Запад не поможет. Кто исполнит обязательства уходящих фирм
Жертвой ухода иностранных компаний могут оказаться их клиенты, в том числе частные потребители. На многие уже проданные товары установлены многолетние гарантии. Исполнять их придется российским партнерам. Эксперты убеждены, что просто так убежать от ответственности иностранцам не удастся.
О прекращении деятельности в России заявили сотни иностранных компаний. Некоторые из них уже приостановили работу заводов и поставку продукции, отдельные — закрыли представительства. Однако сами юридические лица (например ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «ИКЕА Дом», ООО «Оби ФЦ» и другие) остались, и именно к ним могут быть предъявлены претензии. Большинство таких компаний подтвердило соблюдение российского трудового права и выплату оставшемуся без работы персоналу всех пособий и компенсаций.
У старых грехов длинные тени
Эксперты сомневаются, что иностранные владельцы зарегистрированных в нашей стране организаций смогут снять с себя обязательства: «Учредителю попросту не позволят ликвидировать юридическое лицо без исполненных контрактов или возмещения контрагентам всех убытков и выплаты штрафов за нарушение обязательств. При недостаточности у компании собственных средств раскошелиться придется иностранному учредителю. Ликвидироваться через банкротство я бы в сложившейся ситуации не рекомендовал: с высоких трибун уже вполне доходчиво предупредили всех таких желающих, что органы правопорядка будут проверять компании в каждом подобном случае на предмет наличия в их действиях признаков преднамеренного банкротства», — констатирует партнер и руководитель корпоративной практики юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов.
Менее оптимистично настроена управляющий партнер адвокатского бюро «Прайм Эдвайс» Екатерина Михальская: «К сожалению, потребители не защищены ни от временного дефицита каких-то запчастей, ни от возросших сроков поставки и ремонта, ни от коллапса и несоблюдения гарантийных обязательств производителями в будущем. Конечно, гражданин вправе самостоятельно купить детали и отремонтировать товар, предъявив иск о взыскании убытков с производителя или импортёра, но нельзя быть уверенным, что принятое в пользу потребителя решение суда будет исполнено».
Юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Есманский также убежден, что реальная возможность взыскания зависит от наличия у иностранной компании активов на территории нашей страны. «В иных юрисдикциях решения российских судов вряд ли будут признаваться, но даже угрозы таких взысканий может оказаться недостаточно для принуждения иностранных компаний к исполнению договорных обязательств. Решения о прекращении работы с российскими клиентами, как правило, принимаются на высоком уровне, носят неэкономический характер и предполагают готовность к существенным убыткам», — отмечает Андрей Есманский.
Русские друзья
По закону претензию по качеству товара покупатель может по своему выбору предъявить как к производителю или уполномоченному им лицу, так и к импортеру или конкретному продавцу (магазину, автосалону, агрегатору и так далее). Кроме того, гарантийным обслуживанием и ремонтом чаще всего занимаются сервисные центры — небольшие частные компании и даже индивидуальные предприниматели, работающие по договору с производителем или его представительством.
Таким образом, владелец, скажем, иномарки вправе в течение установленного гарантийного срока (чаще всего он составляет не менее 3 лет) предъявить требования к автосалону, сервисному центру или импортеру. В большинстве случаев это зарегистрированные в нашей стране юридические лица с независимыми от мировых брендов частными учредителями. Отказ западных партнеров от сотрудничества и даже отсутствие возможности получить необходимые комплектующие не снимает с таких организаций ответственности перед покупателем. Более того, задержка в выполнении гарантийного ремонта позволяет потребителю предъявить требование о возврате автомобиля и выплате всей его стоимости с учетом выросшего валютного курса. Уклонение автосалона от исполнения этого требования обернется взысканием с него порой трехкратной цены иномарки (самого автомобиля, начисленной неустойки и штрафа).
Возместить такие убытки бывшие российские партнеры вряд ли смогут: «Некоторые договоры с зарубежными контрагентами содержали специальные оговорки, предусматривающие отказ от исполнения обязательств в случае включения российской стороны в тот или иной санкционный список. До 2022 года многие негосударственные компании в России считали санкционные риски в отношении себя незначительными и легко соглашались на такие оговорки», — напоминает Андрей Есманский.
В более сложной ситуации оказались пользователи иностранных сервисов. Например, о сворачивании деятельности в России заявили эмитенты карт Priority Pass и Lounge Key, используемых для прохода в бизнес-залы аэропортов и железнодорожных вокзалов. Большинство владельцев таких карт составляют премиум-клиенты банков, но после введения санкций многие отечественные кредитные организации просто исключили эти сервисы из уже проданных продуктов. Компенсировать их (например оплачивать посещение бизнес-зала VIP-клиентом) финансисты пока не намерены. «Сбербанк не имеет прямых отношений с бизнес-залами, но мы ищем альтернативные варианты доступа в бизнес-залы», — заявили в пресс-службе кредитной организации.
Честным быть выгодно
По мнению сопредседателя Союза потребителей России Анатолия Голова, уходящие иностранные фирмы должны определить, кто будет выполнять их обязательства перед клиентами и заключить соответствующие договоры. «Крупные компании, которые заботятся о своём имени, решат этот вопрос, тогда как мелкие могут исчезнуть без следа. Поэтому потребителям можно рекомендовать не откладывать уже возникшие претензии к уходящим с российского рынка компаниям в долгий ящик и предъявлять их как можно скорее», — убежден Анатолий Голов.
Юристы поддерживают эти выводы: «Вероятнее всего, обслуживание автомобилей или иных технически сложных товаров будет передано каким-то локальным российским компаниям с уведомлением клиентов или же просто с размещением такой информации на сайте. Так что потребители вряд ли пострадают. Кроме того, сами иностранные владельцы вряд ли захотят причинить своим клиентам ущерб: судя по большей части заявлений, когда-то они планируют вернуться», — рассуждает Александр Арбузов.
Правда, сами иностранные компании, заявившие об уходе с российского рынка, пока не огласили свои планы по поддержке покупателей их товаров: соответствующая информация отсутствует на их сайтах, запросы клиентов по электронной почте и в социальных сетях игнорируются. В свою очередь в IKEA подтвердили, что выполнят гарантийные обязательства, которые на некоторые товары составляют до 25 лет. Принимать и обменивать брак обещают во всех магазинах сети.