Запрос не по сезону. Отельеры Петербурга не идут за квотами на трудовых мигрантов

Смольный начал выдавать разрешения на привлечение к работе трудовых мигрантов. Одна из основных сфер, где трудятся визовые иностранцы, — индустрия гостеприимства. Но отельеры и рестораторы не спешат за квотами на рабочие руки, несмотря на близость сезона. «Новый проспект» разбирался в причинах.

Комитет по труду и занятости населения Смольного начал рассматривать заявки работодателей на привлечение иностранных работников. В этом году квота снижена по сравнению с 2020 годом: предполагается, что в город для работы приедут 2287 мигрантов из визовых стран, что на 22% меньше, чем в прошлом году. 

На труд иностранных работников могут претендовать компании, чья штатная численность превышает 250 человек, а годовой оборот — 2 млрд рублей. Помимо этого компании должны участвовать в реализации национальных, федеральных или региональных проектов на территории города, а также приоритетных программ и инвестиционных инициатив, отметили в комитете. 

Чиновники рассчитывают, что в основном в 2021 году иностранцев будут привлекать строительные компании, а также гостиницы, рестораны и обрабатывающие производства. Но пока заявки на визовых иностранцев идут только от строителей. Одна из заявок уже удовлетворена: генподрядному ООО «Стройкрафт» разрешили привлечь на работу 102 человек.

Поход за квотами отменяется

Представители гостиничного и ресторанного бизнеса скептически относятся к перспективам своего «похода за квотами» на визовых иностранцев. В Петербурге их труд в HoReCa используется традиционно мало. «Экспатов в городских гостиницах считанные единицы, они занимают позиции топ-менеджеров в сетевых отелях иностранных гостиничных брендов, а также должности шефов или су-шефов», — говорит владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. По его словам, на массовых должностях линейного персонала иностранцев нет. 

В некоторых случаях визовых иностранцев приглашают в центры, специализирующиеся на национальных медицинах, или на должности шеф-поваров в престижные рестораны, рассказывают другие участники рынка.

Но если до пандемии сфера HoReCa пусть и в небольшом количестве, но все же привлекала на работу визовых иностранцев, то «коронавирусный» кризис и общая неопределенность на туристическом рынке сводят интерес потенциальных работодателей к иностранным работникам на нет.

«В этом году из-за отсутствия туристов из-за рубежа загрузка петербургских отелей не превысит 50%», — прогнозирует вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова. «У ресторанов и гостиниц нет потребности набирать дополнительный персонал: вряд ли в этом году будут высокий сезон и спрос», — подтверждает президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. По его словам, даже если через месяц российские границы будут открыты на въезд, границы других стран на выезд могут оставаться закрытыми. В результате и туристы, и потенциальные работники из числа визовых иностранцев могут попросту не попасть в Петербург. 

«Получение квот — долгий и сложный с точки зрения администрирования процесс», — добавляет генеральный менеджер Courtyard by Marriott St. Petersburg Center Яков Адамов. Процедура занимает в среднем 3 месяца, а разрешение действует в течение года, и потом нужно всё повторять снова, к тому же каждый раз с обоснованием, почему на данную позицию отель не может взять российского гражданина. «А в условиях оптимизированных в кризис штатов отели не могут себе позволить выделять под это отдельного сотрудника», — говорит Яков Адамов.

Уехали и не вернулись

Между тем и гостиничный, и ресторанный бизнес испытывает нехватку кадров. Это связано с тем, что значительное число легально работавших в отрасли безвизовых мигрантов из стран ближнего зарубежья (Украины, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана) в пандемию разъехались по домам, и многие из них до сих пор не вернулись. 

Так, по данным ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, за 2020 год количество действительных патентов, выданных мигрантам из безвизовых стран, сократилось на 29%, до 162,9 тыс., а к февралю 2021 года это число уменьшилось еще на 11%, до 154 тыс. 

Сокращается и число приезжающих. По данным Управления по вопросам миграции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, в феврале 2021 года через пункты пропуска, находящиеся на территории города, въехали 20,4 тыс. иностранцев, что на 86,3% меньше, чем в январе-феврале 2020 года.

По оценкам самих отельеров, до пандемии в петербургских гостиницах, в зависимости от классности, в высокий сезон до 50% работников составляли безвизовые мигранты. «Выходцы из стран Средней Азии в основном занимали позиции в бэк-офисе: мойщиков посуды, уборщиков, дворников, иногда горничных. Украинцы, белорусы работали во фронт-офисе: портье, подносчиками багажа, горничными», — рассказывает Юнис Теймурханлы. 

«До 30% всех горничных до пандемии были мигрантами», — подтверждает Тамара Буйлова. 

