Укатился с рынка. Вячеслав Жигалов ушел из автобизнеса

Московская группа «Автодом» взяла в аренду у ООО «АЦ Петербург» автоцентр на пр. Стачек, 106, где ранее продавалось марка Audi. Это последний актив в автобизнесе владельца «АЦ Петербург» Вячеслава Жигалова, бизнес которого последние несколько лет переживает не лучшие времена.

О том, что Вячеслав Жигалов планирует продать свой автоцентр Audi на пр. Стачек, д. 106, на рынке говорят уже несколько месяцев. По данным игроков, переговоры о продаже велись с московской ГК «Автодом», также интересантом называли владельца дилерской компании «Авангард», чемпиона мира по хоккею Максима Сушинского.

Однако у Максима Сушинского возникли проблемы с правоохранительными органами — в июне у него прошли обыски в связи с подозрениями на обналичивание средств. А с «Автодомом» удалось в итоге договориться об аренде автосалона. 

На сайте «АЦ Петербург» написано, что с 1 декабря дилер прекратил прием заявок на новые автомобили, но на сайте представительства Audi в России он всё еще числится в списке официальных. Впрочем, дилеры сообщили «НП», что идет разрыв контракта между «АЦ Петербург» и импортером. «НП» направил вопросы в представительство Audi в России.

Будет ли там разыгран новый тендер, пока неизвестно — на сайте представительства марки Петербурга в числе городов, где объявлен поиск партнеров, нет. Однако игроки рассказывают, что сейчас «Автодом» ведет переговоры об этом, и условием дилерства может стать выкуп и перестройка автоцентра. 

Пока же арендатор будет работать под брендом «АВТОDОМ Стачек» и осуществлять сервисное обслуживание Audi, BMW, Mercedes-Benz и Porsche.

Вячеслав Жигалов передал корреспонденту «НП», что не будет комментировать информацию. Управляющий директор «Автодома» в Петербурге Евгений Войтенков от комментариев отказался. 

Московская ГК «Автодом» подконтрольна основателю компании Андрею Костину (однофамилец главы ВТБ) и банку «ЦентроКредит». Компания создана в 1992 году. На сегодняшний день в ее портфеле восемь брендов: BMW, BMW Motorrad, MINI, Lamborghini, Mercedes Benz, Smart, Porsche, Audi и Volvo. В Петербурге у компании есть автоцентр BMW, Lamborghini, а также Mercedes-Benz и Porsche, которые в 2015 году она выкупила у Евгения Войтенкова.

О том, что «АЦ Петербург» испытывает сложности, «НП» писал год назад. Тогда компанию намеревался банкротить один из клиентов, другие покупатели жаловались на то, что им не выдают машины, а финансовое положение дилера, по данным отчетности «Коммерсант.Картотека», было не слишком благоприятным. Так, в 2018 году выручка компании составила 1,3 млрд рублей, а в 2019 году она была 1,2 млрд рублей. Прибыль упала с 852 тыс. рублей до 628 тыс. рублей. При этом уровень кредиторской задолженности составил 767 млн рублей. 

Впрочем, под конец 2019 года компании удалось перекредитоваться: если раньше ее основным кредитором был «Банк Санкт-Петербург», и имущество, включая автоцентр на пр. Стачек, находилось у него в залоге, то теперь кредитором и залогодержателем является ИШБАНК. Как говорят участники рынка, это отсрочило крах дилерского предприятия год назад. 

Интересно, что только в ноябре к «АЦ Петербург» было подано исков от контрагентов почти на 10 млн рублей, и один из них — от ИШБАНКА на 7,5 млн рублей, причем с требованием обеспечения иска. Вероятно, о продаже автоцентра «Автодому» будет договариваться в итоге банк, а не Жигалов. 

Вячеслав Жигалов — один из старейших игроков на петербургском авторынке. В автобизнес он пришел в 1991 году и работал в группе «Сигма», а также в ГК «Рольф». 

Его первая попытка открыть свой бизнес в 1995 году провалилась, но в 1997 году он сделал вторую попытку и открыл с партнерами салон по продаже Toyota, затем он постепенно набирал в портфель другие бренды.

Однако после кризиса 2014 года с рынка ушел Seat, затем бизнесмен закрыл два шоурума Suzuki и начал продавать землю, которую выкупал для строительства новых автоцентров. 

В 2017 году Вячеслав Жигалов получил дилерство Hyundai с условием открыть автоцентр до конца 2017 года на арендованных площадях в БЦ «Бенуа» на Пискаревском пр. Ради этого бренда бизнесмен отказался от сотрудничества с Suzuki и Ssang Yong, но так и не запустил продажи Hyundai — как поясняли источники на рынке, не смог получить банковского финансирования.

В результате в начале 2018 года он продал это дилерское предприятие совладельцу дилерской компании «Авангард», чемпиону мира по хоккею Максиму Сушинскому, оставшись с одним центром Audi. 

Сегодня в Петербурге автомобили Audi (после закрытия продаж на пр. Стачек в автоцентре Жигалова) продают автохолдинг «Максимум» на Торфяной дороге, ГК «Вагнер» на Выборгском шоссе, ГК «Мега Авто» на Петроградской стороне, а также британская ГК «Инчкейп» на Витебском пр.

По данным «Auto-Dealer-СПб», за первые 9 месяцев 2020 года в городе было продано 1863 машин марки, что на 6% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Для сравнения: продажи Mercedes-Benz составили 3677, что на 1% меньше, чем за тот же период в 2019 году, а BMW, соответственно, продал 3084 автомобилей — на 6% меньше.

Участники рынка отмечают, что Audi традиционно отстает от своих конкурентов из большой немецкой тройки. «Одно время у марки были временные проблемы с модельным рядом и менеджментом в России. Кроме того, представительство предъявляло завышенные требования к дилерам в части формата автоцентров, который предполагал значительные инвестиции», — говорит директор дилерского центра Mercedes-Benz ГК «Вагнер» Евгений Пекарский. При этом у BMW, как и у Audi, в Петербурге пять автоцентров, у Mercedes-Benz — семь. 

Впрочем, в апреле 2019 года автоцентр марки открыл «Максимум» Вадима Арустамяна на Торфяной дороге, что позволило марке нарастить продажи в Петербурге. Уже сегодня доля в продажах Audi у автохолдинга составляет 28%. Возможная конкуренция, если «Автодом» получит право на дилерство марки, Вадима Арустамяна не смущает. «Добро пожаловать! Пободаемся», — говорит он.

Актуально сегодня