Зерно экспорта

Рост экспорта российской сельхозпродукции подталкивает владельцев балтийских портов к развитию терминалов по перевалке зерна. Сразу три крупных проекта стоимостью свыше 10 млрд рублей стартовали в Ленобласти.

Сейчас мощности по перевалке зерна, расположенные на Балтике, едва превышают 0,3 млн т. Но уже к 2030 году они возрастут до 20 млн т за счет новых специализированных терминалов в Усть-Луге и Приморске.

Два из трех

Из трех проектов по перевалке сельхозпродукции, реализуемых в Ленобласти, два принадлежат группе инвесторов во главе с миллиардером Рамисом Дебердеевым. Подконтрольный ему «Лесной терминал «Фактор» строит один терминал мощностью 1,5 млн т в порту «Усть-Луга», а второй, на 10 млн т, — в Приморске (в рамках проекта унивесального перегрузочного комплекса «Приморский», Приморский УПК).

«В прошлом году мы уже перегрузили в Усть-Луге 100 тыс. т сельхозпродукции, теперь проектируем вторую очередь. Сейчас на Северо-Западе нет ни одного крупного терминала по перевалке зерна», — рассказывает генеральный директор компании «Лесной терминал «Фактор» Александр Махонько. Проект будет реализован к 2022 году. Инвестиции составят около 2 млрд рублей. Приморский УПК, который контролирует также Рамис Дебердеев и его партнеры, включая авторитетного бизнесмена Илью Трабера, к 2030 году сможет обрабатывать 10 млн т зерна. Мощность первой очереди составит 5 млн т к 2022 году. Сейчас проект находится в стадии разработки.

Еще один терминал по перевалке сельхозпродукции построит в Усть-Луге компания «Новотранс». Этот проект мощностью более 8,2 млн т и стоимостью 8 млрд рублей будет реализован к 2025 году. Таким образом, гавань сможет переваливать в общей сложности почти 10 млн т зерна в год.

Экспорт вдохновляет

Инвесторов подстегивает растущий экспорт сельхозпродукции. На 6 лет из федерального бюджета на поддержку экспортеров выделено 350 млрд рублей, что дает свои плоды. Так, в 2017 году экспорт вырос на 21% до $20,7 млрд по сравнению с 2016 годом и составил 65 млн т. А к 2024 году этот поток планируется нарастить до $45 млрд.

Однако планам правительства может помешать нехватка инфраструктуры. Южные порты уже забиты под завязку. По данным Минсельхоза, перевалка зерна (включая бобовые и другие культуры) в 2017 году там достигла 55 млн т. Поэтому в 2017 году был подписан приказ о создании к 2020-му новых зерновых терминалов на Дальнем Востоке, Азово-Черноморском и Балтийском бассейнах общей перевалочной мощностью 44-54 млн т. 

На удвоение

Представитель ООО «Универсальный торговый терминал «Усть-Луга» («дочка» ГК «Новотранс»), надеется, что новым терминалам Северо-Запада удастся перетянуть на себя весь зерновой экспорт, который идет сейчас через страны Балтии. Это около 5-7 млн т в год, по данным InfraNews.

При этом успех новых проектов целиком зависит от тарифной политики. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отмечает, что владельцам новых терминалов в Ленобласти удастся перехватить поток грузов, следующих в Прибалтику или на юг, только при условии, что их тарифы будут существенно ниже, чем у конкурентов.

«Стоимость перевалки одной тонны, включая доставку от границы с Россией до порта Мууга (Эстония), составляет $12. Эти грузы формируются в Тамбове, Воронеже, иногда в Сибири. В силу их специфики они приспособлены под эту логистику. В южных портах стоимость перевалки одной тонны составляет $23. Но и здесь логистика позволяет экспортерам работать с этим тарифом. А «Новотранс», который планирует предложить ставку в $16-17, рискует проиграть, поскольку издержки на доставку груза из центральных и южных регионов съедят разницу», — отмечает Злочевский.

«Переориентировать потоки сельскохозяйственной продукции с южных портов на северные будет сложно, ведь тогда увеличатся логистические издержки на их доставку до потребителей, особенно расположенных в странах Южной Европы и Северной Африки, не говоря уже об государствах Азии. Поэтому и агрохолдинги, и грузоперевозчики будут смотреть на порты Азовского и Черных морей», — согласен Леонид Хазанов, независимый эксперт.

Инвесторы терминалов, в свою очередь, рассчитывают, что переориентации потоков будет способствовать гибкая ценовая политика со стороны РЖД.


Актуально сегодня