар. Как появление нового акциза на сладкие напитки изменит рынок

Прочитано: 8271

Потребление безалкогольных напитков в России не растет, поскольку эта категория товаров не является частью социальной продуктовой корзины. Даже приближение летнего сезона не добавляет игрокам рынка позитива. Напротив, они с тревогой ждут во второй половине года введения нового акциза на сладкие напитки. Какими будут последствия дополнительного госрегулирования, разбирался «Новый проспект».

Отрасль по производству безалкогольных напитков ждет в этом году новых проблем. Главная — введение с 1 июля акциза на сахаросодержащие напитки в размере 7 рублей за литр. Подакцизными станут напитки с сахаром, где доля углеводов на 100 мл превышает 5 г.

Но акциз не распространится на соки и сокосодержащие напитки, нектары, морсы, растительные напитки. Не признается сахаросодержащей и пищевая продукция, прошедшая госрегистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза (за исключением тонизирующих напитков и тех, где содержится двуокись углерода).

Введение налога на сладкие напитки обсуждалось несколько лет. Еще в 2016 году ввести акциз на этот продукт предлагал Минфин, а Минздрав заявлял, что новый налог может стать эффективным средством сокращения распространенности ожирения и заболеваемости диабетом.

Семь лет назад правительство от введения акциза отказалось, но вернулось к идее в прошлом году. При этом, по данным РБК, полученные средства от акциза действительно планируют направлять на борьбу сахарным диабетом.

Несладкий компот

У производителей безалкогольных напитков и без нового акциза достаточно проблем. «В условиях санкций российские компании столкнулись с ростом цен на сырье, упаковочные материалы и оборудование. Произошел разрыв существующих логистических цепочек. Вынужденно меняются отлаженные бизнес-процессы», — комментирует Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки).

По его словам, некоторые крупные игроки уже заявили о сворачивании инвестиционной активности. Например, компания «Черноголовка» сообщала, что сократит инвестиции на 5 млрд рублей из-за акциза на лимонад. Она также спрогнозировала рост цен и падение производства на 20%.

«Новый закон о введении акциза может привести к сжатию рынка и сокращению сектора малого и среднего бизнеса», — говорит Максим Новиков.

Еще одной головной болью отрасли станет маркировка. Сейчас она обязательна только для упакованной воды. Но недавно появилась информация о том, что власти обсуждают запуск эксперимента по маркировке соковой продукции и безалкогольных напитков.

«Мы категорически против запуска в текущих условиях обязательной маркировки. Это потребует от индустрии колоссальных финансовых и технологических ресурсов, которых просто нет», — категоричен Максим Новиков.

По его словам, старт эксперимента по маркировке нужно как минимум отложить, чтобы избежать дополнительной нагрузки на бизнес.

Правда в пресс-службе оператора системы маркировки «Честный знак» «Новому проспекту» сообщили, что

ни в одной категории маркировка значительно не повлияла на цены и себестоимость продукции. «Так, в молочной отрасли по недавним данным НИФИ Минфина ее доля в себестоимости составила около 0,5%, а доходы и, как следствие, налоговые поступления в бюджет выросли на треть», — заявили там. При этом, по данным Высшей школы экономики, доля подделок в этом сегменте превысила 12%.

«Представители бизнеса уже заявили, что готовы подключиться к государственной системе маркировки «Честный знак»: никаких особых затрат на это не потребуется, так как на тех же производствах уже маркируют воду и другие товары. В рамках эксперимента коды и оборудование предоставляются бесплатно. Также НИУ ВШЭ уверены, что маркировка в этой категории принесет бизнесу более 13 млрд рублей в год за счет сокращения нелегального оборота. А бюджет РФ будет ежегодно получать 6,8 млрд рублей дополнительно», — заключили в пресс-службе оператора.

Реактивная реакция

По отзывам представителей отрасли, за время кризиса российская индустрия напитков смогла справиться со многими проблемами в «реактивном» режиме.

«В прошлом году были проблемы с поставками сырья и оборудования, наблюдался дефицит краски для картонной многослойной упаковки», — перечисляет Максим Новиков.

В целом опыт COVID-кризиса научил индустрию быстро принимать решения и использовать антикризисные стратегии. «Но это не означает, что производители смогут справиться с любым уровнем давления», — заключает Максим Новиков.

По оценкам Союзнапитков, потребление безалкогольных напитков сейчас не растет, поскольку эта категория товара не является частью социальной корзины. Емкость рынка соковой продукции, безалкогольных напитков и упакованной воды составляет около 19 млрд л в год. Из них 8,6 млрд л — безалкогольные напитки.

«Процесс трансформации рынка еще не завершен. Адаптация и производителей, и потребителей к новым условиям продолжается», — отмечают в Союзнапитках.

Не выдерживают конкуренции

Некоторые эксперты считают, что у российских производителей есть возможность увеличить долю на рынке. «Шанс есть, но они им фактически не пользуются», — комментирует Михаил Лачугин, независимый эксперт по продвижению продуктов питания в торговые сети. По его словам, российские компании совершенно не занимаются продвижением своей продукции.

«Многие компании почему-то считают, что достаточно просто попасть на полку в торговую сеть, а дальше можно ничего не делать. Но это не так», — говорит Михаил Лачугин.

Конкуренция на рынке, по его словам, не ослабла. Мировые производители безалкогольных напитков — Pepsi и Cola — фактически не ушли с российского рынка. «Они расширяют и заменяют ассортимент, не желая терять позиции в стране. В результате некоторые локальные производители закрываются из-за снижения конкурентоспособности своей продукции», — отмечает Михаил Лачугин.

Так, в Ленобласти продается завод безалкогольных напитков «Свирь», расположенный в Лодейнопольском районе. По данным объявления на «Авито» (сейчас оно снято), за актив хотели выручить 35 млн рублей. Как рассказали в районной администрации, завод не работает уже несколько лет, но руководство пыталось его перезапустить. «Видимо, сейчас принято окончательное решение о продаже», — предположили представители администрации Лодейнопольского района.

Другое предприятие, Лужский молочный комбинат, в прошлом году прекратило производство минеральной воды, которую выпускало довольно долгое время. «Собственник решил, что выпуск этой продукции в небольших объемах нерентабелен. Цена на продукцию слишком высока», — отмечает гендиректор Лужского молзавода Виталий Холмогоров.

По его словам, развитие локальных производителей безалкогольных напитков продолжится на местных рынках: как правило, компании продают продукцию в несетевых магазинах тех районов, где находится их производство.

«Не думаю, что у небольших местных компаний есть шансы заметно увеличить долю рынка даже с учетом того, что иностранные производители заявляют об уходе из России. Пока всё указывает на то, что они всеми силами стремятся остаться и укрепить позиции», — заключает Виталий Холмогоров.


продукты питания налоги бюджет
Другие статьи автора Читайте также по теме
Налоговая служба почти отказалось от инспекции малого бизнеса. Но это не освобождает таких предпринимателей от уплаты налогов: фискальные органы научились выявлять нарушения дистанционно, путем камеральных проверок. Без «маски-шоу» теперь проверяется и большинство крупных предприятий.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова рассказала, какие тренды существуют на рынке молочных продуктов и почему в моде семейный формат товаров и маленькие порции.
К 1 октября правительство готовится внести в Госдуму проект федерального бюджета на 2024-2026 годы. Деловая активность в стране восстанавливается, и прогнозы чиновников в отношении доходов казны полны оптимизма. Но художник Виктор Богорад задумался о том, какие статьи расходов будут в приоритете.

Годовая инфляция с 26 сентября по 2 октября замедлилась до 0,21%
04.10.2023
"Вкусно — и точка" повысила цены на 10% из-за увеличения НДС
04.10.2023
В России произошел сбой в системе регистрации автомобилей
04.10.2023
Парки Петергофа закрыли для посещения из-за непогоды
04.10.2023
Ученый из России стал одним из лауреатов Нобелевской премии по химии
04.10.2023
Петербург станет началом нового туристического маршрута по православным святыням
04.10.2023
Президент Узбекистана заявил о визите в Россию 5-7 октября
04.10.2023
В России спрогнозировали рост числа пенсионеров впервые за пять лет
04.10.2023
Из петербургского вуза уволили преподавателя за дискредитацию Вооруженных сил РФ
04.10.2023
В России появятся агрегаторы фермерской продукции
04.10.2023
МИД Финляндии не намерен закрывать консульство России на Аландских островах
04.10.2023
Рособрнадзор будет собирать данные о школьниках и студентах для воинского учета
04.10.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки