"Янтарь" застыл в ожидании. Будут ли у ОСК деньги на модернизацию завода

ОСК докапитализирует судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде на 8,7 млрд рублей. Средства могут пойти как на модернизацию, в которой остро нуждается предприятие, так и на покрытие текущих расходов, полагают эксперты, опрошенные «НП».

Собрание акционеров АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» приняло решение провести допэмиссию в размере 1,85 млн акций. Цена размещения одной ценной бумаги — 4,7 тыс. рублей, сообщает Центр раскрытия корпоративной информации. Таким образом, общая стоимость допэмиссии составит 8,7 млрд рублей. Акции будут размещены по закрытой подписке.

О возможности финансирования модернизации «Янтаря» через допэмиссию стало известно в 2016 году. Тогда судостроительный завод объявил о дополнительном выпуске акций на общую сумму 8,9 млрд рублей, однако в том же году допэмиссия была приостановлена. Примечательно, что аналогичные ситуации происходят и на других крупных верфях Северо-Запада.

Некоторые отраслевые эксперты считают, что часть средств новой допэмиссии будет направлена на покрытие текущих расходов «Янтаря». «Также средства могут быть направлены и на модернизацию, расширение площадей предприятия, приобретение и установку нового оборудования», — полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», входящий в ОСК, образован 8 июля 1945 года. Он специализируется на строительстве мало- и среднетоннажных судов военного и гражданского назначения, а также на проведении судоремонтных работ. На заводе построено 160 боевых кораблей и более 500 гражданских судов. По данным отчетности ПСЗ «Янтарь» за 2022 год, в прошлом году выручка завода составила 16,9 млрд рублей, что выше показателя за 2021 год на 34,7%. Чистый убыток — 941 млн рублей.

Модернизацию на «Янтаре» планировалось провести для обновления существующих фондов. Первоначально она предполагала концентрацию судостроительного производства в западной части площадки. Там планировалось создать компакт-верфь, которая позволила бы снизить издержки и увеличить скорость строительства.

Пока же верфь обновляет фонды в гораздо более скромных объемах. Как ранее говорил гендиректор завода Илья Самарин, в 2022 году на «Янтаре» было реконструировано несколько достроечных набережных, на них установлены новые портальные краны и другое оборудование, необходимое для достройки судов. Реконструкция набережных позволит повысить производственные возможности завода, отмечал он.

О модернизации верфей Северо-Запада, входящих в ОСК, говорят давно. Так, уже много лет планируется модернизация Балтийского завода, Северной верфи и Выборгского судостроительного завода.

Модернизация верфей, в том числе «Янтаря», сейчас особенно актуальна по ряду причин. «Это связано с внешними ограничениями, касающимися логистики доставок на предприятие необходимых ресурсов, прекращением работы в России ряда иностранных компаний, в том числе партнеров завода», — говорит Дмитрий Баранов.

«Вероятно, завод нашел новых поставщиков оборудования для производства, а это требует перестройки технологических процессов, повышения точности изготавливаемых деталей и узлов, так что вопрос модернизации предприятия стал более актуальным. Не исключено, что рост стоимости потребляемых заводом товаров и услуг также сыграл свою роль», — отмечает эксперт. «Также потребовалось повысить эффективность деятельности предприятия, что без совершенствования производства сделать проблематично», — добавляет Дмитрий Баранов.

Эксперты инвестиционно-аналитической группы ПКР напоминают, что также модернизация «Янтаря» предполагает строительство нового плавучего дока. Новый док позволит заводу работать с объектами до 12 тыс. тонн, для дока планируется установить современную судовую систему видеонаблюдения, системы управления и балластировки. Также планируется техперевооружение производственных мощностей для выполнения механомонтажных работ, добавили в ПКР.

«Возможно, дело в части модернизации сдвинется с мертвой точки после того, как ВТБ, который теперь управляет ОСК, проведет аудит заводов и поймет, что в нынешнем виде большинство верфей не может работать эффективно», — надеется один из участников отрасли.

Фото: shipyard-yantar.ru

Актуально сегодня