Ёмкости не хватило. Туроператоры просят об отсрочке
Новый проспект
Статьи

Ёмкости не хватило. Туроператоры просят об отсрочке

Прочитано: 1498

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Представители туриндустрии написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой предотвратить волну банкротств. Туроператоры просят продлить срок выплат по турам, не состоявшимся из-за пандемии. С трудностями столкнулись 70 членов ассоциации «Турпомощь» из Сибири и с Дальнего Востока, специализирующихся на Китае, и свыше 100 «нишевых» операторов, организующих туристические поездки в Европу. Пойдет ли правительство им навстречу и спасет ли это рынок, разбирался «Новый проспект».

Предложения установить лимит по выплатам компенсаций за не состоявшиеся в прошлом году туры и перенести сроки исполнения этих обязательств на конец 2023 года прозвучали на XVIII съезде Российского союза туриндустрии (РСТ) в конце сентября. По мнению директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, туризм — единственная из отраслей, которая перед своими потребителями отвечает в полном объеме, и логично установить лимит по страховым выплатам, как это было сделано правительством для банков.

Восстановления не произошло

Согласно Постановлению правительства РФ №1073 от 20 июля 2020 года, туроператоры, которые не смогли отправить своих клиентов в поездки из-за пандемии, обязаны предоставить им равноценный тур или выплатить деньги до 31 декабря 2021 года. Летом 2020 года этот документ помог снять волну социальной напряженности из-за закрытия границ и предотвратить единовременный уход с рынка десятков туроператоров. Однако тогда предполагалось, что восстановление рынка состоится не позднее 2021 года, чего, как известно, не произошло, указывают представители туриндустрии в письме главе правительства РФ Михаилу Мишустину.

До сих пор перспективы открытия границ и возобновления международного туризма не определены. Полноценной работе рынка, по мнению авторов письма, мешает целый ряд факторов:

• низкая емкость туристского рынка из-за ограничений в странах Востока, Юго-Востока и практически по всей Европе;

• отсутствие альтернатив множеству закрытых турнаправлений, отказы туристов менять туры на другие направления или виды турпродукта;

• депонирование зарубежными партнерами (принимающей стороной) денежных средств, полученных от российских туроператоров за несостоявшиеся туры;

• сохраняющаяся высокая вероятность экстренного закрытия открытых зарубежных направлений из-за ухудшения эпидемиологической ситуации.

Вернуть деньги за несостоявшиеся туры в полном операторы не могут из-за невозвратов со стороны авиакомпаний. Если не предпринять дополнительные меры по поддержке игроков туристического рынка в виде переноса сроков, которые определены постановлением №1073, на 2023 год, начнутся массовые банкротства туркомпаний и масштабные потребительские конфликты, уверены авторы письма.

Письмо подписали президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев, глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма и вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко и председатель комиссии по туристкой индустрии Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Шпилько. Они просят премьер-министра проработать возможность внесения в постановление №1073 изменений, предусматривающих «как минимум, отсрочку обязательств по несостоявшимся турам до конца 2023» или синхронизацию механизма исполнения отложенных обязательств туроператоров с порядком возврата средств за билеты на авиарейсы, не состоявшиеся из-за пандемии и ограничения воздушного сообщения.

Авиация на взлёте

Надо отметить, что в 2021 Россия обошла другие страны по темпам роста внутренних авиаперелетов. По данным Росавиации, в августе 2021 года объемы авиаперевозок пассажиров на внутренних линиях достигли максимальных показателей и на 31% превысили показатели доковидного 2019 года. Однако рост трафика не помог авиакомпаниям выйти из операционной убыточности, так как в условиях жесткой конкуренции они не повышали, а порой снижали цены на билеты. По прогнозам Национального рейтингового агентства (НРА), операционный убыток крупнейших российских авиакомпаний по итогам 2021 года составит около 70 млрд рублей, хотя и сократится практически вдвое по сравнению с 2020-м. Этот «банкет» финансировался за счет кредитов и государственных субсидий: по расчетам НРА, топ-15 авиакомпаний в 2020 году получили 141 млрд рублей кредитов и займов, что втрое превышает показатель 2019 года. Как подсчитала Счетная палата, поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в 577 млрд рублей: это льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли.

Что касается бедственного положения туроператоров, то их долги перед россиянами по отмененным из-за коронавируса турам за 2020 год сократились практически в 6 раз, с 44 млрд до 7 млрд рублей. Однако в 2021 году туроператоры тут же получили новый долг: теперь они должны клиентам еще 30 млрд рублей по турам, которые россияне успели приобрести до ограничения авиасообщения с Турцией. Об этом говорила в кулуарах ПМЭФ Зарина Догузова, отметив, что на рынке не произошло ни одного резонансного банкротства.

Но еще не вечер. Как следует из письма представителей туриндустрии Мишустину, в критической ситуации находятся 70 туроператоров — членов ассоциации «Турпомощь» из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, специализирующихся в основном на приграничном туризме. В аналогичном положении оказались свыше 100 «нишевых» туроператоров Западного и Северо-Западного региона, организующих туристические поездки в Европу. Таким образом, уже до конца 2021 года около 200 туроператоров рискуют стать банкротами.

Эксперты, опрошенные «Новым проспектом», не уверены, пойдет ли правительство РФ на уступки отрасли.

Переписать закон

У туроператоров есть еще одна головная боль. Сейчас участники рынка совместно с Ростуризмом работают над изменениями закона «Об основах туристической деятельности». В августе на круглом столе по развитию туриндустрии в Алтайском крае глава Ростуризма Зарина Догузова отметила, что 132-ФЗ серьезно не обновлялся с 1996 года, и Ростуризм рассчитывает представить «проработанную, согласованную с отраслью, с экспертами концепцию этого закона» до конца 2021-го. В частности, планируется отдельно отразить в законе вопросы возврата средств туристам, классификации отелей, стандартов для объектов туристической инфраструктуры, цифровизации. В июле 2021 Ростуризм определил первоначальную структуру нового законопроекта о туризме, куда вошло 15 глав, регулирующих полномочия властей, взаимоотношения бизнеса с туристами, требования к средствам размещения и другим туристическим объектам. Игроки рынка отмечали, что законопроект дублирует старый 132-ФЗ, в нем не содержатся варианты решения самых больных задач для отрасли и он не устраняет проблемы действующего законодательства.

Например, сейчас законодательство обязывает туроператоров страховать ответственность перед туристами, но зачастую страховщики отказываются подписывать такие договоры из-за возросших рисков, и это вынуждает игроков туристического рынка разбивать турпродукт на отдельные услуги либо использовать в качестве финансового обеспечения фонды персональной ответственности в «Турпомощи». Однако размер их накоплений не всегда соразмерен масштабам реальной деятельности. Одним из вариантов решения этой задачи называлось внедрение электронной путевки вместе с общим гарантийным фондом, формируемым из отчислений с продаж каждого тура, но единого мнения по поводу работоспособности такой схемы на рынке нет. Критики этой программы говорят, что программа «Электронная путевка» не учитывает комплексность услуг в составе турпродукта, возможность этапной оплаты договора, раннего бронирования, а электронный бланк строгой отчетности дублирует функции онлайн кассы.

В настоящее время рабочая группа, созданная Ассоциацией «Турпомощь» совместно с РСТ, готовит предложения по изменениям в закон. Ее возглавляет Юрий Барзыкин. В группу вошли ведущие представители туроператорского сообщества и действующие юристы, в том числе из Совета Федерации и Госдумы.

По договоренности с Ростуризмом ее участники взяли на себя разработку четырех глав, связанных с деятельностью туроператоров и турагентств. Сейчас документы находятся в стадии доработки.

В декабре этого года законопроект планируется внести в правительство, а в феврале 2022 — в Госдуму. Однако, по словам Юрия Барзыкина, реальные сроки подготовки и рассмотрения документа определить трудно.

РСТ уже направил в Ростуризм замечания бизнеса по структуре законопроекта. Они носят эволюционный характер, в отличие от «революционных» предложений, которые содержались в изначальном варианте (таких, например, как введение финансовых гарантий для турагентств, повышение финобеспечения для туроператоров по внутреннему туризму). Многие положения, по словам Юрия Барзыкина, удалось «выровнять» в обсуждениях, однако очевидно, что нынешний вариант не окончательный.

В числе нововведений: появление главы об инфраструктуре, которая включает и средства размещения, и обеспечивающие системы; градация размеров финобеспечения для туроператоров, занимающихся выездным туризмом. РСТ предложил также закрепить в законе такие новые понятия, как «национальный туристский продукт», «региональный (межрегиональный) туристский продукт», «местный туристский продукт», а также «туристский продукт туроператора».

Всего РСТ обсудил с Ростуризмом пять глав законопроекта:

• «Организация и условия осуществления туроператорской, турагентской деятельности»;

• «Информационные системы в сфере туризма. Единая информационная система электронных путевок»;

• «Обеспечение исполнения обязательств туроператора»;

• «Объединения туроператоров»;

• «Безопасность туризма».

По словам Юрия Барзыкина, благодаря усилиям РСТ и других общественных организаций в последний момент сняты поправки по электронной путевке, которые могли просто разрушить существующую систему обеспечения и исполнения обязательств туроператорами.

Зарина Догузова ранее поясняла, что Ростуризм планирует дополнить и актуализировать весь пакет стандартов и нормативно-правовых актов в туризме с учетом современных реалий рынка в течение нескольких лет, но ведомство не ждет принятия закона и по наиболее актуальным направлениям работает уже сейчас, уточнила она.


туризм Законодательство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Издательство АСТ выпустило книгу Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идеи», где 20% текста, в частности фрагменты о нетрадиционной ориентации великого режиссера, оказались закрашены черной краской. Издатель побоялся, что без этого его привлекут за пропаганду нетрадиционных отношений. Но реальную жизнь никакой краской не замажешь, уверен художник «Нового проспекта».
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.
Гостиничный рынок набирает обороты: по показателям загрузки и выручки он возвращается к результатам доковидного 2019 года. Но гость-24 отличается от гостя-19. Как именно изменились постояльцы отелей и чего они ждут от современных гостиниц, разбирался «Новый проспект».

В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
В России могут запретить продажу алкоголя в период майских праздников
26.04.2024
С начала года в Петербурге и пригородах проданы участки под жилье и апартаменты почти на 11 млрд рублей
26.04.2024
«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки