Жить, работать и зарабатывать в токсичной и кислотной среде
Юридический рынок в 2021 году ожидает рост спроса на услуги, связанные с защитой бизнеса от силовых структур и госорганов, а также множество банкротных и судебных дел, считают опрошенные «Новым проспектом» участники юридического рынка.
Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper:
— Рынок в 2021 году будет сложным и волатильным. Будут «побеги» младших партнеров из компаний с попытками организовать свои специализированные бутики, будут попытки объединений и присоединений, но это скорее исключение из правил. Будет усиливаться незаконное уголовное давление на всех без исключения участников рынка со стороны наших процессуальных оппонентов — правоохранителей. Под особенно сильным давлением окажутся любители госконтрактов и государственных денег, поэтому я бы искренне дал непрошенный совет коллегам подобных клиентов стараться избегать.
Спрос на услуги юристов уже растет значительно и вырастет еще запрос на уголовно-правовую экспертизу, на экспертизу, связанную с комплаенс-процедурами (действие в соответствии с запросом или указанием. — Прим. «НП») и санкционным правом. Будет усиливаться значительно спрос на так называемых военных юристов или специалистов по сложным межюрисдикционным корпоративным спорам. Хорошо себя будут чувствовать юристы, практикующие семейное право и занимающиеся чувствительными вопросами частных клиентов.
Плохо будут себя чувствовать и, возможно, на некоторое время отойдут в юридическое небытие коллеги, занимающиеся сделками, потому что сделок практически не будет. Не уверен, что хорошо себя будет чувствовать рынок ГЧП и специалисты, практикующие в этой отрасли. Кстати, как ни странно, могут увеличиться запросы, связанные с экологическим правом, поскольку вот-вот должна начаться великая мусорная реформа.
В целом наступающий 2021 год будет таким же сложным, как и этот. Единственное отличие заключается в том, что большинство игроков юридического рынка уже научилось жить, работать и зарабатывать в токсичной и кислотной среде. Тем, кто не научился, стоит заняться этим прямо сейчас. С Новым ковидным годом всех!
Екатерина Смирнова, управляющий партнер петербургского офиса Semenov & Pevzner:
— Скорее всего, в следующем году бизнес будет разгребать завалы 2020 года, в связи с чем будут по-прежнему актуальны юридические вопросы в части взыскания накопившихся задолженностей, расторжения договоров и контрактов, арендных споров, банкротств (если только мораторий не будет еще раз продлен на 2021 год).
Так как, по всей видимости, меры по COVID-19 продлятся и в 2021 году, логично ожидать, что, например, рассмотрение дел в судах в режиме онлайн станет повседневной нормой. Безусловно, большим спросом будут пользоваться антикризисные услуги в сфере трудовых вопросов, банкротства, арбитражных споров, налоговой оптимизации.
Весной 2020 года все боялись проседания рынка юридических услуг. По факту оказалось, что спрос на услуги не упал, а у некоторых компаний даже увеличился. Однако сами услуги немного перепрофилировались, изменились акценты. Я полагаю, такая же тенденция сохранится в 2021 году. В зависимости от экономической ситуации может измениться и ценообразование на рынке. Предполагаю, что будет актуален вопрос с кадрами в юридических компаниях. Те компании, которым удастся сохранить свои таланты в это непростое время, сохранят свое преимущество на рынке в будущем.
Владислав Забродин, управляющий партнер Capital Legal Services:
— С точки зрения запросов рынок будет оставаться нестабильным. Вместе с рутинными проблемами будут появляться новые нестандартные вопросы. Актуальными останутся запросы, связанные с последствиями пандемии, банкротствами и предбанкротными продажами, налоговыми вопросами.
Финансовое состояние государств еще остается сложным. Поэтому всё менее вероятным становится появление новых инструментов помощи бизнесу, который должен научиться выживать самостоятельно. Уцелеют наиболее мобильные и способные адаптироваться к новым условиям, и это касается не только юрфирм.
В 2021 году мы ожидаем рост спроса на дела, связанные с банкротствами и уголовно-правовой защитой, а также на правовую поддержку финтех-компаний, которые сейчас динамично развиваются. Мы предполагаем, что государство продолжит инвестировать средства в инфраструктурные проекты. Их сопровождение останется одной из тенденций на рынке, хотя сами эти проекты весьма низкомаржинальные. Новые инвестиции и защита прав интеллектуальной собственности, вероятно, останутся в зоне компетенции внутренних юристов, так как будет продолжаться битва за сокращение расходов.
