Железобетонное мировое. Толмачевский завод ЖБИ договорился с кредиторами
Один из крупнейших поставщиков железобетонных изделий для РЖД, Толмачевский завод ЖБИ из Ленобласти, вышел из процедуры банкротства. Дальнейшие перспективы развития предприятия хорошие, говорят эксперты. В 2023 году объем производства ЖБИ в России вырос на 2,3%, до 18,6 млн м3, и в этом году рост продолжается.
Процедура наблюдения на ООО «Толмачевский завод железобетонных и металлических конструкций» была введена в мае 2023 года. Поводом к этому стало обращение ООО «Объединенная строительная компания» с соответствующим заявлением в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в декабре 2022 года.
Чуть позже, в январе, с аналогичным иском в суд обратился сам Толмачевский завод, а следом — еще один кредитор, ООО «Компания НГДО». В итоге все три заявления были объединены в одно дело, и арбитраж удовлетворил требования его участников.
Как объяснял тогда в беседе с «Новым проспектом» генеральный директор предприятия Алексей Полухтин, завод стал заложником неэффективного менеджмента предыдущего руководства, которое «заключило несколько левых договоров», исполнение которых легло на плечи новой команды топ-менеджеров.
Алексей Полухтин изначально считал, что наблюдение станет временной мерой, которая позволит структурировать платежи контрагентам. «Мы рассчитываем, что все долги будут погашены в течение нескольких месяцев и предприятие выйдет из наблюдения», — заявлял он.
Так и случилось: в конце 2023 года должник и кредиторы заключили мировое соглашение, и арбитражный суд в конце февраля 2024 года его утвердил. Это следует из материалов картотеки арбитражных дел. Мировым соглашением зафиксирована общая сумма задолженности Толмачевского завода перед кредиторами в размере чуть более 80 млн рублей и подробно расписан график ее погашения вплоть до февраля 2026 года — даты окончательного расчета. Согласно документу, полный расчет должен быть завершен в феврале 2026 года.
Голос большинства
Не все кредиторы были согласны на мировое: против выступала Компания НГДО — основной кредитор Толмачевского завода ЖБИ, которому предприятие должно чуть более 22 млн рублей. Однако, отмечают юристы, такая позиция Компании НГДО вряд ли повлияет на ситуацию: для заключения мирового соглашения достаточно и необходимо одобрение кредиторов, в сумме обладающих более 50% голосов. В данной же ситуации за утверждение мирового соглашения проголосовали кредиторы, в совокупности обладающие 54,6% голосов.
«В этой связи ООО «Компания НГДО», даже будучи крупнейшим кредитором должника с 29,1% голосов, не могло повлиять на принятие решения о заключении мирового соглашения с должником», — поясняет адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Мария Князева. Она считает решение суда об утверждении мирового соглашения справедливым.
«Несогласный кредитор не был лишен возможности участвовать в собрании кредиторов и выразить свою позицию по вопросу утверждения мирового соглашения, однако поскольку большинство кредиторов приняло решение о заключении мирового соглашения, то ООО «Компания НГДО» должно подчиниться воле большинства», — говорит юрист.
Перспективы оспаривания решения суда первой инстанции в апелляционном суде у Компании НГДО Мария Князева считает «низкими». «Мировое соглашение было заключено в процедуре наблюдения, в связи с чем несогласному кредитору будет довольно сложно доказать, что в рамках процедуры банкротства его требования могли бы быть удовлетворены наиболее полно и быстро, чем в результате исполнения мирового соглашения», — рассуждает Мария Князева.
По статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2022 году в связи с утверждением мирового соглашения было прекращено 1585 дел о банкротстве, за первое полугодие 2023 года — 739 дел. При этом в 2022 году было возбуждено 329 890 дел о несостоятельности, а в первом полугодии 2023 года — 268 773 дела. Таким образом, ежегодно менее 1% дел о банкротстве заканчиваются утверждением мирового соглашения, и значительного роста данного показателя не наблюдается, хотя именно заключение мирового соглашения является одним из наиболее часто используемых инструментов восстановления платежеспособности должника.
Источник: КА Pen & Paper
Стабильный сегмент
Опрошенные «Новым проспектом» эксперты называют перспективы развития вышедшего из банкротства предприятия неплохими, так как рынок ЖБИ, особенно промышленного назначения, демонстрирует признаки восстановления после падения в первом полугодии 2023 года.
По словам генерального директора Агентства исследования рынков Александра Дубодела, в сфере ЖБИ рыночная ситуация довольно неплохая на фоне других сегментов, например товарного бетона. При этом, отмечает эксперт, в наилучшем положении сейчас производители, ориентированные на промышленных потребителей и госзаказчиков, нежели те, что выпускают продукцию для жилищного строительства. Алексей Полухтин также отмечает, что рынок ЖБИ в сегменте деятельности его предприятия «последние 3 года можно считать стабильным».
По данным аналитической компании CMPRO, в 2023 году объем производства ЖБИ в России вырос на 2,3% по сравнению 2022 годом и составил 18,629 млн м3. Наибольший прирост в относительном выражении наблюдался в сегменте конструкций фундаментов сборных железобетонных — на 14,9%, до 2,32 млн м3; а наибольшее снижение произошло в сегменте конструкций сборных железобетонных прочих, который за год просел на 6,6%, до 3,242 млн м3. По данным Агентства исследования рынков, емкость рынка ЖБИ Санкт-Петербурга и Ленобласти в 2023 году осталась практически на уровне 2022 года. Предприятия региона в прошлом году произвели 727,5 тыс. м3 железобетонных изделий (без учета ЖБИ для крупнопанельного домостроения), что на 1,5% больше, чем в 2022 году. А аналитики компании «Глобал ЖБИ», петербургского производителя ЖБИ, добавляют, что в прошлом году наблюдался устойчивый спрос на железобетонные плиты перекрытия, трубы, сваи и элементы теплотрасс.
Одним из преимуществ Толмачевского завода ЖБИ директор ООО «ДСК» Ильдар Кутыев называет наличие давнего стратегического партнера — компании РЖД. «Это поможет заводу остаться на плаву», — уверен он.
На РЖД рассчитывают и на самом предприятии. «Продолжаем работать по нашему основному направлению, поставляя свою продукцию для РЖД», — пояснил Алексей Полухтин. При этом, по его словам, пока какой-то значительной модернизации или расширения производства не планируется. «Если будем рассматривать такие варианты, то позже», — уточнил топ-менеджер.
ООО «Толмачевский завод ЖБ и МК» расположено в Лужском районе Ленобласти. Предприятие производит железобетонные изделия для железных дорог, энергетической и нефтегазовой инфраструктуры, а также промышленного строительства. Завод — крупнейший поставщик товарного бетона и железобетонных изделий контактной сети железных дорог для ОАО «РЖД», отмечается на сайте предприятия.
Более 80% в общем объеме производства занимают железобетонные конструкции для электрификации железных дорог, городских и сельских населенных пунктов. Это опоры контактной сети и автоблокировки, фундаменты к ним, опоры освещения.
По данным сервиса «Картотека.ру», ООО «Толмачевский завод ЖБ и МК» является правопреемником одноименного ПАО и зарегистрировано в апреле 2017 года с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Выручка предприятия в 2022 году выросла по сравнению с 2021 годом на 81,5%, до 441 млн рублей, предприятие получило 5,5 млн рублей чистой прибыли против убытка годом ранее. С 2021 года предприятием руководит его основной владелец Алексей Полухтин, которому принадлежит 67,19% долей ООО. Совладельцами компании также являются Наталья Полухтина (5% долей), Денис Синютин (1%) и Татьяна Петрова (0,21%). Еще 24,6%, по данным «Картотека.ру», принадлежат самому ООО «Толмачевский завод ЖБ и МК».