Жизнь не сахар. Как появление нового акциза на сладкие напитки изменит рынок

Потребление безалкогольных напитков в России не растет, поскольку эта категория товаров не является частью социальной продуктовой корзины. Даже приближение летнего сезона не добавляет игрокам рынка позитива. Напротив, они с тревогой ждут во второй половине года введения нового акциза на сладкие напитки. Какими будут последствия дополнительного госрегулирования, разбирался «Новый проспект».

Отрасль по производству безалкогольных напитков ждет в этом году новых проблем. Главная — введение с 1 июля акциза на сахаросодержащие напитки в размере 7 рублей за литр. Подакцизными станут напитки с сахаром, где доля углеводов на 100 мл превышает 5 г.

Но акциз не распространится на соки и сокосодержащие напитки, нектары, морсы, растительные напитки. Не признается сахаросодержащей и пищевая продукция, прошедшая госрегистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза (за исключением тонизирующих напитков и тех, где содержится двуокись углерода).

Введение налога на сладкие напитки обсуждалось несколько лет. Еще в 2016 году ввести акциз на этот продукт предлагал Минфин, а Минздрав заявлял, что новый налог может стать эффективным средством сокращения распространенности ожирения и заболеваемости диабетом.

Семь лет назад правительство от введения акциза отказалось, но вернулось к идее в прошлом году. При этом, по данным РБК, полученные средства от акциза действительно планируют направлять на борьбу сахарным диабетом.

Несладкий компот

У производителей безалкогольных напитков и без нового акциза достаточно проблем. «В условиях санкций российские компании столкнулись с ростом цен на сырье, упаковочные материалы и оборудование. Произошел разрыв существующих логистических цепочек. Вынужденно меняются отлаженные бизнес-процессы», — комментирует Максим Новиков, президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки).

По его словам, некоторые крупные игроки уже заявили о сворачивании инвестиционной активности. Например, компания «Черноголовка» сообщала, что сократит инвестиции на 5 млрд рублей из-за акциза на лимонад. Она также спрогнозировала рост цен и падение производства на 20%.

«Новый закон о введении акциза может привести к сжатию рынка и сокращению сектора малого и среднего бизнеса», — говорит Максим Новиков.

Еще одной головной болью отрасли станет маркировка. Сейчас она обязательна только для упакованной воды. Но недавно появилась информация о том, что власти обсуждают запуск эксперимента по маркировке соковой продукции и безалкогольных напитков.

«Мы категорически против запуска в текущих условиях обязательной маркировки. Это потребует от индустрии колоссальных финансовых и технологических ресурсов, которых просто нет», — категоричен Максим Новиков.

По его словам, старт эксперимента по маркировке нужно как минимум отложить, чтобы избежать дополнительной нагрузки на бизнес.

Правда в пресс-службе оператора системы маркировки «Честный знак» «Новому проспекту» сообщили, что

ни в одной категории маркировка значительно не повлияла на цены и себестоимость продукции. «Так, в молочной отрасли по недавним данным НИФИ Минфина ее доля в себестоимости составила около 0,5%, а доходы и, как следствие, налоговые поступления в бюджет выросли на треть», — заявили там. При этом, по данным Высшей школы экономики, доля подделок в этом сегменте превысила 12%.

«Представители бизнеса уже заявили, что готовы подключиться к государственной системе маркировки «Честный знак»: никаких особых затрат на это не потребуется, так как на тех же производствах уже маркируют воду и другие товары. В рамках эксперимента коды и оборудование предоставляются бесплатно. Также НИУ ВШЭ уверены, что маркировка в этой категории принесет бизнесу более 13 млрд рублей в год за счет сокращения нелегального оборота. А бюджет РФ будет ежегодно получать 6,8 млрд рублей дополнительно», — заключили в пресс-службе оператора.

Реактивная реакция

По отзывам представителей отрасли, за время кризиса российская индустрия напитков смогла справиться со многими проблемами в «реактивном» режиме.

«В прошлом году были проблемы с поставками сырья и оборудования, наблюдался дефицит краски для картонной многослойной упаковки», — перечисляет Максим Новиков.

В целом опыт COVID-кризиса научил индустрию быстро принимать решения и использовать антикризисные стратегии. «Но это не означает, что производители смогут справиться с любым уровнем давления», — заключает Максим Новиков.

По оценкам Союзнапитков, потребление безалкогольных напитков сейчас не растет, поскольку эта категория товара не является частью социальной корзины. Емкость рынка соковой продукции, безалкогольных напитков и упакованной воды составляет около 19 млрд л в год. Из них 8,6 млрд л — безалкогольные напитки.

«Процесс трансформации рынка еще не завершен. Адаптация и производителей, и потребителей к новым условиям продолжается», — отмечают в Союзнапитках.

Не выдерживают конкуренции

Некоторые эксперты считают, что у российских производителей есть возможность увеличить долю на рынке. «Шанс есть, но они им фактически не пользуются», — комментирует Михаил Лачугин, независимый эксперт по продвижению продуктов питания в торговые сети. По его словам, российские компании совершенно не занимаются продвижением своей продукции.

«Многие компании почему-то считают, что достаточно просто попасть на полку в торговую сеть, а дальше можно ничего не делать. Но это не так», — говорит Михаил Лачугин.

Конкуренция на рынке, по его словам, не ослабла. Мировые производители безалкогольных напитков — Pepsi и Cola — фактически не ушли с российского рынка. «Они расширяют и заменяют ассортимент, не желая терять позиции в стране. В результате некоторые локальные производители закрываются из-за снижения конкурентоспособности своей продукции», — отмечает Михаил Лачугин.

Так, в Ленобласти продается завод безалкогольных напитков «Свирь», расположенный в Лодейнопольском районе. По данным объявления на «Авито» (сейчас оно снято), за актив хотели выручить 35 млн рублей. Как рассказали в районной администрации, завод не работает уже несколько лет, но руководство пыталось его перезапустить. «Видимо, сейчас принято окончательное решение о продаже», — предположили представители администрации Лодейнопольского района.

Другое предприятие, Лужский молочный комбинат, в прошлом году прекратило производство минеральной воды, которую выпускало довольно долгое время. «Собственник решил, что выпуск этой продукции в небольших объемах нерентабелен. Цена на продукцию слишком высока», — отмечает гендиректор Лужского молзавода Виталий Холмогоров.

По его словам, развитие локальных производителей безалкогольных напитков продолжится на местных рынках: как правило, компании продают продукцию в несетевых магазинах тех районов, где находится их производство.

«Не думаю, что у небольших местных компаний есть шансы заметно увеличить долю рынка даже с учетом того, что иностранные производители заявляют об уходе из России. Пока всё указывает на то, что они всеми силами стремятся остаться и укрепить позиции», — заключает Виталий Холмогоров.

Актуально сегодня