Выборгский судостроительный завод уходит в оборону
Выборгский судостроительный завод спустил на воду пограничный сторожевой корабль ледового класса проекта 23550. Контракт исполнен по заказу ФСБ. Для завода, который специализируется на строительстве гражданских судов, это первый заказ силового ведомства.
Сегодня на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) был спущен на воду пограничный сторожевой корабль «Пурга» проекта 23550. Об этом сообщает пресс-служба завода.
Судно ледового класса Arc7 может функционировать как патрульный корабль, ледокол и буксир. Его длина — 114,5 м, ширина — 19,5 м, водоизмещение — 8,5 тыс. т.
Стоимость заказа, по данным «Коммерсанта», составляет около 20 млрд рублей. Корабль планируется передать заказчику, пограничной службе ФСБ, в 2024 году.
«Это первый боевой корабль, для завода новая линейка. Но благодаря тому, что завод за последнее десятилетие получил огромный опыт ледоколостроения, пограничная служба приняла решение о передаче заказа на наш завод», — цитирует генерального директора ВСЗ Александра Соловьева ИАА «Портньюс».
Корабли проекта 23550 будут заниматься охраной арктических водных ресурсов, конвоированием и буксировкой в порт задержанных судов, сопровождением и поддержкой судов обеспечения. Головной ледокол и первый серийный корабль сейчас строятся на Адмиралтейских верфях.
Ранее представители Пограничной службы ФСБ говорили, что серия может быть расширена. «Возможно, заказ на строительство еще одного ледокола получит ВСЗ», — предполагают участники отрасли.
Против рыночного ветра
Последние годы судостроение движется в сторону увеличения доли гражданских заказов. А в случае с ВСЗ наблюдается обратный процесс. Однако в этом нет ничего отрицательного для предприятия.
«Диверсификация заказов в сторону оборонки дает предприятию как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что новые заказы позволят загрузить мощности предприятия и обеспечить его работой. А сложности могут возникнуть с организацией внутреннего учета издержек и их распределением между оборонными и гражданскими заказами», — считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического института Елена Ткаченко. Но, по ее словам, если на предприятии работает команда грамотных экономистов, которые могут обосновать себестоимость военных заказов, завод будет только в плюсе.
В свою очередь, председатель правления АНО «Отраслевая судостроительная ассоциация» Сергей Коновалов считает, что ВСЗ только выиграет от расширения оборонного заказа. «Это направление особенно важно, если по тем или иным причинам объем заказов на строительство гражданских судов в перспективе сократится. Хотя, согласно федеральной стратегии развития отрасли, он должен расти», — отмечает Сергей Коновалов.
Переход на гражданку
Уже несколько лет федеральный центр говорит судостроителям о том, деньги на оборонный заказ в бюджете будут сокращаться, и предприятиям нужно больше работать на гражданский рынок.
Государство не только заявило о переходе к гражданским заказам, но и придумало механизм, облегчающий этот переход. В частности, в России действует программа «Квоты под киль», дающая преференции рыболовецким компаниям, строящих суда на российских верфях, при получении квот на вылов рыбы.
Вероятно, риторика государства в отношении судостроительного сектора не изменится и на фоне спецоперации на Украине. «Предпосылок к тому, что государство в ближайшее время решит увеличить объемы оборонного заказа в судостроении, я пока не вижу даже с учетом военной операции», — полагает один из собеседников «Нового проспекта» в отрасли.
Плывём потихоньку
Между тем, несмотря на заявления федерального центра о курсе на сокращение гособоронзаказа, по итогам прошлого года доля гражданского судостроения уменьшилась.
По подсчетам компании INFOLine, совокупный тоннаж сданных в России крупных и средних судов по итогам 2021 года сократился на 35,4%, до 353 тыс. т. Гражданское судостроение продемонстрировало падение на 43%, до 273 тыс. т, а военное — рост на 15%, до 80 тыс. т.
Снижение совокупного водоизмещения сданных судов в гражданском секторе в 2021 году обусловлено отсутствием сдачи крупнотоннажных судов ССК «Звезда».
По оценкам INFOline, в 2020—2021 годах судостроительная отрасль закрепилась на уровне более 240 млрд рублей стоимости переданных заказчикам судов и кораблей в год. В денежном выражении российский рынок судостроения продемонстрировал снижение на 5%, до 246 млрд рублей.
По оценкам INFOLine, сектор гособоронзаказа в наименьшей степени пострадает от введенных ограничений на поставки судового оборудования, так как доля импортного оборудования на строящихся военных кораблях незначительна, а переориентация на оборудование из Китая и Кореи уже произошла после 2014 года.
В гражданском секторе в большей степени под угрозой выполнения окажутся рыболовные, краболовные, пассажирские и научные суда. В 2022 году возможно сохранение уровня сдачи гражданских судов на уровне 2021 года — 50 единиц, так как многие суда находятся в высокой степени готовности и ключевое иностранное оборудование закуплено.
АО «Выборгский судостроительный завод» входит в ОСК. Завод был основан в 1948 году и занимается строительством различных судов гражданского назначения: судов ледового класса, судов снабжения, ледоколов, рыболовных траулеров, а также буровых платформ для разработки морских шельфовых месторождений. Выручка ВСЗ в прошлом году составила 7,5 млрд рублей, убыток — 2 млрд рублей.