Московская группа «Автодом» взяла в аренду у ООО «АЦ Петербург» автоцентр на пр. Стачек, 106, где ранее продавалось марка Audi. Это последний актив в автобизнесе владельца «АЦ Петербург» Вячеслава Жигалова, бизнес которого последние несколько лет переживает не лучшие времена.О том, что Вячеслав Жигалов планирует продать свой автоцентр Audi на пр. Стачек, д. 106, на рынке говорят уже несколько месяцев. По данным игроков, переговоры о продаже велись с московской ГК «Автодом», также интересантом называли владельца дилерской компании «Авангард», чемпиона мира по хоккею Максима Сушинского.
Однако у Максима Сушинского возникли проблемы с правоохранительными органами — в июне у него прошли обыски в связи с подозрениями на обналичивание средств. А с «Автодомом» удалось в итоге договориться об аренде автосалона.
На сайте «АЦ Петербург» написано, что с 1 декабря дилер прекратил прием заявок на новые автомобили, но на сайте представительства Audi в России он всё еще числится в списке официальных. Впрочем, дилеры сообщили «НП», что идет разрыв контракта между «АЦ Петербург» и импортером. «НП» направил вопросы в представительство Audi в России.
Будет ли там разыгран новый тендер, пока неизвестно — на сайте представительства марки Петербурга в числе городов, где объявлен поиск партнеров, нет. Однако игроки рассказывают, что сейчас «Автодом» ведет переговоры об этом, и условием дилерства может стать выкуп и перестройка автоцентра.
Пока же арендатор будет работать под брендом «АВТОDОМ Стачек» и осуществлять сервисное обслуживание Audi, BMW, Mercedes-Benz и Porsche.
Вячеслав Жигалов передал корреспонденту «НП», что не будет комментировать информацию. Управляющий директор «Автодома» в Петербурге Евгений Войтенков от комментариев отказался.
Московская ГК «Автодом» подконтрольна основателю компании Андрею Костину (однофамилец главы ВТБ) и банку «ЦентроКредит». Компания создана в 1992 году. На сегодняшний день в ее портфеле восемь брендов: BMW, BMW Motorrad, MINI, Lamborghini, Mercedes Benz, Smart, Porsche, Audi и Volvo. В Петербурге у компании есть автоцентр BMW, Lamborghini, а также Mercedes-Benz и Porsche, которые в 2015 году она выкупила у Евгения Войтенкова.
О том, что «АЦ Петербург» испытывает сложности, «НП» писал год назад. Тогда компанию намеревался банкротить один из клиентов, другие покупатели жаловались на то, что им не выдают машины, а финансовое положение дилера, по данным отчетности «Коммерсант.Картотека», было не слишком благоприятным. Так, в 2018 году выручка компании составила 1,3 млрд рублей, а в 2019 году она была 1,2 млрд рублей. Прибыль упала с 852 тыс. рублей до 628 тыс. рублей. При этом уровень кредиторской задолженности составил 767 млн рублей.
О том, что «АЦ Петербург» испытывает сложности, «НП» писал год назад. Тогда компанию намеревался банкротить один из клиентов, другие покупатели жаловались на то, что им не выдают машины, а финансовое положение дилера, по данным отчетности «Коммерсант.Картотека», было не слишком благоприятным. Так, в 2018 году выручка компании составила 1,3 млрд рублей, а в 2019 году она была 1,2 млрд рублей. Прибыль упала с 852 тыс. рублей до 628 тыс. рублей. При этом уровень кредиторской задолженности составил 767 млн рублей.
Впрочем, под конец 2019 года компании удалось перекредитоваться: если раньше ее основным кредитором был «Банк Санкт-Петербург», и имущество, включая автоцентр на пр. Стачек, находилось у него в залоге, то теперь кредитором и залогодержателем является ИШБАНК. Как говорят участники рынка, это отсрочило крах дилерского предприятия год назад.
Интересно, что только в ноябре к «АЦ Петербург» было подано исков от контрагентов почти на 10 млн рублей, и один из них — от ИШБАНКА на 7,5 млн рублей, причем с требованием обеспечения иска. Вероятно, о продаже автоцентра «Автодому» будет договариваться в итоге банк, а не Жигалов.
Вячеслав Жигалов — один из старейших игроков на петербургском авторынке. В автобизнес он пришел в 1991 году и работал в группе «Сигма», а также в ГК «Рольф».
Его первая попытка открыть свой бизнес в 1995 году провалилась, но в 1997 году он сделал вторую попытку и открыл с партнерами салон по продаже Toyota, затем он постепенно набирал в портфель другие бренды.
Однако после кризиса 2014 года с рынка ушел Seat, затем бизнесмен закрыл два шоурума Suzuki и начал продавать землю, которую выкупал для строительства новых автоцентров.
В 2017 году Вячеслав Жигалов получил дилерство Hyundai с условием открыть автоцентр до конца 2017 года на арендованных площадях в БЦ «Бенуа» на Пискаревском пр. Ради этого бренда бизнесмен отказался от сотрудничества с Suzuki и Ssang Yong, но так и не запустил продажи Hyundai — как поясняли источники на рынке, не смог получить банковского финансирования.
В результате в начале 2018 года он продал это дилерское предприятие совладельцу дилерской компании «Авангард», чемпиону мира по хоккею Максиму Сушинскому, оставшись с одним центром Audi.
Сегодня в Петербурге автомобили Audi (после закрытия продаж на пр. Стачек в автоцентре Жигалова) продают автохолдинг «Максимум» на Торфяной дороге, ГК «Вагнер» на Выборгском шоссе, ГК «Мега Авто» на Петроградской стороне, а также британская ГК «Инчкейп» на Витебском пр.
По данным «Auto-Dealer-СПб», за первые 9 месяцев 2020 года в городе было продано 1863 машин марки, что на 6% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Для сравнения: продажи Mercedes-Benz составили 3677, что на 1% меньше, чем за тот же период в 2019 году, а BMW, соответственно, продал 3084 автомобилей — на 6% меньше.
Участники рынка отмечают, что Audi традиционно отстает от своих конкурентов из большой немецкой тройки. «Одно время у марки были временные проблемы с модельным рядом и менеджментом в России. Кроме того, представительство предъявляло завышенные требования к дилерам в части формата автоцентров, который предполагал значительные инвестиции», — говорит директор дилерского центра Mercedes-Benz ГК «Вагнер» Евгений Пекарский. При этом у BMW, как и у Audi, в Петербурге пять автоцентров, у Mercedes-Benz — семь.
Впрочем, в апреле 2019 года автоцентр марки открыл «Максимум» Вадима Арустамяна на Торфяной дороге, что позволило марке нарастить продажи в Петербурге. Уже сегодня доля в продажах Audi у автохолдинга составляет 28%. Возможная конкуренция, если «Автодом» получит право на дилерство марки, Вадима Арустамяна не смущает. «Добро пожаловать! Пободаемся», — говорит он.
Любить по-русски: что говорят опросы о Дне всех влюбленных
Подробнее
Итоги года. Дилеры говорят по-китайски и распродают запасы
Подробнее
Алена Ристич: "Кто хотел зарабатывать, тот продолжает зарабатывать"
Подробнее
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
«Новый проспект»
16.04.2024
Прошлый год стал настоящим испытанием для автодилерского бизнеса. Многие компании «затарились» продукцией из Китая, а сейчас не знают, как от нее избавиться. «Новый проспект» спросил участников рынка, чего они ждут в 2024 году.
Александра Конфисахор
15.01.2024
2022 год стал настоящим шоком для авторынка страны: уход европейских брендов, остановка поставок автомобилей, рост цен на машины и запчасти. Всё это привело к тому, что продажи автомобилей в России упали на 58,8%. «НП» опросил петербургских дилеров о том, чего они ждут от 2023 года.
Александра Конфисахор
16.01.2023