Заблудившийся трамвай. Ленобласть ищет инвестора для новой трассы
Власти Ленобласти разработали предварительный проект новой ветки легкорельса между Ржевкой и Всеволожском. Эксперты говорят, что трамвай мог бы исправить транспортную ситуацию в районе. Его инвестором могут выступить транспортные или девелоперские компании, а также финансово-промышленные корпорации, которые занимаются машиностроением.
Новая трасса должна соединить Петербург (примерно от станции метро «Ладожская» или «Проспект Большевиков»), Янино, Ржевку и Всеволожск, рассказал председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк. Протяженность трассы может составить около 15 км.
По данным источника в правительстве Ленобласти, знакомого с ситуацией, только строительство части трассы по территории Петербурга может обойтись в 2 млрд рублей, а отрезок трамвайных путей в Ленобласти будет стоить 15-17 млрд рублей без учета депо.
«У Всеволожска уже есть железнодорожное сообщение с Петербургом (ж/д станция «Мельничный ручей» и ж/д станция во Всеволожске). Есть также автобусное сообщение. Однако мы стараемся думать на перспективу и не забываем, что Группа ЛСР в обозримом будущем начнёт застраивать жильем большой участок бывшего Ржевского полигона. Так что рано или поздно возникнет вопрос о транспортной доступности района», — сказал Михаил Присяжнюк.
Инвесторы не торопятся
По словам чиновника, строительство новой трамвайной трассы может быть реализовано как обычный инвестиционный проект, без применения, например, схемы ГЧП. «Инвестор сможет гарантированно получить пассажиропоток примерно в 40 тыс. человек в сутки, что обеспечит возврат инвестиций в течение 10 лет», — говорит Михаил Присяжнюк.
Со своей стороны правительство Ленобласти готово помочь инвестору разными способами, в том числе предоставить участок лесного фонда в Мурино под строительство депо, сделать ППТ, заняться выносом сетей. Также, по словам чиновника, возможно предоставление ряда налоговых льгот.
Сейчас правительство Ленобласти проводит переговоры с потенциальными инвесторами. В их числе называют ГУП «Горэлектротранс», правда, в самой компании этот вопрос комментируют неохотно.
«На данном этапе преждевременно обсуждать эту тему, тем более говорить о чем-то предметно. Серьёзные проекты требуют взвешенных решений со стороны руководства города и области», — сообщили в пресс-службе «Горэлектротранса». При этом там подчеркнули, что в случае соответствующего поручения со стороны Смольного компания поучаствует, но формат этого участия будет зависеть от формы финансирования проекта. «Компетенции «Горэлектротранса» связаны, во-первых, с экспертизой и надзором в области транспорта, а во-вторых, с вопросами эксплуатации трамвайных линий (это подвижной состав, его обслуживание, подготовка водителей, транспортная безопасность и др.)», — напомнили в пресс-службе компании.
Велись переговоры об инвестициях и с концессионером проекта «Чижик» — ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК), но предложенный им вариант оказался слишком дорогим. «Хотелось бы по возможности постараться удешевить проект. При этом мы готовы сразу взять на себя расходы по проезду льготников», — сказал Михаил Присяжнюк.
Дешевле, чем метро
Отраслевые эксперты говорят, что трамвайное сообщение между Петербургом и Всеволожском станет важным проектом для всей агломерации.
«Трамвайная линия была бы интересным вариантом, потому что тут другая частота движения по сравнению с электричкой, а также высокая провозная способность по сравнению с автобусами», — говорит заместитель генерального директора ООО «СПб Институт транспортных систем» Елена Ногова. По ее мнению, строительство трамвайной линии во Всеволожск актуально, поскольку очевидно, что новая станция метро появится в Ленобласти «не в нашей жизни».
«Улучшить доступность развивающихся территорий Ленобласти с Петербургом было бы целесообразно с помощью развития трамвайной сети. Это всё-таки дешевле, чем строительство метро», — согласна Виктория Калинина, заместитель гендиректора АО «Институт «Стройпроект».
Дорого и долго
Эксперты предупреждают о рисках нового проекта. Один из них — сроки. «Часто такие проекты реализуются долго, потому что они дорогостоящие, и найти инвестора непросто», — комментирует Виктория Калинина.
«Не стоит забывать и о том, что при реализации проекта на территории двух субъектов федерации зачастую требуется согласовывать некоторые законодательные акты, а также правила межрегионального финансирования», — напоминает Елена Ногова.
«Ещё один больной вопрос — это согласование тарифов на перевозку пассажиров между инвестором и регионом», — отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, инвестору, как правило, нужен высокий тариф для того, чтобы проект окупился. «Сложность заключается в том, что региональные власти могут оказаться не готовы компенсировать часть затрат на проезд пассажиров, чтобы цена билета была приемлемой», — поясняет он.
Теоретически участие в строительстве трамвайной ветки во Всеволожск, по мнению экспертов, могло бы быть интересно транспортным компаниям, а также девелоперам, которые хотят повысить свою капитализацию. «Могут заинтересоваться и промышленно-финансовые группы, которые занимаются машиностроением, например строительством вагонов», — считает он.
Взлетел только «Чижик»
До сих пор транспортные проекты, которые касались Петербурга и Ленобласти, развивались с трудом. Например, в 2020 году ГК «Арсенал Недвижимость» рассматривала возможность строительства линии легкорельсового транспорта от станции метро «Парнас» до «Девяткино» через поселок Бугры. Девелопер собирался реализовать проект в партнерстве с канадской компанией Vision Transportation Group и рассчитывал привлечь в качестве соинвесторов застройщиков территорий, где должен был пройти лекгорельс. Эксперты оценивали объем инвестиций примерно в 30 млрд рублей. Однако, по данным участников рынка, проект завис. «Новый проспект» направил в «Арсенал Недижимость» запрос о его судьбе. Если ответ будет дан, мы его опубликуем.
Пока единственный положительный пример инвестиций частного бизнеса в развитие наземного транспорта — это проект скоростного трамвая «Чижик», которым с 2016 года занимается ТКК. Компания реконструирует трамвайную сеть в Красногвардейском районе Петербурга. Концессионное соглашение между Смольным и инвестором включает в себя строительство трамвайных путей с покрытием, обеспечивающим бесшумный ход по четырем маршрутам.