Схожее распределение ролей и в ресторанной сфере: труд мигрантов используется на низкоквалифицированных должностях: мойщиков посуды, заготовщиков. «Довольно часто мигранты работали сушистами, но после пандемии значительное количество заведений с японской кухней закрылось, и потребность в сушистах сократилась», — говорит Леонид Гарбар. В целом, по его оценке, до пандемии в ресторанном бизнесе, в зависимости от уровня заведения, количество мигрантов составляло 10–20%.

Наем через посредников

По словам генерального директора отеля «Введенский» Андрея Ткачева, сами гостиницы, особенно уровня 4–5 звезд, самостоятельно не занимаются поиском и привлечением временного персонала на открытые вакансии: проще работать с проверенным партнером из числа аутсорсинговых агентств. Во многом это зависит от уровня сервиса, который предоставляет отель. 

«В классных гостиницах уборка номера делается не только после выезда гостя, но и в течение его проживания. Для минимизации различных рисков, в том числе репутационных, текущую уборку целесообразно проводить силами штатных горничных, а к генеральной привлекать аутсорсинг», — говорит он. 

По оценке Андрея Ткачева, пятизвездочные отели практически не используют труд временного персонала, а в «четверках» он уже появляется на некоторых линейных позициях. 

«В сезон у нас работало до 30 человек временного персонала. Это около 15% общей численности персонала отеля», — согласен с оценкой коллеги Яков Адамов. Для найма временных работников его компания также использовала аутсорсинговые агентства.

При этом многие отели принимают в штат ассимилировавшихся мигрантов, в частности имеющих вид на жительство. Со временем они превращаются в хорошо обученных, знающих свое дело ценных сотрудников, и работодатели ими дорожат. «В локдаун мы сохранили всех работников. Мигранты у нас не уезжали, они работали и в пандемию», — говорит Юнис Теймурханлы.

Невозможно планировать спрос на персонал

Сейчас, в преддверии летнего сезона и в ситуации сократившегося количества мигрантов, отельеры прогнозируют проблемы с наймом линейного персонала, в том числе и временного. Уже сейчас, по словам Юниса Теймурханлы, «на рынке жуткий дефицит». «Проблемы с теми позициями, где нужны молодые люди и притом россияне. Это портье, подносчики багажа, официанты. Молодежь не идет, люди уже живут весной, летом, каникулами, сессиями и экзаменами», — сетует он. 

О схожих проблемах говорит и Яков Адамов: «Никто не хочет заниматься тяжелой работой. Приходят на линейные должности петербуржцы — и сразу уходят, не справляются с нагрузкой, не выдерживают требований к качеству работы». «У нас в компании хороший соцпакет, включая ДМС, но мы не можем найти персонал. Уже и зарплатные предложения повысили процентов на тридцать, но увы…» — говорит он.

По данным hh.ru, спрос на персонал в HoReCa в Петербурге действительно высок. В 2021 году петербургские работодатели разместили более 11,5 тыс. вакансий в этой сфере, что на 61% больше, чем в начале 2020 года, и на 55% больше, чем в начале 2019 года. В основном ищут поваров, официантов, барменов, кухонный персонал, хостес. Почти 7% запросов приходится на шеф-поваров. 

При этом конкуренция за рабочие места не самая высокая: четыре резюме на одну вакансию при норме в пять-шесть. Зарплатные ожидания соискателей по сравнению с началом 2020 года выросли с 40 до 45 тыс. рублей, что выше рынка. «Это также может являться сдерживающим фактором при выборе работы, из-за чего работодатели будут вынуждены дольше искать работников на свои вакансии или вовсе повышать зарплаты, чтобы привлечь кандидатов», — говорит руководитель пресс-службы hh.ru по СЗФО Мария Бузунова.

Она отмечает возросший интерес к работе в петербургской HoReCa иногородних соискателей: их в 2021 году их количество выросло на 20% и превысило 2 тыс. человек. Граждане других стран (Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) также готовы переехать в Россию для работы в ресторанной сфере — более 400 человек по итогам I квартала, фиксирует Мария Бузунова. 

Однако сами рестораторы и отельеры говорят о невозможности планирования кадровой политики из-за общей неопределенности в отрасли. «До пандемии мы точно знали, сколько в сезон нам потребуется дополнительных сотрудников, а сегодня я этого не могу просчитать. Спрос непредсказуем, наша отрасль зависит от многих факторов, на которые мы не можем влиять», — говорит Яков Адамов.

Справка «Нового проспекта»:

В 2020 году турпоток в Петербург сократился в 4 раза, до 2,1 млн человек, против 8,2 млн гостей, приехавших в город годом ранее. Средняя загрузка городских отелей, по данным JLL, в прошлом году составила около 30%, что на 57% меньше, чем в 2019 году, а показатель доходности на номер снизился на 69%, до 1,4 тыс. рублей. В этом году городские власти ждут увеличения количества туристов в пределах 10–15%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня