Всё выше, и выше, и выше. Отели подвели итоги первого полугодия

Какова загрузка гостиниц, средние тарифы и динамика дохода на номер в разных городах России и прежде всего в Петербурге и Москве, почему проседает Сочи и какие регионы являются лидерами роста, узнал «Новый проспект».

«Зачастую отельеры оценивают результаты работы своей гостиницы лишь на основании бюджетных или исторических показателей, на основании каких-то своих внутренних убеждений, но не видят того, что происходит за пределами их объекта», — говорит Сергей Данильченко, сооснователь и руководитель аналитической компании Hotel Advisors.

Увидеть реальную картину мира помогает гостиничный бенчмаркинг (benchmarking) — сравнение операционных показателей отеля с показателями конкурентов. Основными показателями являются загрузка, ADR (средняя цена за номер/ночь) и RevPAR (средний доход на номер).

При этом, как подчеркивает эксперт, важно оценивать не просто абсолютные значения этих показателей, а их динамику: тогда становится понятно, в какую сторону движется рынок.

В целом, по данным аналитиков Hotel Advisors, по отношению к аналогичному периоду 2022 года все основные операционные показатели — и загрузка, и средний тариф, и доход на номер — находятся в положительной зоне.

Так, средний тариф российских отелей увеличился на 9,7% и составляет 6,6 тыс. рублей; доход на номер составляет 4,2 тыс. рублей, увеличившись на 22,6%; загрузка — 63,2% (+11,9% в сравнении с первым полугодием 2022 года).

Цена на номер: Ярославль активнее

Однако операционные гостиничные показатели в разных городах России отличаются довольно сильно. Если средняя цена номера на сочинском побережье составляет 13,6 тыс. рублей, а в горах — около 13 тыс., то в Волгограде и Ярославле — чуть выше 4 тыс. рублей.

«Но я прошу не воспринимать эти цифры в лоб, сразу делая вывод, что сочинское побережье и горы являются самыми дорогими направлениями в России. В общих показателях, конечно, нужно учитывать выборку отелей, смотреть, какой у них номерной фонд, какое количество отелей той или иной категории и прочее — всё это формирует результат. Поэтому крайне важно видеть динамику этого роста — изменения к аналогичному периоду прошлого года», — обращает внимание Сергей Данильченко.

А динамика такова, что больше всего выросла цена за номер как раз не у сочинских отелей, а у ярославских — почти на 30%, а также у калининградских, воронежских и волгоградских — более чем на 20%.

В Москве и Петербурге средняя цена составила 5,8 тыс. и 5,4 тыс. рублей соответственно, рост — 13,9% и 12,1%. «В целом, если говорить о тенденциях, то средний тариф растет во всех городах, поскольку для этого есть определенные рыночные предпосылки», — объясняет эксперт.

Загрузка: лидирует Екатеринбург

Загрузка во всех отелях сильно снизилась в марте прошлого года, после начала СВО, но ближе к лету-2022 стала расти. Рост наблюдается и в первой половине 2023 года.

И вновь, как объясняет Сергей Данильченко, при средней российской загрузке в 63,2% в разных городах она всё-таки разная. Самая высокая была в таких городах, как Екатеринбург, Калининград, Новосибирск, Москва и Ростов-на-Дону — 68-69%.

А сочинские прибрежные отели значительно просели в этот период — более чем на 20%, их средняя загрузка составила всего 48%. «Возможно, на столь негативный результат повлияли именно их ценовые показатели», — предполагает эксперт.

Если смотреть динамику загрузки, то Екатеринбург и Калининград стали одними из лидеров: рост загрузки их отелей составил 25,3% и 21,8% соответственно. Высокий прирост — 28,2% — у Волгограда, при том что средняя загрузка отелей в этом городе в первом полугодии 2023 года вполне средняя — 62,2%. Лидером же стал Ростов-на-Дону: загрузка отелей в этом городе выросла на 47,8%. «Анализ последних 18 месяцев показывает, что рынок пока растет», — заключает Сергей Данильченко.

Доходность номера: первый Ростов-на-Дону

Доход на номер также вырос по всем городам в среднем на 22,6%. Лидером при этом является Ростов-на-Дону, где RevPAR за счет спроса и роста средней цены вырос более чем на 70%, следом за ним идут Калининград и Волгоград с ростом более чем на 50%.

При этом самый высокий в рублевом исчислении доход на номер в Сочи: в горных отелях он составляет около 7,5 тыс. рублей, на побережье — около 6,5 тыс.

«Таким образом, с точки зрения операционных показателей мы можем отметить в целом положительную тенденцию», — заключает Сергей Данильченко.

Петербург: динамика положительная

В Петербурге основные операционные показатели гостиничного бизнеса в первом полугодии 2023 года также показывают положительную динамику: аналитики наблюдают их рост по отношению к соответствующим периодам и 2022-го, и 2011 годов.

Тариф на номер составляет в среднем 5,4 тыс. рублей, что на 12% выше по отношению к первому полугодию 2022 года и на 10,5% — к первому полугодию 2021-го. Загрузка составляет 60,7% (на 12,8% и на 18,8% выше соответствующих периодов), доход с номера — 3,3 тыс. рублей (выше на 26,6% и на 31,4% соответственно).

«Если сравнивать с изменением ADR (ценой номера) отелей Москвы, то видно, что в зимний период 2022 года в Москве стоимость размещения дорожала по сравнению с 2021 годом. Далее он сравнялся, и в 2023 году мы наблюдаем умеренный рост цены. В Санкт-Петербурге же наоборот: в 2021—2022 годах мы видим низкий ADR с января по март и рост по сравнению с прошлыми годами в 2023-м», — говорит Нина Новикова, менеджер по развитию бизнеса в Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, Калининграде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Анапе, Геленджике.

Рассматривая ADR посегментно, эксперт отмечает его рост в отелях всех категорий. «В отелях 3 звезды мы видим его положительную динамику по отношению и к 2022-му, и к 2021 году. Он соответствует пику сезонности летом — я знаю, как это важно для Санкт-Петербурга. Отели 4 звезды также показывают в этом отношении умеренный рост, хотя пока лидирует ADR июня 2021 года, то есть до него пока немножко недотянули. У ADR отелей 5 звезд также положительная динамика: тарифы на номер росли с начала января и до высокого спроса, до июня-месяца», — отмечает Нина Новикова.

Что касается загрузки, то она в первом полугодии 2023 года также росла у отелей всех категорий. При этом больше всего по отношению к 2022 году она увеличилась у отелей категории 5 звезд — на 21,7% (у категории 3 звезды и 4 она составила 8,4% и 15,1% соответственно), а по отношению к 2021 году — у отелей категории 3 звезды — 20,2%.

«Рост ADR и загрузки положительно сказалось на показателе RevPAR — дохода на номер», — подчеркивает Нина Новикова.

Доход на номер у отелей категории 3 звезды в первом полугодии 2023 года составил около 2,5 тыс. рублей, увеличившись на 16,5% по отношению к соответствующему периоду 2022 года и на 36,5% — 2021-го. У отелей категории 4 звезды RevPAR составляет около 3,1 тыс. рублей (рост на 23,6% и на 28,2% по отношению к первому полугодию 2022 и 2021 года соответственно), у категории 5 звезд — примерно 7,9 тыс. рублей (рост 51,1% и 37,6% соответственно).

Москва: «пятизвездникам» сложнее

Для сравнения: средняя цена на номер в отелях Москвы составила 5,8 тыс. рублей, показав рост на 13,9% по отношению к первому полугодию 2022 года и на 28,5% — 2021-го.

«Подтверждаем, что в течение этого полугодия динамика прироста среднего тарифа сохранялась. Больше всего он рос у «троек» — на 26,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 54,6% к 2021-му», — рассказывает Радик Салахутдинов, менеджер по развитию бизнеса в Москве, Московской области, Казани, Калуге, Астрахани, Ульяновске, отмечая, что у отелей категории 3 звезды в этом полугодии он составил 3,7 тыс. рублей.

У «четырехзвездников» — 5,3 тыс. рублей (вырос на 15,4% по отношению к первому полугодию 2022 года и на 37,8% — 2021-го), у пятизвездочных — 10,3 тыс. рублей.

«При этом «пятерки» показали отрицательную динамику по сравнению с первым полугодием 2022 года — минус 3,6%. Это объясняется тем, что им было довольно сложно в прошлом году, они работали с высокой ценой и сейчас перестраивают свои продажи», — отмечает Радик Салахутдинов.

Средняя загрузка московских отелей составляет 68,8%, увеличившись на 15% по отношению к первому полугодию 2022 года и на 12,6% — 2021-го.

«Загрузка, как мы видим, продолжала расти. У «троек» и «четверок» она сопоставима — порядка 71-72%. «Тройки» показали рост на уровне 7-8%, «четверки» чуть больше — около 15%, «пятерки» приросли больше, на 26%, поскольку загрузка в прошлом году у них просела довольно серьезно. В первом полугодии этого года она составляет 60%», — говорит эксперт.

RevPAR — доходность номера — с учетом роста среднего тарифа и загрузки также растет, составив в отелях Москвы 4 тыс. рублей (плюс 31% по отношению к первому полугодию 2022 года и 44,7% — 2021-го).

У отелей категории 3 звезды RevPAR был на уровне 2,6 тыс. рублей (рост на 37% и 67% соответственно), у категории 4 звезды — примерно 3,7 тыс. рублей (рост на 33% и 59%), у 5 звезд — около 6 тыс. рублей (рост на 21,4% и на 22,4%).

Что касается динамики спроса на будущие периоды, то эксперты отмечают, что основной спрос ложится на ближайшую неделю: окно бронирования в городских отелях продолжает оставаться узким, и основная загрузка, соответственно, формируется в ближайшие 7-10 дней.

По материалам онлайн-встречи компании Hotel Advisors «Бенчмаркинг: от Калининграда до Владивостока»

Актуально сегодня