Ягодный рай. В Ленобласти расширят производство малины и клубники

Совладелец холдинговой компании «Феникс» Вячеслав Лейбман расширяет свой проект по выращиванию клубники и малины в Приозерском районе. Если заявленные планы будут реализованы, Ленобласть сможет увеличить объемы производства ягод в 4 раза, до 600 т продукции в год.


Как рассказал «Новому проспекту» Вячеслав Лейбман, проектом в Приозерском районе занимается ООО «Утконос». Сейчас предприятие выращивает клубнику и малину в Петровском поселении на площади 3,3 га.

На старте, 3 года назад, совладельцами ООО «Утконос» выступали Вячеслав Лейбман и его брат Яков Ерошевский. По последним данным, отраженным в «Картотеке.ру», Ерошевский в 2020 году отдал свои 50% Олегу Тарасову. Выручка предприятия за прошлый год составила 43 млн рублей, прибыль – 13 млн рублей.

«Утконос» выращивает ягоды по европейской технологии, так называемым туннельным способом, при котором малина и клубника растут не в открытом грунте, а в лотках с торфом в теплицах. Это позволяет защитить ягоды от капризов погоды и продлить сезон выращивания. Продукция поставляется в торговые сети «ВкусВилл», «Азбука вкуса», «Лента» и другие.

В этом году бизнесмен планирует получить 60–80 т урожая. По словам Вячеслава Лейбмана, в течение 2 лет площади под выращивание ягод будут увеличены до 18 га. Земля уже есть в распоряжении хозяйства. В результате объемы производства вырастут до 450 т в год.

Точный объем инвестиций в проект он назвать отказался, но отметил, что они составят «несколько сотен миллионов рублей». Средства будут направлены в том числе на установку новых теплиц и создание инженерной инфраструктуры. В рамках проекта планируется создать около 400 новых рабочих мест.

Участники рынка говорят, что планы «Утконоса» слишком абмициозны. Для сравнения, сейчас вся Ленобласть выращивает 155 т ягод в год. Если проект компании будет реализован, объемы регионального производства вырастут в 4 раза.

«Для реализации проекта потребуются немалые средства — более 300 млн рублей. Добавьте сюда небольшую рентабельность (в лучшем случае 15%) и длительные сроки окупаемости», — перечисляет возможные риски один из игроков рынка. «Кроме того, в регионе нехватка грамотных специалистов, которые знают, как выращивать ягоды. Также регулярно бывает дефицит рабочих рук для сбора урожая», — напоминает другой собеседник «НП».

По данным комитета по АПК Ленобласти, в 2020 году из 155 т выращенных в регионе ягод 110 т пришлось на клубнику, 30 т — на малину и 15 т — на черную смородину. При этом, по оценкам участников рынка, объемы потребления ягод в Петербурге и Ленобласти превышают 400 т продукции в год.

В Ленобласти ягоды выращивает около 20 крупных фермерских хозяйств. Среди них хозяйства Юрия Фионова, Ирины Паниной и другие производители. Активно наращивает производство ягод Виталий Лукашов, совладелец строительной компании «Зеленый город». В минувшем году стало известно, что ООО «СПК «Плодово-ягодная», которое контролирует предприниматель, к 2023 году заложит в Ломоносовском районе ягодный сад площадью 60 га. Проектная мощность сада — 300 т ягод в год. А ООО «Крестьянское фермерское хозяйство «Брод», которое также подконтрольно Виталию Лукашову, создает в Лужском районе плодово-ягодный сад на 300 га мощностью 4,5 тыс. т продукции в год. Объем инвестиций составит 200 млн рублей.

Ягоды зависят от погоды

Как поясняет глава Ассоциации крестьянских хозяйств Ленобласти Михаил Шконда, в регионе больше всего распространен традиционный способ выращивания клубники и других ягод — в открытом грунте. У него есть ряд недостатков, основной — это зависимость от погоды. «Прошлое лето было дождливым, и урожай был меньше, чем мы ожидали», — говорит он.

«Вместе с тем именно выращивание ягод в открытом грунте лучше всего подходит для Северо-Запада с его холодным климатом», — считает Сергей Муханин, президент Ассоциации садоводов России. По его мнению, можно использовать и туннельную технологию. «Но из-за того, что придется обогревать теплицы, себестоимость производства ягод сразу увеличится», — поясняет он.

По словам Сергея Муханина, в южных районах страны себестоимость выращивания клубники по туннельной технологии составляет около 100 рублей за 1 кг, а на Северо-Западе она резко вырастает — минимум в полтора раза. «Поднимать же отпускную цену не получится, поскольку на рынке достаточно предложения из южных регионов по конкурентной цене», — напоминает эксперт.

Однако некоторые фермеры из Ленобласти, которые продают ягоды через соцсети и на рынках, на спрос не слишком жалуются. «Мы продаем клубнику по 300–350 рублей за килограмм, и ее всю раскупают. Мы каждый год увеличиваем площади под посадку», — говорит предприниматель Яна Коваленко.

Фермер Екатерина Ким отмечает, что областные производители не смогут предложить низкие (200–250 рублей за 1 кг) цены на клубнику и другие ягоды, потому что себестоимость выращивания довольно высока. «Тем не менее местная клубника более свежая, поэтому покупатель на нее всегда найдется», — уверена Екатерина Ким.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Вячеслав Лейбман пробовал себя в разных отраслях: занимался торгово-брокерским делом, экспортом леса, работал на рынке бункеровки, выпускал газету «Консерватор». Затем вместе со своими родственниками Яковом Ерошевским, Владимиром и Евгением Бугаевыми создал холдинговую компанию «Феникс», которая занимается девелопментом, гостиничным бизнесом и фармацевтикой.

Сейчас, по данным открытых баз данных, у ХК «Феникс» дела идут не слишком хорошо. Так, у ООО «Феникс Групп» и ОАО «Фармация», входящих в группу компаний, ФНС заморозила счета. ОАО «Энергетическая компания «Феникс» ликвидировано в результате банкротства, отмечается в СПАРК. В процедуре банкротства также ОАО «Трансфарма». В отношении Владимира Бугаева также примерена процедура банкротства, отмечается в СПАРК.

Читайте также по теме
Актуально сегодня