Зарплатно-налоговое единение
В настоящее время с заработной платы и иных выплат трудящимся работодатели уплачивают взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование, которые в большинстве случаев составляют 30,2% фонда оплаты труда. В целом по зарплате компании сдают в налоговые инспекции и соответствующие фонды 25 различных отчетов в год. Власти решили упростить бизнесу жизнь, но, похоже, опять перемудрили. В ситуации разбирался «Новый проспект».
Зигзаги неудачи
Новая реформа «зарплатных» налогов — уже четвертая за 20 лет. В 2001 году большинство разрозненных взносов объединили в единый социальный налог, рассчитываемый по общим правилам. Функции администрирования, в том числе полномочия проводить проверки и налагать штрафы, делегировали налоговой службе (в неё компании должны были сдавать и единый отчет). В то же время взносы в каждый фонд требовалось уплачивать отдельной платежкой. Кроме того, с работодателей не сняли обязанность сдавать персонифицированные сведения в Пенсионный фонд России (ПФР) и отчитываться перед Фондом социального страхования (ФСС) по взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (так называемую травматику).
В 2010 году единый социальный налог упразднили. Такое решение объяснялось необходимостью обеспечить страховой принцип взносов: исходя из уплаченных работодателем сумм, сами сотрудники получали те же больничные и декретные, пособия при профзаболеваниях, а по достижению соответствующего возраста — пенсию, тогда как налог априори означал фискальный сбор в бюджет, не порождающий никаких встречных прав.
В 2017 году функции администрирования большинства взносов вновь вернули фискальному ведомству, однако эта реформа не сняла с работодателей большинства обременений. Так, отдельно надо отчитываться по взносам на «травматику»: они рассчитываются по ставкам, зависящим от рискованности осуществляемой деятельности (от 0,2% для офисных трудящихся до 8,5% для шахтеров). Ежемесячно надо сдавать и отчет (персонифицированные сведения) в ПФР. Причем за любую даже незначительную ошибку на руководителя или главбуха налагают административный штраф в размере до 500 рублей, еще столько же (но уже за каждого неправильно учтенного сотрудника) взыскивают непосредственно с компании. Применение этих санкций сопровождается длительной перепиской (вызовом для составления акта, потом — протокола и так далее) и судебным разбирательством. Ежемесячно служители Фемиды рассматривают более 60 тыс. таких дел.
Один за всех, и за ценой не постоим
Принятый Госдумой пакет законов предусматривает объединение ПФР и ФСС и унификацию правил исчисления «зарплатных» налогов. По уверению авторов реформы, новый порядок снизит административную нагрузку на работодателей. В частности, взносы нужно будет уплачивать единой платежкой на один код бюджетной классификации (КБК). Упраздняется и отдельный отчет в ФСС, а также некоторые формы в ПФР. С другой стороны, расчеты и сведения о начислении предписывается сдавать ежемесячно, а в сумме компаниям придется отправлять в налоговую инспекцию и единый фонд не менее 28 отчетов в год.
Облагать заработную плату планируется по единому тарифу. Для большинства работодателей базовая ставка сохранится на уровне 30%, для малого бизнеса — 15% сверх МРОТ (в эту сумму не входит «травматика»). Вместе с тем сокращаются многие льготы. В частности, взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и детством (так называемые больничные) по ставке 2,9% компаниям придется уплачивать с вознаграждения работающим по гражданско-правовым договорам. В свою очередь у таких граждан появится право на получение соответствующих пособий, но только со следующего года и только если размер уплаченной страховки в предыдущем превысит 12 МРОТ. Также «зарплатными» налогами будут облагаться выплаты в пользу всех временно пребывающих в России иностранцев.
Эх, дороги
Опрошенные «Новым проспектом» эксперты в первую очередь обеспокоены переходным периодом: «Когда администрирование страховых взносов делегировали налоговой, сбои продолжались ещё года полтора: что-то не передали, что-то не сошлось, задолженность возникала порой из воздуха, — отмечает руководитель консалтинговой компании «Вильчур и партнеры» Николай Вильчур. — Корректно ли теперь передадут данные, как новая отчетность будет сочетаться с введенными раньше показателями — это, убежден, главный вопрос. Подозреваю, что неразбериха будет большая».
О проблемах реформы 2017 года напоминает и руководитель налоговой практики юридической компании «Зарцын и партнеры» Николай Андреев. «При переходе администрирования взносов в фонды к налоговой службе постоянно задваивалась отчетность, отделы кадров и бухгалтерия сталкивалась со сложностями в уплате страховых и так далее. Сейчас же могут возникнуть проблемы с учетом платежей в пользу получателей различных пособий», — полагает эксперт.
По мнению управляющего партнера бюро юридических стратегий Legal to business Светланы Гузь, как и при любых затрагивающих большие массивы данных трансформациях, в процессе реформирования отчетности в объединенный фонд будут возникать нарекания.
«Если с разработкой форм будут задержки, компании могут и не почувствовать, что жить стало легче: по-прежнему придется сдавать всю существующую отчетность. Но если государство приложит максимальные усилия для разъяснительной работы, то, надеемся, переходный период пройдет быстро и не вызовет волну негатива у бизнеса», — констатирует она.