В целом новая волна пандемии в мире сильно омрачила людям ожидание праздника, это настроение захлестнуло и бизнес. Главное, продержаться первые полгода, а дальше, надеюсь, мы сможем вернуться к нормальной, хоть и новой, жизни.
Максим Али, партнёр Maxima Legal:
— Пандемия по-разному влияет на юридический рынок, и предсказать, какие факторы возьмут верх, довольно сложно. С одной стороны, экономическая ситуация крайне непростая, в этих условиях компании стараются сокращать расходы, и консультанты здесь не исключение. Негативно сказывается и сильное уменьшение количества бизнес-коммуникаций: тренингов, семинаров, конференций и даже просто личных встреч стало куда меньше. Это усложняет выстраивание отношений с новыми клиентами. С другой стороны, потребности компаний никуда не делись: опытные клиенты понимают, что чрезмерная экономия на правовой поддержке может обернуться еще большими потерями (в судах, административных разбирательствах) в будущем. Тем более в каких-то областях (если мы говорим, например, про споры или банкротство) количество запросов увеличилось, поэтому можно со сдержанным оптимизмом ждать, что 2021-й, пусть и не в полной мере, но позволит наверстать упущения этого года.
Стратегия многих фирм, в том числе юридических, заключается просто в том, чтобы переждать это сложное время и выжить. Но если ресурсы компании позволяют, она может действовать и более агрессивно, например пополнять свою команду перспективными кадрами. В другое время потенциальные кандидаты могли бы гораздо более комфортно чувствовать себя на текущем месте или иметь большее количество предложений. В связи с этим сокращения, которые провели некоторые фирмы, обогатили рынок труда интересными специалистами.
Егор Носков, управляющий партнер юридической фирмы «Дювернуа Лигал»:
— Сложно представить год, который был бы хуже 2020-го, если, конечно, 2021 год не преподнесет сюрпризов. Другое дело, что юридический бизнес в России крайне невелик в объемах, и его сложно сопоставлять с другими отраслями. Юристы, безусловно, перенесли уходящий год лучше, чем другие отрасли, и, думаю, в 2021 году ситуация не изменится.
Но, к сожалению, приходится констатировать, что если мировой юридический рынок как отрасль растет и делает обороты на сопровождении крупных сделок и инвестиционных проектов, то в России этот сегмент сейчас практически отсутствует с 2014 года по всем известным политическим и экономическим причинам. Российские юристы в основном зарабатывают на банкротствах, судебных и уголовных делах. Эти услуги очень востребованы, и профессионалам юридического рынка всегда есть чем заняться. Если посмотреть по лентам новостей сегодня и 10 лет назад, то банкротств и уголовных дел в отношении предпринимателей стало на порядок больше. Так что у юристов хватает работы, хотя в основном и не той, о которой они мечтали, выбирая профессию юриста.
Анна Коняева, управляющий партнер юридической компании «ЦПО групп»:
— В 2021 году бизнес ждет ряд важных налоговых изменений: новые лимиты и ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН), продление налоговых каникул для некоторых категорий ИП, отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД). На последнем изменении стоит остановиться подробнее. Предприниматели, которые сейчас применяют ЕНВД, должны выбрать другую систему, иначе они автоматически перейдут на общую систему налогообложения (ОСН), что существенно увеличит налоговую нагрузку.
Налоговые каникулы продлевают до 2024 года для впервые зарегистрированных ИП с УСН или патентной системой налогообложения (ПСН). При этом воспользоваться мерой поддержки смогут только предприниматели с определенными видами деятельности и при условии принятия соответствующего закона субъектом РФ.
Экономический кризис сильно ухудшил положение бизнеса. Вследствие снижения доходов населения упал потребительский спрос, а значит, многие сферы бизнеса потерпели существенные убытки. Кроме того, еще в первую волну пандемии были введены жесткие ограничения, с которыми справились не все. Многие предприниматели были вынуждены прекратить деятельность.
Государство предложило бизнесу ряд мер поддержки, но на практике воспользоваться ими всё равно смогли лишь немногие предприниматели, при этом ограничения и запреты распространились на всех. Ситуацию усугубили вновь принятые ограничения, например обязанность перевести часть сотрудников на удаленную работу. Изменения коснулись не только бизнеса. Для физических лиц с доходом свыше 5 млн рублей ввели повышенную ставку НДФЛ в 15 %.
Действие ограничительных мер продлено, а доходы граждан и бизнеса падают. Если в сложившейся ситуации государство не предложит действенные и доступные меры поддержки или взвешенный подход к ограничительным мерам, есть риск увеличения числа банкротств малого и среднего бизнеса. Вероятно, часть бизнеса уйдет в тень, чтобы сэкономить хотя бы на налогах.