Выборгский судостроительный завод уходит в оборону
Новый проспект
Статьи

Выборгский судостроительный завод уходит в оборону

Прочитано: 1189

Выборгский судостроительный завод спустил на воду пограничный сторожевой корабль ледового класса проекта 23550. Контракт исполнен по заказу ФСБ. Для завода, который специализируется на строительстве гражданских судов, это первый заказ силового ведомства.

Сегодня на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) был спущен на воду пограничный сторожевой корабль «Пурга» проекта 23550. Об этом сообщает пресс-служба завода.

Судно ледового класса Arc7 может функционировать как патрульный корабль, ледокол и буксир. Его длина — 114,5 м, ширина — 19,5 м, водоизмещение — 8,5 тыс. т.

Стоимость заказа, по данным «Коммерсанта», составляет около 20 млрд рублей. Корабль планируется передать заказчику, пограничной службе ФСБ, в 2024 году.

«Это первый боевой корабль, для завода новая линейка. Но благодаря тому, что завод за последнее десятилетие получил огромный опыт ледоколостроения, пограничная служба приняла решение о передаче заказа на наш завод», — цитирует генерального директора ВСЗ Александра Соловьева ИАА «Портньюс».

Корабли проекта 23550 будут заниматься охраной арктических водных ресурсов, конвоированием и буксировкой в порт задержанных судов, сопровождением и поддержкой судов обеспечения. Головной ледокол и первый серийный корабль сейчас строятся на Адмиралтейских верфях.

Ранее представители Пограничной службы ФСБ говорили, что серия может быть расширена. «Возможно, заказ на строительство еще одного ледокола получит ВСЗ», — предполагают участники отрасли.


Против рыночного ветра

Последние годы судостроение движется в сторону увеличения доли гражданских заказов. А в случае с ВСЗ наблюдается обратный процесс. Однако в этом нет ничего отрицательного для предприятия.

«Диверсификация заказов в сторону оборонки дает предприятию как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что новые заказы позволят загрузить мощности предприятия и обеспечить его работой. А сложности могут возникнуть с организацией внутреннего учета издержек и их распределением между оборонными и гражданскими заказами», — считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического института Елена Ткаченко. Но, по ее словам, если на предприятии работает команда грамотных экономистов, которые могут обосновать себестоимость военных заказов, завод будет только в плюсе.

В свою очередь, председатель правления АНО «Отраслевая судостроительная ассоциация» Сергей Коновалов считает, что ВСЗ только выиграет от расширения оборонного заказа. «Это направление особенно важно, если по тем или иным причинам объем заказов на строительство гражданских судов в перспективе сократится. Хотя, согласно федеральной стратегии развития отрасли, он должен расти», — отмечает Сергей Коновалов.


Переход на гражданку

Уже несколько лет федеральный центр говорит судостроителям о том, деньги на оборонный заказ в бюджете будут сокращаться, и предприятиям нужно больше работать на гражданский рынок.

Государство не только заявило о переходе к гражданским заказам, но и придумало механизм, облегчающий этот переход. В частности, в России действует программа «Квоты под киль», дающая преференции рыболовецким компаниям, строящих суда на российских верфях, при получении квот на вылов рыбы.

Вероятно, риторика государства в отношении судостроительного сектора не изменится и на фоне спецоперации на Украине. «Предпосылок к тому, что государство в ближайшее время решит увеличить объемы оборонного заказа в судостроении, я пока не вижу даже с учетом военной операции», — полагает один из собеседников «Нового проспекта» в отрасли.


Плывём потихоньку

Между тем, несмотря на заявления федерального центра о курсе на сокращение гособоронзаказа, по итогам прошлого года доля гражданского судостроения уменьшилась.

По подсчетам компании INFOLine, совокупный тоннаж сданных в России крупных и средних судов по итогам 2021 года сократился на 35,4%, до 353 тыс. т. Гражданское судостроение продемонстрировало падение на 43%, до 273 тыс. т, а военное — рост на 15%, до 80 тыс. т.

Снижение совокупного водоизмещения сданных судов в гражданском секторе в 2021 году обусловлено отсутствием сдачи крупнотоннажных судов ССК «Звезда».

По оценкам INFOline, в 2020—2021 годах судостроительная отрасль закрепилась на уровне более 240 млрд рублей стоимости переданных заказчикам судов и кораблей в год. В денежном выражении российский рынок судостроения продемонстрировал снижение на 5%, до 246 млрд рублей.

По оценкам INFOLine, сектор гособоронзаказа в наименьшей степени пострадает от введенных ограничений на поставки судового оборудования, так как доля импортного оборудования на строящихся военных кораблях незначительна, а переориентация на оборудование из Китая и Кореи уже произошла после 2014 года.

В гражданском секторе в большей степени под угрозой выполнения окажутся рыболовные, краболовные, пассажирские и научные суда. В 2022 году возможно сохранение уровня сдачи гражданских судов на уровне 2021 года — 50 единиц, так как многие суда находятся в высокой степени готовности и ключевое иностранное оборудование закуплено.

справка нового проспекта

АО «Выборгский судостроительный завод» входит в ОСК. Завод был основан в 1948 году и занимается строительством различных судов гражданского назначения: судов ледового класса, судов снабжения, ледоколов, рыболовных траулеров, а также буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений. Выручка ВСЗ в прошлом году составила 7,5 млрд рублей, убыток — 2 млрд рублей.

судостроение оборонная промышленность
Другие статьи автора Читайте также по теме
Первый заместитель генерального директора АО «Компрессор» Юрий Кузнецов рассказал о проблемах предприятий оборонно-промышленного комплекса, о причинах кадрового голода в индустрии и о кратном увеличении сроков поставок комплектующих для оборонной спецпродукции.
Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.
Завод по выпуску лакокрасочных материалов из Ленобласти «Литум» пытается признать банкротом петербургского производителя судов на воздушной подушке ЦКБ «Нептун». Сумма долга ответчика не превышает 1 млн рублей, но для сторон дело, судя по всему, стало принципиальным.

Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
В Петербурге конструктора гиперзвуковых ракет отправили в колонию за госизмену
18.04.2024
Правительство намерено проверить репродуктивные способности россиян
18.04.2024
Лидер справороссов Петербурга Надежда Тихонова снова пойдет на выборы губернатора
18.04.2024
В Петербурге снижается количество ипотечных сделок
18.04.2024
Авиакомпания "Россия" в полтора раза увеличивает количество рейсов из Пулково в Калининград
18.04.2024
Волонтерскому клубу "Добрый Setl" исполнился год
18.04.2024
В России вырос объем оборота наличных денег
18.04.2024
Коммерческие организации больше не будут принимать экзамены у мигрантов
18.04.2024
Годовая инфляция в России за неделю ускорилась до 7,8%
17.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки