Вверх по лестнице, ведущей вниз. Куда движется ресторанный рынок Петербурга?
Новый проспект
Статьи

Вверх по лестнице, ведущей вниз. Куда движется ресторанный рынок Петербурга?

Прочитано: 5813

Эксперты ресторанного рынка рассказали «Новому проспекту» о динамике его развития в этом году, о том, какие фуд-концепции сегодня в выигрыше, и почему, несмотря ни на что, ресторанная отрасль видит свет в конце тоннеля.

Индекс развития отрасли пока положительный

По данным Росстата, на текущий год в Петербурге насчитывается около 5,5 тыс. заведений общественного питания общей площадью примерно 1,66 млн м2, что составляет 96 посадочных мест на 1 тыс. жителей города, — об этом рассказал Станислав Ступников, партнер компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (ГК «БестЪ»).

«В этом году мы насчитали около 348 открытий, и это без учета предприятий общественного питания, которые находятся на нестационарных объектах (павильонах, контейнерах, фуд-траках), и без учета тех, кто работает в закрытом режиме, то есть на предприятиях и заводах», — пояснил он, добавив, что количество открытий в 2022 году превышает количество открытий в 2021-м примерно на 2%.

Закрытых предприятий общественного питания, по данным ГК «БестЪ», на данном этапе года 240. Соответственно, как объяснил Станислав Ступников, индекс развития (соотношение открытых и закрытых предприятий) положительный и составляет 1,45.

«Это означает, что на одно закрытое заведение приходится 1,5 открытых», — сказал эксперт, обратив внимание на то, что в прошлом году этот индекс был выше: он составлял 1,68, поскольку тогда открытых заведений было 285, а закрытых — всего 170.

Отрасль приходит в себя после пандемии, но, как выразился Станислав Ступников, еще не подошла к максимальному пику 2018 года, когда количество предприятий общественного питания в Петербурге превышало 5,5 тыс.


Реальная динамика отрицательная

По данным официальной статистики, за 9 месяцев текущего года в период с января по сентябрь оборот рынка общественного питания в Петербурге составил 96,8 млрд рублей. «Это почти на 50% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года!» — подчеркнул Станислав Ступников.

ГК «БестЪ» сравнивает ситуацию на рынке в этом году с ситуацией 2014 года, потому что, как объяснил Станислав Ступников, именно тогда началась первая волна импортозамещения. «И тогда эксперты на нашем завтраке констатировали, что рынок сократится если не на 40%, то уж на 20% точно», — сказал он и продемонстрировал реальную динамику рынка за период с 2014 по 2022 год: она абсолютно положительная, а оборот рынка рос с каждым годом, снижаясь лишь в ковидный 2020-й и резко поднимаясь уже в 2021-м.

«По итогам этого года мы прогнозируем, что оборот рынка составит около 123 млрд рублей», — сказал он.

При этом эксперт обратил внимание, что эта статистика не учитывает инфляцию. «Если же разобрать в деталях каждый месяц с января по сентябрь текущего года и сравнить их с тем же периодом предыдущего, то с марта по август мы увидим отрицательную динамику. То есть по обороту у нас денег вроде бы больше, а реально в карман мы кладем их гораздо меньше», — заключил Станислав Ступников.

По прогнозу ГК «БестЪ», за октябрь-ноябрь падение оборота составит 10-15%.


Фастфуд впереди

Основными движущими форматами отрасли Станислав Ступников называет бюджетные: столовые, фастфуд, корнеры на фуд-кортах. Традиционные кафе и рестораны в общем числе открытий этого года, по его данным, составляют 55%.

С этим согласен Дмитрий Иванов, профессор факультета социологии СПбГУ, также проводивший исследование рынка. По его данным, за время пандемии в структуре общественного питания очевидно выросла доля фастфуда и кафе. По подсчету компании Tranio, международного брокера недвижимости, в Санкт-Петербурге на конец 2021 года (данные за 2022 год еще не подсчитаны) доля кафе и фастфуда занимала 38% и 28% в общем объеме рынка соответственно.

«Несомненно, эта доля увеличивается за счет уменьшения доли ресторанного сегмента», — объяснил профессор. Ресторанный сегмент, по данным Tranio, занимал всего 23%.

Впрочем, как считает ресторатор Андрей Перцев, развивающий проекты «Балаган» и «Огниво», у ресторанов вполне неплохое будущее: «По количеству ресторанов мы отстаем, например, от Испании в 3,5 раза», — говорит он.


Доставка — конкурент

Если говорить о потребителях, то, согласно исследованию Дмитрия Иванова, в кафе и рестораны ходят ежедневно всего 6% жителей города, 40% — раз в полгода. А вот в заведениях фастфуда регулярно питаются 38%, что ровно вдвое больше, чем в 2018 году.

«Это означает, что как минимум половина жителей Петербурга сейчас вообще не ходит в рестораны!» — подчеркнул профессор.

Это не может не отражаться на ресторанном рынке. «Я разговаривал с коллегами, и падение рынка после 21 сентября больше всего ощущалось в Петроградском районе, где многие заведения просели до 40%», — рассказал Андрей Перцев, добавив, что в то же время в спальных районах мало кто снизил обороты более чем на 10%.

При этом, по данным Дмитрия Иванова, доставку через платформы «Яндекс.Еда» и «Деливери клаб» заказывают 27% и 24% жителей соответственно. «То есть конкурентом ресторанному рынку стал не только рынок быстрого питания, а еще и рынок доставки — мобильная еда, которая едет к потребителям по первому звонку», — заключил профессор.

Он объяснил, что на потребителя сегодня выходят через все каналы коммуникации: через физические магазины, интернет-магазины, кейтеринг, фуд-траки и прочее. Еду Дмитрий Иванов разделяет на рутинную, ситуативную и событийную, и ресторанам, создающим атмосферу, выдерживающим высокий уровень обслуживания, достается сегодня лишь событийная еда. Каждодневная — рутинная и ситуативная — уходит в фастфуды и доставку.


Fine или fast?

Но ситуация вовсе не безвыходная!

Дмитрий Иванов напомнил о сегментации общественного питания — пирамиде сегментов. Рестораны высокого уровня обслуживания находятся на вершине этой пирамиды, занимая сегмент fine dining. Ниже — заведения среднего уровня casual dining, еще ниже — fast food, а в основании пирамиды — street food, уличная еда.

«Так вот теперь на каждом уровне должен появиться свой «фастфуд» — своя рутинная и ситуативная еда», — утверждает профессор, обращая внимание на то, что в среднем сегменте Casual Dining уже появился слой fast casual — заведения, где вполне демократичную еду дополняют красивой подачей, интересным интерьером, привлекательной атмосферой.

«Мы выживаем уже который кризис подряд и поэтому понимаем, что, наверное, находимся на правильном пути. В этом году ряды наших гостей несколько опустели, и мы сделали вывод, что нужно делать еду более доступной в плане цены. Для этого пришлось менять меню, но так, чтобы не изменить концепцию заведения», — говорит Игорь Пращенко, управляющий партнер ресторанной группы White Group, подтверждая практикой теорию профессора.

Он рассказал, что смена меню заняла около 2 месяцев, но в результате всё получилось.


Оставаться в позитиве

Тем не менее в будущем эксперты прогнозируют сужение рынка и отрицательную динамику как по количеству открытых заведений, так и по обороту. «Думаю, интенсивность закрытий будет сохраняться до конца 2023 года, и, возможно, в следующем году мы увидим индекс развития «ноль», — предположил Станислав Ступников.

При всём том, как считают эксперты, именно сейчас крайне важно оставаться в позитивном настроении. «Я как руководитель понимаю, что мои сотрудники смотрят на меня и пытаются придерживаться моего настроения, которое я хорошо передаю», — улыбается Игорь Пращенко.

«Сотрудники всегда смотрят на нас. Вплоть до того, что если собственники остались в России, то остались все. У меня в компании 300 человек, и уехали единицы. И, глядя на то, что оставшихся собственников много, думаю, отрасль выдержит!» — поддерживает Андрей Перцев.

«В очередной раз убеждаюсь, что на ресторанном рынке главным всегда остается вопрос концепции. Я с огромным уважением отношусь к компании «БестЪ» и каждый год внимательно слежу за предоставляемой ею статистикой. Есть люди, которые реальность воспринимают очень печально, нервничают, уезжают куда-то, а ты смотришь на эту статистику и понимаешь, что, в общем-то, у нас всё стабильно, всё хорошо. Варимся мы, рестораторы, в этом супе, в большом котле: кто-то закрывается, кто-то открывается. У каждого ресторана, каждого заведения есть цикл жизни, и если вы ничего не меняете, значит закроетесь; если двигаетесь в тренде, то будете развиваться. Разве в этом есть что-то новое и необычное?» — заключил Максим Кораблёв-Дайсон, ресторатор, развивающий проекты «Пхали-Хинкали», «Хачо и Пури» (30 франшиз по всей России, от Пскова до Владивостока, в том числе в Петербурге, где 17 собственных проектов и две франшизы).

По мотивам конференции BestBreakfast


ресторанный рынок аналитика общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме

В Петербурге, Москве и других городах России с 15 апреля по 5 мая пройдет гастрономический фестиваль «Своё в городе».

14.04.2024

Новый ресторан премиум-класса Drevå открыла Надежда Третьякова, создатель и управляющий партнер ресторана северной кухни Nordic.

14.04.2024
Шеф-повар Рашид Рахманов, посол перуанской кухни в России и Европе и единственный неперуанец, получивший премию Перу за продвижение кухни этой страны в мире, рассказал «Новому проспекту», чем перуанская кухня отличается от других и как она меняет глобальную культуру питания.

Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки