Вышел из «Гардеробо». Аркадий Пекаревский оптимизирует инвестпортфель

Петербургский миллиардер Аркадий Пекаревский вышел из проекта по подбору одежды GardeRobo AI, в который инвестировал вместе с партнером $500 тыс. Бизнесмен сообщил «Новому проспекту», что в ближайшее время покинет все стартапы, которые не дают моральной и материальной отдачи.

Как рассказал «Новому проспекту» сам Аркадий Пекаревский, он продал свои 50% в ООО «Гардеробо» партнеру по бизнесу Михаилу Кирееву, который теперь является единственным собственником стартапа GardeRobo AI. Это рекомендательный сервис на основе искусственного интеллекта, который помогает посетителям онлайн-магазинов подбирать одежду под их стиль. За свою услугу собственники сервиса получают процент от продаж.

Партнеры инвестировали в стартап $500 тыс. «Изначально мы планировали, что сервис будет заточен на 3D-сканирование людей и поможет потребителям точнее делать выбор одежды, что избавит интернет-магазины от затрат на возврат купленного товара. Но когда мы стали создавать базу данных, выяснилось, что производители не хотят выдавать нам свои электронные лекала и размеры. А без этого данное направление бизнеса не взлетело», — рассказывает Аркадий Пекаревский. Зато, по словам бизнесмена, возникла идея создать рекомендатор по стилю, чтобы онлайн-магазин за пару кликов определял, что нравится его посетителям и показывал им тот товар, который они наверняка купят. «В результате использования нашего сервиса конверсия посетителей сайтов в покупателей увеличилась на 15–70% в зависимости от магазина», — говорит Аркадий Пекаревский. 

Тем не менее бизнесмен решил покинуть стартап из-за того, что «проект перестал быть «фэншуйным». «Мой партнер — классный парень из молодых и продвинутых айтишников, а я — товарщик и оффлайнщик с опытом брендинга, франчайзинга и построения команды (Аркадий Пекаревский был соучредителем корпорации Sela, оборот на пике активности — $200 млн, но в 2008 году продал долю в компании двоюродному брату Борису Остроброду и стал инвестором. — Прим. «НП»). У нас разное понимание того, как надо работать, как надо управлять и мотивировать людей. Мы из разных миров и времен, как говорится, выросли на разных мультфильмах. Поэтому в какой-то момент мне стало некомфортно», — говорит Аркадий Пекаревский. Бизнесмен начал искать покупателя на свой пакет, который в итоге выкупил партнер.

По словам Аркадия Пекаревского, в ближайшее время он планирует выйти из всех бизнесов, где не имеет решающего голоса и не получает материальной и моральной отдачи. «Хочу избавиться от всех небольших активов, которые забирают время, деньги и силы», — сообщил он. По словам бизнесмена, задачу выйти из долгосрочных проектов он поставил себе еще в начале 2020 года, до пандемии. «Я 20 лет занимался большим операционным бизнесом в Sela. Рабочий драйв и активность были на высочайшем уровне. И, покинув этот бизнес, я по инерции  стремился не снижать тем жизни и начал заходить в резные истории, которые вызывали симпатию. Но заходил, в основном, деньгами, операционно никак не участвуя. Со временем там накопилась критическая масса  параметров, заставляющих  «отключаться от процесса». Так что выход из этих бизнесов был просто вопросом времени», — пояснил Аркадий Пекаревский.

Бизнесмен подчеркнул, что процесс оптимизации инвестпортфеля будет для него не очень болезненным. «В любом партнерстве, прежде чем начинать, нужно подписать условия расставания. Это правило №1. Знаю несколько олигархических структур, внутри которых партнеры подписывают «брачный контракт», а потом раз в год на пару дней уезжают куда-нибудь, анализируют ситуацию и вносят в договор коррективы. Если этого не делать, возникают конфликты. А конфликты никому не нужны», — пояснил Аркадий Пекаревский. 

В настоящее время бизнесмен владеет долей в десятке бизнесов разного профиля. Самые известные из них — кондитерское производство «Ацтек» (марка Grondard), страховая компания «Капитал-Полис», агрегатор для аренды кораблей Any Ships, фирма по производству и продаже детских игрушек Pic’n Mix.

Решение Аркадия Пекаревского покинуть бизнес «Гардеробо» участников рынка не удивило. «Сейчас инвесторы предпочитают экономить на перспективных разработках и перенаправляют средства на поддержку текущих процессов», — говорит аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. По его данным, более 50% венчурных фондов в РФ прекратили привлекать новый капитал во время пандемии и в целом заметно сократили активность. «Они сосредоточились на управлении портфелями и адаптации выбранных бизнесов к новым условиям», — говорит Евгений Миронюк. 

Вместе с тем на рынке, по словам экспертов, наблюдается и определенный дефицит качественных проектов. «Стартапов, создающих сервисы для облегчения продаж в интернете, немало. Конкуренция на рынке очень большая. Но главная их проблема в том, что интересный и даже в чем-то революционный продукт трудно интегрировать в действующий бизнес ретейлеров, поскольку разработчики не учитывают реальные потребности и проблемы торговли», — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. 

«Я не помню, чтобы кто-то из множества стартапов в этой сфере «выстрелил» и стал тиражироваться», — подтверждает коммерческий директор сети магазинов Baon Анна Сироткина. По ее мнению, сервисы, подобные GardeRobo AI, хороши не для монобрендовых магазинов, а для крупных маркетплейсов, у которых очень много артикулов. «Нашей компании такой сервис, пожалуй, не нужен», — говорит Анна Сироткина.

В свою очередь Ксения Рясова, владелец и CEO бренда одежды FinnFlare, сообщила, что ее компания на данный момент подключена к двум таким сервисам, один из которых GardeRobo AI. «Мы сейчас тестируем технологии и чуть позже примем решение, с кем продолжим работу. Эти проекты очень актуальны в fashion-индустрии. Они позволяют увеличить количество проданных вещей и выручку», — заключила она.

Актуально сегодня