«Южный гриб» отказался расти в Ленобласти
Ростовская компания «Южный гриб» отказалась от строительства в Ленобласти второй очереди комплекса по производству шампиньонов. Она начнет выращивать в открытом грунте овощи, в частности картофель, хотя его производство в регионе считается рискованным.
ЗАО «Южный гриб» отказалось от планов расширения комплекса по выращиванию грибов в Ленобласти, рассказал «Новому проспекту» генеральный директор компании Максим Третьяков. Причиной такого решения он назвал нестабильную экономическую ситуацию и девальвацию рубля, которая значительно увеличила расходы на спецоборудование.
«Частично мы бы могли переориентироваться на внутренние поставки, например закупить отечественные стройматериалы. Но спецоборудование у нас не производится. Его нужно покупать в Европе: в Польше, в Нидерландах. Обвал рубля сделал эти приобретения слишком дорогими», — говорит Максим Третьяков.
Производство шампиньонов компании «Южный гриб» в Тихвинском районе
Вторая очередь производства «Южного гриба» в Тихвине предполагала строительство 12 камер по выращиванию шампиньонов общей производительностью 120 т продукции в месяц. Это утроило бы мощности тихвинского завода компании, который сейчас ежемесячно выпускает 60 т грибов. В строительство второй очереди «Южный гриб» планировал вложить 80–100 млн рублей.
В 2018 году «Южный гриб» приобрел обанкротившееся предприятие по производству шампиньонов в Тихвинском районе Ленобласти. За 2 года ростовская компания вложила в модернизацию предприятия около 60 млн рублей и вывела его на проектную мощность. По оценкам Максима Третьякова, это обошлось компании как минимум в 3,5 раза дешевле, чем строительство аналогичной фермы с нуля.
Агрессивный конкурент
Участники рынка и аналитики уверены, что «Южный гриб» изменил планы по развитию в Ленобласти не только из-за удорожания проекта. Основной причиной стала агрессивная политика крупнейшего производителя шампиньонов на Северо-Западе, агрохолдинга «Выборжец». Он активно наращивает объемы производства грибов и недавно ввел в эксплуатацию крупный шампиньонный комплекс мощностью в 10 тыс. т продукции в год.
По словам генерального директора ТД «Выборжец» Александра Бельковца, сейчас новый комплекс загружен на 60%. К концу года компания планирует выйти на проектную мощность. При этом, по оценкам генерального директора ООО «Школа грибоводства» Александра Хренова, Петербург потребляет около 800 т шампиньонов в месяц, или примерно 10 тыс. т в год.
Участники рынка уверены, что в условиях очень острой конкуренции отказ «Южного гриба» от расширения производства грибов правилен: «никто не хочет толкаться локтями с «Выборжцем».
«Насыщение шампиньонного рынка уже близко. Логично, что «Южный гриб» отказался от второй очереди комплекса», — говорит генеральный директор компании «Технологии роста» Тамара Решетникова. По ее словам, «Выборжец» масштабирует производство, и валовый сбор у него значительно вырастет.
Нет планов по расширению грибного производства и у еще одного лидера петербургского шампиньонного рынка — племенного завода «Приневское». «Сейчас мы производим 1,2–1,5 тыс. т шампиньонов в год. Расширяться точно нет смысла с учетом бешеной конкуренции», — говорит генеральный директор ЗАО «Племенной завод «Приневское» Мухажир Этуев.
Производство больше, цены ниже
В Санкт-Петербурге представлена грибная продукция не только местных лидеров — «Агрохолдинга «Выборжец», «Племенного завода «Приневское» и «Южного гриба». В регион завозятся грибы из Новгорода, Тулы, Курска, Калуги, Москвы и Подмосковья. Также на рынке присутствует большое количество мелких производителей. Заметны поставки грибов из Белоруссии.
По оценкам Александра Хренова, в 2020 году объем производства шампиньонов в России вырос на 60% по сравнению с 2019 годом и составил около 100 тыс. т. «Это привело к снижению закупочных цен на грибы, поэтому многие предприятия закрылись, а некоторые остановили планы своего развития», — говорит эксперт.
В Ленобласти, по данным местного комитета по АПК, в 2020 году произвели 5,5 тыс. т шампиньонов, что в 3 раза больше, чем годом ранее.
Несмотря на то, что потребление шампиньонов в России в 2 раза отстает от среднеевропейского и составляет около 2 кг на человека в год, особых перспектив для роста спроса аналитики не видят.
«Потребление вдвое точно не вырастет и будет зависеть, как водится, от цены. Если у человека будет выбор купить курицу или шампиньоны, а цена будет примерно одинаковая, то выбор точно будет в пользу птицы», — считает Тамара Решетникова.
Александр Хренов прогнозирует рост объемов производства грибов в 2021 году в пределах 10%, до 110 тыс. т, что связано с вводом в эксплуатацию в ряде регионов уже начатых проектов создания новых грибных ферм.
Картофель с грибами
Вместо расширения грибного производства «Южный гриб» начнет выпуск картофеля. У компании в собственности есть 30 га земли под Тихвином, которые в 2021 году будут отданы под посадку овощей. «Всего планируется собрать около 1,2 тыс. т картофеля в год», — рассказал Максим Третьяков. Сбыт продукции компания будет осуществлять через все основные торговые сети Петербурга: «Ленту», «Окей», «Магнит», «Пятерочку», «Дикси» и другие, где уже присутствует продукция «Южного гриба».
Производство овощей открытого грунта обойдется «Южному грибу» значительно дешевле, чем создание нового грибного цеха. «Основные вложения пойдут на закупку картофелепосадочной и картофелеуборочной техники. Рассчитываем уложиться в 10–15 млн рублей», — говорит Максим Третьяков. По его словам, если проект пойдет, компания рассмотрит возможности по увеличению площади под посадку. «Возможность докупить соседние земли есть», — говорит он.
Эксперты считают, что производство картофеля — дело рискованное, но спрос на эту продукцию будет. «Рентабельность нестабильна и меняется из года в год. Она может достигать 10–15%, но довольно часто производители работают и в минус», — поясняет Мухажир Этуев. А 2017 году после неурожая картофеля в Ленобласти, вызванного плохими погодными условиями, местные власти заявили о намерениях отказаться от выращивания этого корнеплода в регионе из-за «климатических рисков».
Справка «Нового проспекта»:
ЗАО «Южный гриб» зарегистрировано в сентябре 2008 года в Таганроге. Уставный капитал компании составляет 10 тыс. рублей. Единственным ее владельцем является ЗАО «ТПО «Лемакс», крупный игрок на рынке бытового котельного оборудования и стальных панельных радиаторов. Компания принадлежит, в свою очередь, известному в Таганроге предпринимателю Леониду Матусевичу. Выручка ЗАО «Южный гриб» в 2019 году, по данным ресурса «Картотека.ру», составила 167,3 млн рублей, что на 4% больше, чем в 2018 году, при этом чистая прибыль упала почти в 5 раз, до 115 тыс. рублей.
Фото: ЗАО «Южный гриб»