Закабаленные мигранты
Узбекистан и Таджикистан ежегодно организованно поставляют в нашу страну сотни тысяч работников. Их набор, въезд, медицинское освидетельствование и оформление документов оплачивают заинтересованные российские компании. Но мигранты вправе уйти в другие компании. Теперь российские власти хотят лишить их этого права, по сути, закрепив рабочую силу за конкретной фирмой, которая платит за них налоги.
Законодательство, по сути, делит всех трудовых мигрантов на три «касты». К россиянам в правах приравнены граждане стран Евразийского экономического сообщества — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Также в стране свободно могут трудиться иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство. Прибывшим из государств с безвизовым режимом для легального трудоустройства по специальности достаточно приобрести патент в выбранном регионе, тогда как уроженцам дальнего зарубежья потребуется получить приглашение, оформить рабочую визу и разрешение на работу, а нанимателю — разрешение на привлечение иностранных трудящихся.
Бумажный контакт
В рамках межправительственных соглашений агентства по внешней трудовой миграции Узбекистана и Минтруда Таджикистана ежегодно организованно поставляют в нашу страну сотни тысяч работников. Оплачивают их набор, въезд, медицинское освидетельствование и оформление документов заинтересованные в них компании. Они же принимают обязательства по социальному страхованию и возвращению сотрудника на родину при отказе в трудоустройстве или увольнении по инициативе работодателя.
Более того, российское Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) организовало в Душанбе экзаменационные центры для проведения оценки квалификации нанимаемых строителей.
Система организованного набора и привлечения трудовых мигрантов выгодна и работодателям, и государствам. Однако немало приехавших таким образом иностранцев почти сразу после оформления всех разрешительных документов увольняются и уходят работать в другие компании. Такой «Юрьев день» им гарантирует Конституция России.
Подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ законопроект предусматривает, что въехавшие по оргнабору иностранцы вправе трудиться только у конкретного работодателя, которые будет платить за них налоги. Уволившемуся по собственной инициативе мигранту предписывается в 30-дневный срок покинуть территорию нашей страны либо уйти к другому «барину» (участвующей в оргнаборе компании).
«Привлечение иностранных граждан в порядке целевого организованного набора признается приоритетным механизмом осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами», — отмечается в законопроекте.
Заказной труд
В Комитете Госдумы по труду и социальной политике поддерживают инициативу трудового ведомства. Более того, парламентарии предлагают распространить вводимые требования, по сути, на всех иностранных работников.
«Нам необходимо в целом развивать государственную миграционную политику с упором на принцип «трудовая миграция по запросу». Касаться он должен всех иностранцев, которые едут на работу в Россию — и с визами, и без», — убежден председатель профильного комитета Ярослав Нилов.
Одновременно компаниям, нанимающим граждан визовых стран по оргнабору, обещают упростить порядок оформления разрешений на привлечение таких работников, в том числе выдавать их вне установленных квот. Так, в этом году граждане дальнего зарубежья могут получить только 155,9 тыс. рабочих виз и соответствующих разрешений, причем определены точные нормативы как по профессионально-квалификационным группам, так и по регионам. Например, петербургские работодатели вправе оформить только 3,5 тыс. приглашений, в том числе 352 для топ-менеджеров, 357 для работников сферы услуг, 340 для строителей и так далее.
С мигрантами из стран СНГ, нередко именуемыми гастарбайтерами, ситуация совсем иная. В 2023 году органы МВД России выдали более 2,1 млн патентов, 97% из них — гражданам Узбекистана (1,3 млн) и Таджикистана (739 тыс.).
В Петербурге и Ленобласти в прошлом году оформлено 305 тыс. патентов, тогда как, по данным Федеральной службы безопасности (в ее структуру входит пограничное ведомство), с целью получения работы в нашу страну въехало 4,5 млн иностранцев, в том числе почти 3,2 млн — из двух среднеазиатских республик.
Статистика по организованному набору не публикуется. В ежегодных отчетах Роструда сообщается лишь о проведенных в рамках соответствующих межправительственных соглашений мероприятиях — визитах, ужинах, приемах, совещаниях и т. д.
В настоящее время получивший патент (самостоятельно или через пригласившего его в рамках оргнабора работодателя) мигрант вправе в пределах указанного в нем субъекта Федерации трудиться по любой профессии и в любой компании, у индивидуального предпринимателя или даже у частного лица (в качестве прислуги и т. п.). Причем такие работодатели не обязаны получать какие-либо разрешения. С этого года иностранцев обязали в двухмесячный срок после получения патента уведомлять миграционное ведомство о трудоустройстве (с приложением копии договора).
Вместе с тем федеральный закон делегирует региональным властям право самостоятельно устанавливать квоту на выдачу патентов, а также вводить обязательное указание в таких документах выбранной иностранцем профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности).
Рабство пуще воли
Эксперты неоднозначно оценивают ситуацию. «Оргнабор, с одной стороны, направлен на защиту прав российских работодателей, с другой — иностранца могут не устроить условия труда, зарплата, отношения с нанимателем, и он должен иметь возможность найти другую работу. Поэтому уход мигранта от пригласившей его компании достаточно распространен и приводит к трудностям с наймом рабочих в строительстве, логистике и ряде других сфер», — полагает юрист портала hh.ru Ольга Владимирова.
Начальник управления социального партнерства Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти Алексей Панферов напоминает, что мигранты из стран с визовым режимом в настоящее время уже закрепляются за конкретным работодателем через процедуру получения приглашений, самих виз и разрешений.
«Тогда как выдача патентов гражданам ближнего зарубежья осуществляется без учета квот, что не обеспечивает поддержания баланса трудовых ресурсов и содействия приоритетному трудоустройству россиян. Предложения Минтруда по усилению контроля за внешней трудовой миграцией соответствуют позиции профсоюзов. Но намного важнее пересмотреть действующую патентную систему, чтобы сократить нелегальную миграцию, защитить права как иностранных работников, так и работодателей, а также сформировать миграционные потоки, соответствующие потребностям национальной экономики», — подчеркивает Алексей Панферов.
На кадровый голод, особенно на выполняющих «работу руками» низкоквалифицированных специалистов, обращает внимание и руководитель практики трудового права юридической компании «Центральный округ» Ирина Володина: «Закрепление конкретного сотрудника у конкретного работодателя позволит свести к минимуму текучку кадров, повысить качество выполняемых работ и сократить растягивание сроков в связи с подбором кадров».
«С другой стороны, мигранты могут отказаться от приезда, беспокоясь, что они могут попасть в «рабство». В итоге дополнительные меры способны еще больше накалить ситуацию в части нехватки кадров», — полагает юрист.