Выборг готовит порт к приему круизных пассажиров
Поделитесь публикацией!

Выборг готовит порт к приему круизных пассажиров

Ольга Вильде 24 сентября 2020
Выборг готовит порт к приему круизных пассажиров
Морской порт Выборг планирует обновить пассажирскую инфраструктуру и принять первых круизных туристов в 2021 году. Эксперты указывают на то, что город пока не готов принимать большое количество гостей, что может поставить реализацию проекта под угрозу.

В 2021 году ООО «Порт Логистик», оператор морского порта Выборг, планирует начать прием пассажирских судов на двух причалах. По словам генерального директора компании Ольги Ансберг, сейчас у «Порт Логистик» подписан договор на аренду одного из четырех пассажирских причалов в выборгском порту, в ближайшее время планируется заключение договора по второму.

В рамках подготовки к навигации будущего года «Порт Логистик» собирается обновить имеющуюся в порту пассажирскую инфраструктуру: например, расширить и сделать более современными зоны приема пассажиров и паспортного контроля. Модернизация пассажирского терминала на первом причале будет произведена в рамках программы приграничного сотрудничества России и Юго-Восточной Финляндии, отметила Ольга Ансберг. «На втором причале планируем организовать прием каботажных судов (курсирующих в границах РФ. — прим. «НП»), местных и круизных. Для этого необходимо обеспечить мероприятия по разделению пассажиропотоков на международные и местные», — рассказала она.

«Порт Логистик» планировал принять первых пассажиров уже этим летом и даже начал готовить первый причал к приему теплохода «Карелия» вместимостью около 200 человек, курсирующего по Сайменскому каналу между Выборгом и Лаппеенрантой. Однако из-за пандемии коронавируса эти планы остались нереализованными. «Надеюсь, что к следующему году нас уже ничто не остановит, никакой вирус новый не появится, и мы начнем нашу программу, как мы ее задумали», — говорит Ольга Ансберг.

По оценкам экспертов, подготовка порта Выборг к приему пассажиров может потребовать около 35–50 млн рублей инвестиций. В этом порту все причальные стенки — грузовые, и потребуются нестандартные решения для того, чтобы приспособить их к приему пассажиров, отмечают участники рынка.

«Грузовое судно причалило, и ему не важен уровень воды — грузы с него снимает кран. Для пассажира же очень важен комфортный сход на берег, и для этого придется придумывать особые конструкционные решения», — говорит генеральный директор ООО «Конт», специализирующегося на обслуживании речной инфраструктуры на внутренних водных путях, Алексей Обрядин. Он также предполагает, что значительных, в пределах 10 млн рублей, расходов потребуют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности: это обучение и аккредитация сотрудников, содержание бригады быстрого реагирования.

С экономической точки зрения проект интересен только при условии государственных субсидий, так как вряд ли в порту Выборг удастся обеспечить необходимый уровень пассажиропотока, полагают эксперты. По данным комитета Ленинградской области по туризму, в 2019 году общий турпоток в регион составил 5,7 млн человек. За первое полугодие 2020 года в Ленобласти побывали лишь 960 тыс. туристов, преимущественно жители Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. Несмотря на то что Выборг традиционно пользуется популярностью и у туристов, и у туроператоров, к резкому увеличению числа гостей город не готов, заявляет председатель правления Лиги туроператоров Санкт-Петербурга Елена Сергеева. «В городе совсем нет сервиса должного уровня, начиная от туалетов на улицах и заканчивая необходимым количеством кафе и гостиниц. За прошедший совсем короткий летний сезон у посетивших Выборг туристов было больше нареканий, чем положительных отзывов», — отмечает она.

Алексей Обрядин также сомневается в том, что «водные» в Выборг будут востребованы у туристов. «По воде из Петербурга до Выборга ночь идти, тогда как на автобусе, автомобиле или по железной дороге добраться до города можно гораздо быстрее. Идти морем из Выборга в Петербург тоже нецелесообразно: перевозчики должны будут высаживать пассажиров у Морского фасада, а это слишком неудобно с точки зрения дальнейшей логистики», — рассуждает Алексей Обрядин.

Впрочем, на фоне коронавирусных ограничений рынок внутреннего туризма стремительно меняется. Сейчас спрос непрогнозируем, у людей меняется видение своих путешествий, под которое подстраиваются туроператоры, отмечает Елена Сергеева. «Сейчас логистика не имеет значения: морем ли, по земле ли — какой вариант будет дешевле, тем люди и воспользуются», — констатирует она.

Сейчас стоимость поездки из Петербурга в Выборг на поезде «Ласточка» составляет около 400 рублей, добраться до места назначения можно менее чем за полтора часа. Поездка на автобусе займет около 3 часов и обойдется в 260 рублей. Для сравнения: стоимость путешествия на «Метеоре» из Петербурга до Петергофа начинается от 450 рублей, до Кронштадта — от 600 рублей.

Справка «Нового проспекта»:

Уставный капитал ООО «Порт Логистик», по данным ресурса «Картотека.ру», составляет 999,021 тыс. рублей. 100% долей общества принадлежит ООО «Порт Выборг», участницами которого являются Екатерина Гноенская (40%), Манана Чантуридзе (40%) и Ирина Евсегнеева (40%). Выручка ООО «Порт Логистик» за 2018 год составила 837,9 млн рублей, что на 55,7% больше аналогичного показателя 2017 года. В 2018 году компания получила 165,107 млн чистой прибыли, что в 2,1 раза выше, чем в 2017 году.

Общая площадь порта Выборг 16,2 га, в порту 13 причалов общей длиной 1500 м. Порт принимает суда осадкой до 6,5 м и длиной не более 135 м. Порт Выборг осуществляет перевалку навалочных, генеральных, неопасных наливных грузов, а также контейнеров и круглого леса. Грузооборот порта Выборг в 2019 году сократился на 37% по сравнению с 2018 годом и составил 1,234 млн т. За 9 месяцев 2020 года порт перевалил около 490 тыс. т грузов.

Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

Возврат к списку