Якунин без конфет. Фонд VIYM продал долю в шоколадном бизнесе
Новый проспект
Статьи

Якунин без конфет. Фонд VIYM продал долю в шоколадном бизнесе

Прочитано: 262
Якунин без конфет. Фонд VIYM продал долю в шоколадном бизнесе
Инвестиционный фонд Venture Investments & Yield Management (VIYM) Андрея Якунина, сына бывшего президента РЖД Владимира Якунина, вышел из состава акционеров компании French Kiss, которая продает шоколадные изделия. Долю VIYM выкупил основатель компании турок Хусейин Йаманйылмаз.

Как стало известно «Новому проспекту», VIY Growth Fund (входит в фонд VIYM Андрея Якунина) продал свой пакет акций (32,5%) в бизнесе компании French Kiss. «Пакет был продан совладельцу и мажоритарному акционеру актива в соответствии с действующими корпоративными правилами преимущественной покупки», — сообщили в пресс-службе фонда. Цену сделки там не раскрыли, но сообщили, что продавец «удовлетворен достигнутыми результатами».

Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, долю VIY Growth Fund приобрел основатель сети French Kiss Хусейин Йаманйылмаз. «НП» направил запрос в French Kiss с просьбой прокомментировать сделку, но ответа пока не получил.

Шесть лет с пакетом

Пакетом акций в компании French Kiss структура фонда Андрея Якунина владела с 2015 года. На протяжении всех 6 лет фонд участвовал в развитии бизнеса сети, но в конце 2019 года заявил о планах выхода из актива в связи с окончанием горизонта инвестирования. Тогда свою долю в French Kiss сам собственник оценивал в 150 млн рублей. 

«Оценка компании в одну годовую выручку вполне соотносится с ценой пакета. Вероятно, взаиморасчеты между сторонами могли пройти за рамками продажи доли. Для покупки акций French Kiss структуры VIYM в свое время привлекали заемные средства в размере 676 млн рублей», — комментирует Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам».

Ранее СМИ сообщали, что VIY Growth Fund рассматривал возможность продажи своей доли Хусейину Йаманйылмазу либо украинской компании «Конти». 

Ярослав Кабаков полагает, что решение о выходе из бизнеса фонд, скорее всего, принял в связи с низкими темпами роста кондитерского рынка в целом. 

Один из экспертов рынка полагает, что в итоге фонд продал свою долю мажоритарному акционеру French Kiss, поскольку других интересантов не нашлось. «Бизнес очень специфический, его развития в нынешних условиях ждать не стоит», — уверен собеседник «НП». 

Уроженец Турции Хусейин Йаманйылмаз основал компанию French Kiss, производителя и дистрибьютора премиального шоколада ручной работы, в 2003 году. В середине 1990-х предприниматель занимался поставками фруктов и кондитерских изделий в торговые сети.

Первые магазины French Kiss появились в Москве в 2004 году. Сейчас в сети действует 29 бутика. Продукцию для них French Kiss производит на собственной фабрике в Москве. 

По данным «Картотеки.ру», собственником ООО «Френчкисс» выступает кипрская «ФК Френч Кисс Лимитед». Выручка компании за 2019 год составила 425 млн рублей против 491 млн рублей в 2018 году. Чистая прибыль — 85 тыс. рублей в 2019 году против 363 тыс. рублей годом ранее. 

Рынок не в шоколаде

По словам Ярослава Кабакова, в 2019 году в России объем производства кондитерских изделий увеличился всего на 1,2% при том, что в предыдущие годы он рос на 3–6%. 

«Среди объективных причин, повлиявших на снижение темпов развития отрасли, — отсутствие роста реальных доходов населения. Кроме того, транснациональные корпорации всё чаще находят способы усилить свое влияние в этом сегменте. Концентрация и вертикальная интеграция цепочки поставок какао продолжается, что снижает маржинальность локальных бизнесов, особенно в сегменте премиального шоколада», — заключил Ярослав Кабаков. 

Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк напомнил, что конкуренция среди производителей шоколада, в том числе премиального, сейчас чрезвычайно велика. 

«Снижение показателей в российской экономике можно было бы назвать умеренным с учетом худшей динамики по показателю безработицы в развитых странах. Но потребительское поведение изменилось, что станет ограничением для восстановления рынка в целом», — говорит он. Евгений Миронюк добавил, что премиальный шоколад — нишевый продукт, спрос на который чрезвычайно эластичен. «Притоку инвестиций будет способствовать долгосрочная стабилизация основных показателей, связанных с потребительской активностью», — считает он. 

Участники рынка говорят и о других сложностях, с которыми столкнулись производители в прошлом году. «Всем производителям шоколада и шоколадных изделий сложно, потому что себестоимость продукции резко выросла. Подорожали многие ингредиенты, а также электричество, тепло. И при этом сети не позволяют производителям повышать отпускные цены. Компании зачастую работают в убыток. Поэтому уже есть примеры ухода с рынка небольших игроков», — сетует генеральный директор ООО «Кондитерская фабрика «Финтур» Татьяна Асланян. 

Крупным производителям, которые закупают ингредиенты в больших объемах, по ее словам, чуть проще, потому что им поставщики могут предложить более низкую цену, чем при небольших закупках. «Тем не менее сложно приходится всем», — заключила Татьяна Асланян. 

Справка «Нового проспекта»: 

В 2019 году объем производства шоколада и шоколадных изделий в России составил 1,3 млн т. При этом общая выручка производителей шоколада и сахаристых кондитерских изделий составила 577,2 млрд рублей. 

За 2020 год из-за кризиса объем отечественного производства шоколада сократился примерно на 7,7%, до 1,2 млн т продукции, подсчитали аналитики Центра экономики рынков.

Крупнейшие игроки сегмента — ООО «Нестле Россия», ООО «Марс», ООО «Мондэлис Русь», а также московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и ОАО «Рот Фронт» (все три компании входят в
потребительский рынок пищевая промышленность инвестиции
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Как инвестиционный инструмент апартаменты уверенно обходят квартиры в новостройках. О том, за счет чего это стало возможно, рассуждает генеральный директор ООО «Пулково Скай», девелопер проекта Status Сергей Ногай.
Мурманская компания «Мега Фуд» запустила в Петербурге производство охлажденного мяса под брендом «Мясное подворье». Инвестиции в проект составили 250 млн рублей.
Эксперт GfK Rus Анастасия Джафарова рассказала «Новому проспекту», как менялись потребительские предпочтения россиян в прошлом году и какие тенденции актуальны сейчас.

В России за последние 12 лет стали вдвое меньше умирать от алкоголя
16.09.2021
Режиссера Андрея Звягинцева готовятся выводить из искусственной комы после COVID-19
16.09.2021
Россия почти достигла предела роста ипотеки, говорит Эльвира Набиуллина
16.09.2021
Минфин собирается предложить повышение налога на прибыль для дивидендных компаний
16.09.2021
Роскомнадзор и сенаторы продолжают грозить новыми штрафами для Google и Apple за приложение Навального
16.09.2021
Сборная России поднялась сразу на четыре пункта в рейтинге FIFA
16.09.2021
Финляндия продлила режим ограничений на въезд для россиян
16.09.2021
Рост цен на услуги гостиниц в Санкт-Петербурге в августе замедлился
16.09.2021
Губернатор Владимирской области уходит в Госдуму — три года назад он сенсационно победил единоросса
16.09.2021
ГК "Самолет" приобретает 100% петербургской компании "СПб Реновация"
16.09.2021
Операторы мобильной связи просят ограничивать доступ к "бесплатному интернету"
16.09.2021
Турция перестает принимать без тестов россиян, вакцинированных не "Спутником"
16.09.2021
Десятки человек заболели COVID-19 в ближайшем окружении Владимира Путина
16.09.2021
SpaceX впервые в истории отправил в космос полностью гражданский экипаж
16.09.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки