Ёмкости не хватило. Туроператоры просят об отсрочке
Новый проспект
Статьи

Ёмкости не хватило. Туроператоры просят об отсрочке

Прочитано: 1486

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Представители туриндустрии написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой предотвратить волну банкротств. Туроператоры просят продлить срок выплат по турам, не состоявшимся из-за пандемии. С трудностями столкнулись 70 членов ассоциации «Турпомощь» из Сибири и с Дальнего Востока, специализирующихся на Китае, и свыше 100 «нишевых» операторов, организующих туристические поездки в Европу. Пойдет ли правительство им навстречу и спасет ли это рынок, разбирался «Новый проспект».

Предложения установить лимит по выплатам компенсаций за не состоявшиеся в прошлом году туры и перенести сроки исполнения этих обязательств на конец 2023 года прозвучали на XVIII съезде Российского союза туриндустрии (РСТ) в конце сентября. По мнению директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, туризм — единственная из отраслей, которая перед своими потребителями отвечает в полном объеме, и логично установить лимит по страховым выплатам, как это было сделано правительством для банков.

Восстановления не произошло

Согласно Постановлению правительства РФ №1073 от 20 июля 2020 года, туроператоры, которые не смогли отправить своих клиентов в поездки из-за пандемии, обязаны предоставить им равноценный тур или выплатить деньги до 31 декабря 2021 года. Летом 2020 года этот документ помог снять волну социальной напряженности из-за закрытия границ и предотвратить единовременный уход с рынка десятков туроператоров. Однако тогда предполагалось, что восстановление рынка состоится не позднее 2021 года, чего, как известно, не произошло, указывают представители туриндустрии в письме главе правительства РФ Михаилу Мишустину.

До сих пор перспективы открытия границ и возобновления международного туризма не определены. Полноценной работе рынка, по мнению авторов письма, мешает целый ряд факторов:

• низкая емкость туристского рынка из-за ограничений в странах Востока, Юго-Востока и практически по всей Европе;

• отсутствие альтернатив множеству закрытых турнаправлений, отказы туристов менять туры на другие направления или виды турпродукта;

• депонирование зарубежными партнерами (принимающей стороной) денежных средств, полученных от российских туроператоров за несостоявшиеся туры;

• сохраняющаяся высокая вероятность экстренного закрытия открытых зарубежных направлений из-за ухудшения эпидемиологической ситуации.

Вернуть деньги за несостоявшиеся туры в полном операторы не могут из-за невозвратов со стороны авиакомпаний. Если не предпринять дополнительные меры по поддержке игроков туристического рынка в виде переноса сроков, которые определены постановлением №1073, на 2023 год, начнутся массовые банкротства туркомпаний и масштабные потребительские конфликты, уверены авторы письма.

Письмо подписали президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев, глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма и вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко и председатель комиссии по туристкой индустрии Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Шпилько. Они просят премьер-министра проработать возможность внесения в постановление №1073 изменений, предусматривающих «как минимум, отсрочку обязательств по несостоявшимся турам до конца 2023» или синхронизацию механизма исполнения отложенных обязательств туроператоров с порядком возврата средств за билеты на авиарейсы, не состоявшиеся из-за пандемии и ограничения воздушного сообщения.

Авиация на взлёте

Надо отметить, что в 2021 Россия обошла другие страны по темпам роста внутренних авиаперелетов. По данным Росавиации, в августе 2021 года объемы авиаперевозок пассажиров на внутренних линиях достигли максимальных показателей и на 31% превысили показатели доковидного 2019 года. Однако рост трафика не помог авиакомпаниям выйти из операционной убыточности, так как в условиях жесткой конкуренции они не повышали, а порой снижали цены на билеты. По прогнозам Национального рейтингового агентства (НРА), операционный убыток крупнейших российских авиакомпаний по итогам 2021 года составит около 70 млрд рублей, хотя и сократится практически вдвое по сравнению с 2020-м. Этот «банкет» финансировался за счет кредитов и государственных субсидий: по расчетам НРА, топ-15 авиакомпаний в 2020 году получили 141 млрд рублей кредитов и займов, что втрое превышает показатель 2019 года. Как подсчитала Счетная палата, поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в 577 млрд рублей: это льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), транспортному налогу, ввозным таможенным пошлинам и пониженные ставки налога на имущество, применяемые в транспортной отрасли.

Что касается бедственного положения туроператоров, то их долги перед россиянами по отмененным из-за коронавируса турам за 2020 год сократились практически в 6 раз, с 44 млрд до 7 млрд рублей. Однако в 2021 году туроператоры тут же получили новый долг: теперь они должны клиентам еще 30 млрд рублей по турам, которые россияне успели приобрести до ограничения авиасообщения с Турцией. Об этом говорила в кулуарах ПМЭФ Зарина Догузова, отметив, что на рынке не произошло ни одного резонансного банкротства.

Но еще не вечер. Как следует из письма представителей туриндустрии Мишустину, в критической ситуации находятся 70 туроператоров — членов ассоциации «Турпомощь» из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, специализирующихся в основном на приграничном туризме. В аналогичном положении оказались свыше 100 «нишевых» туроператоров Западного и Северо-Западного региона, организующих туристические поездки в Европу. Таким образом, уже до конца 2021 года около 200 туроператоров рискуют стать банкротами.

Эксперты, опрошенные «Новым проспектом», не уверены, пойдет ли правительство РФ на уступки отрасли.

Переписать закон

У туроператоров есть еще одна головная боль. Сейчас участники рынка совместно с Ростуризмом работают над изменениями закона «Об основах туристической деятельности». В августе на круглом столе по развитию туриндустрии в Алтайском крае глава Ростуризма Зарина Догузова отметила, что 132-ФЗ серьезно не обновлялся с 1996 года, и Ростуризм рассчитывает представить «проработанную, согласованную с отраслью, с экспертами концепцию этого закона» до конца 2021-го. В частности, планируется отдельно отразить в законе вопросы возврата средств туристам, классификации отелей, стандартов для объектов туристической инфраструктуры, цифровизации. В июле 2021 Ростуризм определил первоначальную структуру нового законопроекта о туризме, куда вошло 15 глав, регулирующих полномочия властей, взаимоотношения бизнеса с туристами, требования к средствам размещения и другим туристическим объектам. Игроки рынка отмечали, что законопроект дублирует старый 132-ФЗ, в нем не содержатся варианты решения самых больных задач для отрасли и он не устраняет проблемы действующего законодательства.

Например, сейчас законодательство обязывает туроператоров страховать ответственность перед туристами, но зачастую страховщики отказываются подписывать такие договоры из-за возросших рисков, и это вынуждает игроков туристического рынка разбивать турпродукт на отдельные услуги либо использовать в качестве финансового обеспечения фонды персональной ответственности в «Турпомощи». Однако размер их накоплений не всегда соразмерен масштабам реальной деятельности. Одним из вариантов решения этой задачи называлось внедрение электронной путевки вместе с общим гарантийным фондом, формируемым из отчислений с продаж каждого тура, но единого мнения по поводу работоспособности такой схемы на рынке нет. Критики этой программы говорят, что программа «Электронная путевка» не учитывает комплексность услуг в составе турпродукта, возможность этапной оплаты договора, раннего бронирования, а электронный бланк строгой отчетности дублирует функции онлайн кассы.

В настоящее время рабочая группа, созданная Ассоциацией «Турпомощь» совместно с РСТ, готовит предложения по изменениям в закон. Ее возглавляет Юрий Барзыкин. В группу вошли ведущие представители туроператорского сообщества и действующие юристы, в том числе из Совета Федерации и Госдумы.

По договоренности с Ростуризмом ее участники взяли на себя разработку четырех глав, связанных с деятельностью туроператоров и турагентств. Сейчас документы находятся в стадии доработки.

В декабре этого года законопроект планируется внести в правительство, а в феврале 2022 — в Госдуму. Однако, по словам Юрия Барзыкина, реальные сроки подготовки и рассмотрения документа определить трудно.

РСТ уже направил в Ростуризм замечания бизнеса по структуре законопроекта. Они носят эволюционный характер, в отличие от «революционных» предложений, которые содержались в изначальном варианте (таких, например, как введение финансовых гарантий для турагентств, повышение финобеспечения для туроператоров по внутреннему туризму). Многие положения, по словам Юрия Барзыкина, удалось «выровнять» в обсуждениях, однако очевидно, что нынешний вариант не окончательный.

В числе нововведений: появление главы об инфраструктуре, которая включает и средства размещения, и обеспечивающие системы; градация размеров финобеспечения для туроператоров, занимающихся выездным туризмом. РСТ предложил также закрепить в законе такие новые понятия, как «национальный туристский продукт», «региональный (межрегиональный) туристский продукт», «местный туристский продукт», а также «туристский продукт туроператора».

Всего РСТ обсудил с Ростуризмом пять глав законопроекта:

• «Организация и условия осуществления туроператорской, турагентской деятельности»;

• «Информационные системы в сфере туризма. Единая информационная система электронных путевок»;

• «Обеспечение исполнения обязательств туроператора»;

• «Объединения туроператоров»;

• «Безопасность туризма».

По словам Юрия Барзыкина, благодаря усилиям РСТ и других общественных организаций в последний момент сняты поправки по электронной путевке, которые могли просто разрушить существующую систему обеспечения и исполнения обязательств туроператорами.

Зарина Догузова ранее поясняла, что Ростуризм планирует дополнить и актуализировать весь пакет стандартов и нормативно-правовых актов в туризме с учетом современных реалий рынка в течение нескольких лет, но ведомство не ждет принятия закона и по наиболее актуальным направлениям работает уже сейчас, уточнила она.


туризм Законодательство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Неисполнение указаний оперативных штабов будет караться многотысячными штрафами. Такая ответственность уже вводится в Ленинградской и Курской областях. Нарушением, в частности, могут признать публикацию любой информации о мостах, заводах, портах, электростанциях и других стратегических объектах.
Владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал, почему он сегодня стремится занять сегмент люкс на гостиничном рынке Петербурга, как в этом помогает персонализация гостя и какие проблемы создает оторванность России от глобальной системы бронирования.
Чего ждут от отельеров современные туристы, на что они обращают внимание при выборе места для поездки и как хотят отдыхать, рассказывает Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям сервиса бронирования отелей и квартир «ТВИЛ».

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки