Выдержали оборону. Ленинградская "Пелла" выиграла судостроительную тяжбу года
Новый проспект
Статьи

Выдержали оборону. Ленинградская "Пелла" выиграла судостроительную тяжбу года

Прочитано: 1279

Малый ракетный корабль проекта «Каракурт». Фото: mil.ru

В споре с Минобороны крупнейшая в регионе частная верфь «Пелла» победила со счетом 2:0. Претензии военных по контракту на строительство пяти ракетных кораблей стоимостью 45 млрд рублей суд сократил в тысячу раз.

Освойте арифметику и не перекладывайте проблемы с больной головы на здоровую, особенно если головная боль случилась по вашей вине. Примерно такими словами можно описать решение, которое Арбитражный суд Москвы опубликовал 30 декабря по иску, в котором Минобороны пыталось взыскать с АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 1,9 млрд рублей. Зато сама «Пелла» благополучно взыскала с военных 2 млрд в конце октября в споре из-за другого контракта. Впрочем, оба процесса прошли лишь первую инстанцию, так что точка в самой дорогой судостроительной тяжбе будет поставлена в наступившем году.

Контракт на строительство пяти малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» датируется декабрем 2015 года. В судебном решении опубликована его стоимость — 45,1 млрд рублей. Два корабля «Пелла» передала Военно-морскому флоту в 2020 году, два следует передать в 2023-м и в 2024-м, а один с заводским номером 257 следовало передать в октябре 2021-го, но этого не случилось. В материалах дела указано, что по состоянию на 1 февраля 2022 года 257-й так и не поступил в распоряжение флота, Минобороны насчитало к этому моменту 99 дней просрочки и выставило иск на 1,9 млрд рублей.

справка нового проспекта

Малые ракетные корабли «Каракурт» предназначены для поражения объектов на берегу, воде, отражения ударов с воздуха. Корабль может вести борьбу с диверсионно-террористическими силами, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, выполнять задачи по береговой охране. Проект разработан ЦМКБ «Алмаз». Водоизмещение — 800 т, скорость — 30 узлов, автономность — 15 суток. Главное ударное оружие «Каракуртов» — высокоточные крылатые ракеты дальнего действия «Калибр». В рамках гособоронзаказа изготовлением «Каракуртов» занимаются АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» и ПАО «Амурский судостроительный завод». Точное количество кораблей не раскрывается.

В этом процессе суд занялся арифметикой: все-таки 1,9 млрд рублей за 99 дней просрочки — это почти 20 млн в день. Формула, по которой военные пришли к сногсшибательному результату, не выходит за рамки 5 класса средней школы: они помножили стоимость неисполненной части контракта на указанный в договоре 1% ключевой ставки Центробанка на момент расчета штрафных санкций (8,5%). На момент подачи иска «Пелла» отработала 22,3 млрд рублей за два первых «Каракурта», соответственно, в формулу исковых претензий попали оставшиеся 22,8 млрд.

Выявленная судом ошибка в расчетах оказалась проста. Как можно включать в штрафную формулу деньги, которые «Пелла» еще и не должна была освоить, ведь два корабля предстоит сдать в этом и следующем годах и там никакой просрочки пока быть не может? «В формуле расчета неустойки <…> проигнорирована стоимость обязательств, срок исполнения которых не наступил», — написано по этому поводу в судебном решении. Суд счел арифметически правильной стоимостью неустойки 249 млн рублей, но и эта сумма не дошла до окончательного решения.

В строительстве запоздавшего «Каракурта» участвовала не только «Пелла», но и субподрядчики, основным из которых было петербургское ПАО «Звезда». Оно изготавливало для корабля дизель-генераторы и опоздало на 10 месяцев. Обычно в таких случаях суды возлагают вину за косяки субподрядчиков на тех, кто их нанял, но в данном процессе «Пелла» доказала: «Звезду» ей рекомендовало Минобороны, она не выбирала этого субподрядчика, что и стало ключевым моментом при принятии судом окончательного решения.

«По сути, заказчик предписал подрядчику выбрать строго определенного поставщика. Поскольку неустойка является мерой ответственности, а ответственность поставщика была обусловлена выбором заказчика, суд приходит к выводу о применении к ответчику неустойки за просрочку исполнения обязательств в размере 1 923 976 рублей, поскольку взыскание неустойки в большем размере не соответствовало бы существу неустойки применительно к тому, как поставщик исполнял свое обязательство в рамках, заданных техническим проектом», — сказано в мотивировочной части решения столичного арбитража.

Таким образом, суд снизил претензии военных к ленинградской верфи в тысячу раз. Успех судостроителей особенно весом, если вспомнить, что в конце октября «Пелла» выиграла у Минобороны спор из-за другого корабля — опытового гидрографического судна «Ладога». Сумма претензий составила 2 млрд рублей, и суд полностью согласился с доводами «Пеллы». Так что ленинградская верфь выиграла у военных два самых дорогих судостроительных процесса года — этот вывод можно будет сделать, если решения устоят в вышестоящих инстанциях.

Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Роман Макаров связывает рвение военных во взыскании огромных сумм убытков с опасением претензий к ним самим. «Представители государственного заказчика, очевидно, знают гражданское право не хуже своих оппонентов. Но в данном споре и в ряде других похожих они демонстрируют, скажем так, излишне оптимистичный подход к расчету неустойки. Причина — в страхе «недозаявить претензии», за что и «доктора» из прокуратуры могут прислать. Поэтому заявляется максимально теоретически возможный уровень претензий в надежде, что суд разберется. Суды, как правило, снижают размеры неустойки до обоснованного и разумного уровня», — отмечает эксперт.

Партнер и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании ALTHAUS Group Александр Арбузов характеризует спор между «Пеллой» и Минобороны как интересное дело с отличным результатом. «Ответчик не ограничился традиционной для такого рода споров стратегией защиты в виде поиска просчетов со стороны заказчика, ошибок в расчетах пеней и применения положений статьи 333 ГК РФ об уменьшении размера неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения, а пошел более сложным путем. Как видим, такой подход полностью себя оправдал. Не думаю, что Минобороны действительно рассчитывало, что суд взыщет с ответчика заявленные в иске 2 млрд, однако снижение размера на три порядка — это, безусловно, значительная победа юристов, отстоявших честь ленинградского завода», — констатирует Александр Арбузов.

«Пелла» и Минобороны на редакционные запросы не отреагировали.

справка нового проспекта

АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области. По данным системы СПАРК, выручка компании в 2020 году составила почти 11 млрд рублей при отрицательной чистой прибыли в 1,1 млрд. Основным бенефициаром «Пеллы» СПАРК называет ее генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, в частности, известен ее контракт с Миноборoны на производство малых ракетных кораблей «Каракурт». Имеет «Пелла» опыт и гражданского судостроения, например, она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства.

суд судостроение Минобороны Пелла
Другие статьи автора Читайте также по теме
Проектировщик крупнейших в мире атомных ледоколов заставил их строителя расплатиться за проектное сопровождение. Дочка "Роснефти" выиграла девять судебных споров у дочки Объединенной судостроительной корпорации.
Представительства иностранных брендов обязали платить таможенные платежи с выплачиваемых за границу дивидендов — такое решение принял Верховный суд России. Однако в условиях санкций оно может помочь импортерам вывести доходы в недружественные страны.
Миллиард рублей может заплатить последний гендиректор петербургского ООО «РСК-логистик», которое по заказу АО «Ямал СПГ» выполняло строительные работы на Ямале. Топ-менеджер, возглавивший компанию спустя год после начала банкротства, стройкой не руководил, но его решили наказать за беспорядок в бумагах.

Расширен перечень жизненно важных препаратов
10.06.2023
Президент Алжира посетит Россию с 14 по 16 июня
10.06.2023
Трюдо: Канада выделит новый пакет военной помощи Украине в размере $373 млн
10.06.2023
В России выросло количество кемпингов
10.06.2023
Apple попыталась оспорить российский штраф за монополизм, но не смогла
10.06.2023
Зеленский подтвердил слова Путина о начале украинского наступления
10.06.2023
Концерт "Зверей" на ПМЭФ заменили на "Чижа" после жалоб на антивоенные высказывания
10.06.2023
Ретейлер "Лента" открывает собственные рестораны под брендом "Лента Fresh"
10.06.2023
Количество авиарейсов из Петербурга в Тегеран увеличится в три раза
10.06.2023
Основателю Baring Vostok Майклу Калви и другим фигурантам дела о растрате смягчили приговор
10.06.2023
Опрос: 64% россиян готовы работать шесть дней в неделю за дополнительные деньги
10.06.2023
Из зоны затопления в районе Каховской ГЭС эвакуированы более 6 тыс. человек
10.06.2023
Собственник брендов туалетной бумаги Zewa и прокладок Libresse уходит из России
10.06.2023
Закон разрешил призывать на службу по контракту судимых россиян с "легкими" статьями
10.06.2023
Для реконструкции Советского проспекта снесут частные дома в районе впадения реки Славянки в Неву
10.06.2023
Петербуржцам разрешили тратить материнский капитал на газификацию домов в городе и области
10.06.2023
Командование ЗВО не имеет отношения ко вчерашней SMS-рассылке от военкоматов
10.06.2023
Ущерб от разрушения Каховской ГЭС оценили $14 млрд
10.06.2023
Российская компания поможет ОАЭ в производстве роботов и 3D-принтеров
10.06.2023
В Петербурге сегодня умеренный ветер и тепло до +17 градусов
10.06.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки