Якунин без конфет. Фонд VIYM продал долю в шоколадном бизнесе
Инвестиционный фонд Venture Investments & Yield Management (VIYM) Андрея Якунина, сына бывшего президента РЖД Владимира Якунина, вышел из состава акционеров компании French Kiss, которая продает шоколадные изделия. Долю VIYM выкупил основатель компании турок Хусейин Йаманйылмаз.
Как стало известно «Новому проспекту», VIY Growth Fund (входит в фонд VIYM Андрея Якунина) продал свой пакет акций (32,5%) в бизнесе компании French Kiss. «Пакет был продан совладельцу и мажоритарному акционеру актива в соответствии с действующими корпоративными правилами преимущественной покупки», — сообщили в пресс-службе фонда. Цену сделки там не раскрыли, но сообщили, что продавец «удовлетворен достигнутыми результатами».
Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, долю VIY Growth Fund приобрел основатель сети French Kiss Хусейин Йаманйылмаз. «НП» направил запрос в French Kiss с просьбой прокомментировать сделку, но ответа пока не получил.
Шесть лет с пакетом
Пакетом акций в компании French Kiss структура фонда Андрея Якунина владела с 2015 года. На протяжении всех 6 лет фонд участвовал в развитии бизнеса сети, но в конце 2019 года заявил о планах выхода из актива в связи с окончанием горизонта инвестирования. Тогда свою долю в French Kiss сам собственник оценивал в 150 млн рублей.
«Оценка компании в одну годовую выручку вполне соотносится с ценой пакета. Вероятно, взаиморасчеты между сторонами могли пройти за рамками продажи доли. Для покупки акций French Kiss структуры VIYM в свое время привлекали заемные средства в размере 676 млн рублей», — комментирует Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам».
Ранее СМИ сообщали, что VIY Growth Fund рассматривал возможность продажи своей доли Хусейину Йаманйылмазу либо украинской компании «Конти».
Ярослав Кабаков полагает, что решение о выходе из бизнеса фонд, скорее всего, принял в связи с низкими темпами роста кондитерского рынка в целом.
Один из экспертов рынка полагает, что в итоге фонд продал свою долю мажоритарному акционеру French Kiss, поскольку других интересантов не нашлось. «Бизнес очень специфический, его развития в нынешних условиях ждать не стоит», — уверен собеседник «НП».
Уроженец Турции Хусейин Йаманйылмаз основал компанию French Kiss, производителя и дистрибьютора премиального шоколада ручной работы, в 2003 году. В середине 1990-х предприниматель занимался поставками фруктов и кондитерских изделий в торговые сети.
Первые магазины French Kiss появились в Москве в 2004 году. Сейчас в сети действует 29 бутика. Продукцию для них French Kiss производит на собственной фабрике в Москве.
По данным «Картотеки.ру», собственником ООО «Френчкисс» выступает кипрская «ФК Френч Кисс Лимитед». Выручка компании за 2019 год составила 425 млн рублей против 491 млн рублей в 2018 году. Чистая прибыль — 85 тыс. рублей в 2019 году против 363 тыс. рублей годом ранее.
Рынок не в шоколаде
По словам Ярослава Кабакова, в 2019 году в России объем производства кондитерских изделий увеличился всего на 1,2% при том, что в предыдущие годы он рос на 3–6%.
«Среди объективных причин, повлиявших на снижение темпов развития отрасли, — отсутствие роста реальных доходов населения. Кроме того, транснациональные корпорации всё чаще находят способы усилить свое влияние в этом сегменте. Концентрация и вертикальная интеграция цепочки поставок какао продолжается, что снижает маржинальность локальных бизнесов, особенно в сегменте премиального шоколада», — заключил Ярослав Кабаков.
Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк напомнил, что конкуренция среди производителей шоколада, в том числе премиального, сейчас чрезвычайно велика.
«Снижение показателей в российской экономике можно было бы назвать умеренным с учетом худшей динамики по показателю безработицы в развитых странах. Но потребительское поведение изменилось, что станет ограничением для восстановления рынка в целом», — говорит он. Евгений Миронюк добавил, что премиальный шоколад — нишевый продукт, спрос на который чрезвычайно эластичен. «Притоку инвестиций будет способствовать долгосрочная стабилизация основных показателей, связанных с потребительской активностью», — считает он.
Участники рынка говорят и о других сложностях, с которыми столкнулись производители в прошлом году. «Всем производителям шоколада и шоколадных изделий сложно, потому что себестоимость продукции резко выросла. Подорожали многие ингредиенты, а также электричество, тепло. И при этом сети не позволяют производителям повышать отпускные цены. Компании зачастую работают в убыток. Поэтому уже есть примеры ухода с рынка небольших игроков», — сетует генеральный директор ООО «Кондитерская фабрика «Финтур» Татьяна Асланян.
Крупным производителям, которые закупают ингредиенты в больших объемах, по ее словам, чуть проще, потому что им поставщики могут предложить более низкую цену, чем при небольших закупках. «Тем не менее сложно приходится всем», — заключила Татьяна Асланян.
Справка «Нового проспекта»:
В 2019 году объем производства шоколада и шоколадных изделий в России составил 1,3 млн т. При этом общая выручка производителей шоколада и сахаристых кондитерских изделий составила 577,2 млрд рублей.
За 2020 год из-за кризиса объем отечественного производства шоколада сократился примерно на 7,7%, до 1,2 млн т продукции, подсчитали аналитики Центра экономики рынков.
Крупнейшие игроки сегмента — ООО «Нестле Россия», ООО «Марс», ООО «Мондэлис Русь», а также московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и ОАО «Рот Фронт» (все три компании входят в