Выживут только сетевики. Как встречает фитнес-отрасль 2022 год

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

По итогам 2021 года количество фитнес-объектов в стране сократилось в 1,6 раза, отрасль потеряла треть сотрудников, а клиенты массово переходят на покупку коротких клубных карт со сроком в несколько месяцев. Вступление в силу с 1 января 2022 действия закона о налоговом вычете для россиян за физкультурно-оздоровительные услуги не спасет российский фитнес. Свои надежды отрасль возлагает на особый порядок возврата средств клиентам, отказавшимся от услуг фитнес-клубов, и на коллаборацию с медициной.

По итогам 2021 года количество фитнес-объектов в стране сократилось в 1,6 раза, отрасль потеряла треть сотрудников, а клиенты массово переходят на покупку коротких клубных карт со сроком в несколько месяцев. Вступление в силу с 1 января 2022 действия закона о налоговом вычете для россиян за физкультурно-оздоровительные услуги не спасет российский фитнес. Свои надежды отрасль возлагает на особый порядок возврата средств клиентам, отказавшимся от услуг фитнес-клубов, и на коллаборацию с медициной.

«Из 13 тыс. фитнес-объектов, функционирующих на территории России до пандемии, к концу 2021 года осталось 7,8 тыс. Из 768 тыс. сотрудников, занятых в фитнес-индустрии, за 2 года отрасль потеряла 249,6 тыс., сейчас в отрасли работают 518,4 тыс. человек», — рассказала «Новому проспекту» глава Национального фитнес-сообщества (НФС) Елена Силина. На конец 2019 года объем фитнес-рынка оценивался в 167 млрд рублей, включая рынок спортивного оборудования и питания. Потери отрасли только за 2021 год оцениваются в 25,9 млрд рублей.

Петербург, по данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), потерял за 2021 около 5% фитнес-клубов, новых крупных клубов в Петербурге в прошлом году не открывалось, а осеннее введение QR-кодов существенно сократило количество клиентов в традиционно высокий для фитнес-отрасли сезон. Как рассказала «Новому проспекту» директор по операционной деятельности X-Fit в России Ирина Троска, QR-коды снизили количество клиентов в петербургских клубах в 2 раза, 10% держателей карт сразу заморозили контракты, участились запросы на возврат средств за ранее приобретённые карты.

«Отношение к введению QR-кодов двоякое: с одной стороны, мера призвана помочь снизить заболеваемость, а значит это во благо, а с другой — она ставит бизнес на грань выживания, в связи с чем появляется множество вопросов, связанных прежде всего с господдержкой, которая сейчас необходима сфере услуг как никогда», — отметила Ирина Троска.

Минспорт дал добро

Ключевой мерой поддержки для фитнес-отрасли может стать возможность отсрочки при возврате денег за сданные абонементы. В конце декабря 2021 стало известно, что Министерство спорта готово рассмотреть предложение уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова о такой отсрочке: об этом говорится в письме заместителя министра спорта Одеса Байсултанова в адрес бизнес-омбудсмена.

В ноябре 2021 года Борис Титов обращался к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с предложением внести в федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» норму, по которой правительство РФ могло бы устанавливать особый порядок возврата средств за услуги фитнес-клубов в случае ограничения их работы стороны государства. Так, в условиях чрезвычайной ситуации, режима повышенной готовности или иных принудительных ограничений фитнес-центр вправе предложить потребителю, желающему сдать абонемент, либо приостановить оказание услуг вплоть до возобновления деятельности, либо вернуть деньги за абонемент, но с отсрочкой до 180 дней со дня требования.

Минспорт России готов рассмотреть предложения при соблюдении определенных условий: для отдельных категорий клиентов (инвалиды, граждане старше 65 лет, члены многодетных и неполных семей) отсрочка должна быть сокращена со 180 до 30 дней. В остальных случаях фитнес-клубы обязуются выплатить клиенту проценты за пользование чужими денежными средствами при возврате денег позже, чем через 60 дней с момента отмены ограничений.

В начале 2022 года Борис Титов планировал в сотрудничестве с АОФИ представить в рамках рабочей группы по вопросам поддержки развития фитнес-индустрии в РФ текст поправок в закон «О физической культуре и спорте в РФ» с учетом позиции Минспорта. На запрос «Нового проспекта» о текущем положении дел в пресс-службе бизнес-омбудсмена не смогли оперативно предоставить информацию. В НФС «Новому проспекту» сообщили, что развернутые меры поддержки отрасли были расписаны в двух обращениях отраслевого объединения к Борису Титову.

Выручка доступна немногим

Тем временем на прошлой неделе АОФИ сообщила, что, по данным проведенного Ассоциацией мониторинга 400 игроков, 35% российских операторов фитнес-услуг завершили 2021 год без убытков, 26% из них получили прибыль. Свыше 40,5% игроков увеличили выручку по итогам 2021. Доля тех, у кого этот показатель вырос более чем на 15%, составила 11,6%, сообщили в пресс-службе АОФИ.

Елена Силина не разделяет оптимизма коллег: «Статистические данные по фитнес-отрасли России неоднородны. Например, в Республике Хакасии, Тверской, Ростовской, Тюменской и Ленинградской областях продажи клубных карт и дополнительных услуг пробили по итогам 2021 года минусовое значение в 30% в сравнении с итогами 2019 года. В целом средние показатели по отрасли отрицательные. Сложнее всего приходится моноклубам и небольшим фитнес-сетям: ряд локальных игроков рынка находится вне зоны рентабельности и для удержания бизнеса использует кредиты, вкладывает собственные деньги и ведет переговоры с арендодателями о понижении арендных ставок».

Позитивная динамика, по ее словам, наблюдается у крупных сетевых фитнес-клубов и некоторых моноклубов. Действительно, крупные сети: World Class, X-Fit, лидер петербургского фитнес-рынка и рынка СЗФО Fitness House — продолжают открывать новые клубы, а также активно развивают франшизу. Как рассказали «Новому проспекту» в World Class, в 2021 сеть открыла две новые студии в центре Москвы и первую всесезонную аутдор-студию в Одинцовском парке Москвы, куда можно прийти по записи, не являясь членом клуба. В 2022 в Москве запланировано открытие трех клубов сети и расширение франчайзинговой сети по стране. В интервью «Новому проспекту» основатель Fitness House Алексей Фурсов сообщил, что в планах компании стать номером один в стране по фитнесу за следующие 5 лет.

В то же время даже крупные игроки рынка не всегда чувствуют себя хорошо. Сеть Alex Fitness сократила число фитнес-клубов с 74 на 2019 год до 56 в 2021-м, ряд клубов, в том числе в Санкт-Петербурге, закрывался со скандалом.

По словам Елены Силиной, позитивная динамика наблюдается максимум у 5-7% игроков рынка, и в основном это клубы с очень удачной локацией (когда есть совпадение ряда факторов: спальный район, отсутствие конкурентной среды, дешевая аренда либо здание в собственности), внутри сетей такие клубы позволяют частично перекрывать потери других, а моноклубы имеют возможность даже в такое сложное время немного зарабатывать.

Еще один тренд — смена собственников у действующих игроков. Так, например, в 2020 году старейшая в Татарстане сеть фитнес-центров «Планета Фитнес», принадлежавшая холдингу «Сувар», отошла банку «Ак Барс» из-за накопившихся долгов. Спустя год был зарегистрирован договор коммерческой концессии между ООО «Фитнес-Альянс», близким к банку, и ПФ «Франшиза» из орбиты прежнего менеджмента сети, что дало «Фитнес-Альянсу» исключительное право на использование товарного знака «Планета Фитнес» на территории Республики Татарстан. Помимо этого «Фитнес-Альянс» получил возможность использования знака в ПФО, что позволяет ему открыть ряд фитнес-центров в Поволжье.

Основным трендом нового 2022 года Елена Силина называет клиентоцентричность, которая позволит сохранить классический формат фитнес-клуба и развить рынок услуг с более качественным подходом, «не как к идеально выстроенному процессу, а как к достижению конечного результата в виде решения персональной проблемы клиента наиболее удобным для него способом, в том числе путем создания гибридных продуктов на основе офлайна и онлайна». Например, в ноябре 2021 World Class запустил собственное мобильное фитнес-приложение WannaFit.

Ставка на ковид

По словам Елены Силиной, коллаборация медицины и услуг фитнес-отрасли станет трендом ближайших лет. «Наши исследования, проведенные среди посетителей фитнес-клубов, показали, что 40-60% наших клиентов перенесли коронавирусную инфекцию, и довольно высокий процент переболевших возвращается в фитнес-клубы», — отметила Елена Силина.

Около 85% представителей фитнес-бизнеса констатируют, что спрос на восстановительный фитнес увеличился, отмечают в НФС.

В 37 регионах страны фитнес-клубы, входящие в НФС, запустили программы восстановления после COVID-19. Елена Силина подчеркнула, что поскольку НФС входит в Общественный совет при Минздраве России, это позволяет фитнес-индустрии вести эффективный диалог с ведомством.

Как рассказали «Новому проспекту» в World Class, в сети помимо тренировок, способствующих поддержанию здоровья и улучшению иммунитета, запущен проект «Спортивная медицина и реабилитация». Основной задачей направления является «увеличение вовлеченности клиентов клуба в комплексный подход к собственному здоровью».

Также в декабре 2021 года свыше 150 фитнес-клубов в 37 российских регионах предоставили медикам скидки на свои услуги в объеме 20-50% в рамках подписанного НФС соглашения с благотворительным фондом помощи врачам «Герои».

Впрочем, далеко не все игроки рынка поддерживают идею реабилитации россиян после COVID-19 с помощью ресурсов фитнес-индустрии. «Я считаю, это очередная придуманная история. У фитнеса нет ресурсов, чтобы этим заниматься. Мы не медицинское учреждение. У нас нет медицинской лицензии, чтобы оказывать услуги по реабилитации. Для этого нужно иметь в штате специалистов соответствующего профиля», — отметил в интервью «Новому проспекту» Алексей Фурсов.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня