
Морской порт Выборг планирует обновить пассажирскую инфраструктуру и принять первых круизных туристов в 2021 году. Эксперты указывают на то, что город пока не готов принимать большое количество гостей, что может поставить реализацию проекта под угрозу.
В 2021 году ООО «Порт Логистик», оператор морского порта Выборг, планирует начать прием пассажирских судов на двух причалах. По словам генерального директора компании Ольги Ансберг, сейчас у «Порт Логистик» подписан договор на аренду одного из четырех пассажирских причалов в выборгском порту, в ближайшее время планируется заключение договора по второму.
В рамках подготовки к навигации будущего года «Порт Логистик» собирается обновить имеющуюся в порту пассажирскую инфраструктуру: например, расширить и сделать более современными зоны приема пассажиров и паспортного контроля. Модернизация пассажирского терминала на первом причале будет произведена в рамках программы приграничного сотрудничества России и Юго-Восточной Финляндии, отметила Ольга Ансберг. «На втором причале планируем организовать прием каботажных судов (курсирующих в границах РФ. — прим. «НП»), местных и круизных. Для этого необходимо обеспечить мероприятия по разделению пассажиропотоков на международные и местные», — рассказала она.
«Порт Логистик» планировал принять первых пассажиров уже этим летом и даже начал готовить первый причал к приему теплохода «Карелия» вместимостью около 200 человек, курсирующего по Сайменскому каналу между Выборгом и Лаппеенрантой. Однако из-за пандемии коронавируса эти планы остались нереализованными. «Надеюсь, что к следующему году нас уже ничто не остановит, никакой вирус новый не появится, и мы начнем нашу программу, как мы ее задумали», — говорит Ольга Ансберг.
По оценкам экспертов, подготовка порта Выборг к приему пассажиров может потребовать около 35–50 млн рублей инвестиций. В этом порту все причальные стенки — грузовые, и потребуются нестандартные решения для того, чтобы приспособить их к приему пассажиров, отмечают участники рынка.
«Грузовое судно причалило, и ему не важен уровень воды — грузы с него снимает кран. Для пассажира же очень важен комфортный сход на берег, и для этого придется придумывать особые конструкционные решения», — говорит генеральный директор ООО «Конт», специализирующегося на обслуживании речной инфраструктуры на внутренних водных путях, Алексей Обрядин. Он также предполагает, что значительных, в пределах 10 млн рублей, расходов потребуют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности: это обучение и аккредитация сотрудников, содержание бригады быстрого реагирования.
С экономической точки зрения проект интересен только при условии государственных субсидий, так как вряд ли в порту Выборг удастся обеспечить необходимый уровень пассажиропотока, полагают эксперты. По данным комитета Ленинградской области по туризму, в 2019 году общий турпоток в регион составил 5,7 млн человек. За первое полугодие 2020 года в Ленобласти побывали лишь 960 тыс. туристов, преимущественно жители Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. Несмотря на то что Выборг традиционно пользуется популярностью и у туристов, и у туроператоров, к резкому увеличению числа гостей город не готов, заявляет председатель правления Лиги туроператоров Санкт-Петербурга Елена Сергеева. «В городе совсем нет сервиса должного уровня, начиная от туалетов на улицах и заканчивая необходимым количеством кафе и гостиниц. За прошедший совсем короткий летний сезон у посетивших Выборг туристов было больше нареканий, чем положительных отзывов», — отмечает она.
Алексей Обрядин также сомневается в том, что «водные» в Выборг будут востребованы у туристов. «По воде из Петербурга до Выборга ночь идти, тогда как на автобусе, автомобиле или по железной дороге добраться до города можно гораздо быстрее. Идти морем из Выборга в Петербург тоже нецелесообразно: перевозчики должны будут высаживать пассажиров у Морского фасада, а это слишком неудобно с точки зрения дальнейшей логистики», — рассуждает Алексей Обрядин.
Впрочем, на фоне коронавирусных ограничений рынок внутреннего туризма стремительно меняется. Сейчас спрос непрогнозируем, у людей меняется видение своих путешествий, под которое подстраиваются туроператоры, отмечает Елена Сергеева. «Сейчас логистика не имеет значения: морем ли, по земле ли — какой вариант будет дешевле, тем люди и воспользуются», — констатирует она.
Сейчас стоимость поездки из Петербурга в Выборг на поезде «Ласточка» составляет около 400 рублей, добраться до места назначения можно менее чем за полтора часа. Поездка на автобусе займет около 3 часов и обойдется в 260 рублей. Для сравнения: стоимость путешествия на «Метеоре» из Петербурга до Петергофа начинается от 450 рублей, до Кронштадта — от 600 рублей.
Справка «Нового проспекта»:
Уставный капитал ООО «Порт Логистик», по данным ресурса «Картотека.ру», составляет 999,021 тыс. рублей. 100% долей общества принадлежит ООО «Порт Выборг», участницами которого являются Екатерина Гноенская (40%), Манана Чантуридзе (40%) и Ирина Евсегнеева (40%). Выручка ООО «Порт Логистик» за 2018 год составила 837,9 млн рублей, что на 55,7% больше аналогичного показателя 2017 года. В 2018 году компания получила 165,107 млн чистой прибыли, что в 2,1 раза выше, чем в 2017 году.
Общая площадь порта Выборг 16,2 га, в порту 13 причалов общей длиной 1500 м. Порт принимает суда осадкой до 6,5 м и длиной не более 135 м. Порт Выборг осуществляет перевалку навалочных, генеральных, неопасных наливных грузов, а также контейнеров и круглого леса. Грузооборот порта Выборг в 2019 году сократился на 37% по сравнению с 2018 годом и составил 1,234 млн т. За 9 месяцев 2020 года порт перевалил около 490 тыс. т грузов.
Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ
Упёрлись в риски. Власти хотят импортозамещения, а предприятия — госпомощи
Подробнее
Корабли в нашей гавани. К заводу "Пелла" опять идут кредиторы
Подробнее
Или импорт, или замещение
Подробнее
Капсульный отель Aeroservice в Пулково временно приостановил работу. Эксперты считают, что оператору стало непросто извлекать прибыль из проекта в связи с резким сокращением турпотока.
Екатерина Фомичева
Светлана Куликова
20.09.2022
Сразу девять консульств европейских стран прекратили принимать документы на оформление туристических виз от россиян. Франция пока среди «лояльных стран ЕС», так что шанс увидеть Париж у желающих остаётся. Художник Виктор Богорад задумался, а какой туризм будет доступен нам в мире закрытых границ.
Виктор Богорад
14.09.2022
Почему уход сетевых гостиничных операторов тревожит даже одиночные отели, как изменения на рынке влияют на гостиничный сервис и чем обернется для отелей отключение от глобальных «материнских» сайтов, разбирался «Новый проспект».
Светлана Куликова
02.09.2022