Всё на продажу. Бывший хозяин Речного вокзала отстоял дешевую аренду

13 Октября 2022

Здания на причалах Речного вокзала. Фото: Лев Годованник

Владелец зданий Речного вокзала на проспекте Обуховской обороны заставил Росимущество отказаться от повышения ставок арендной платы. Здания выставлены на продажу, а Смольный, получивший контроль над причалами, старается их не замечать.

Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не должно повышать ставки арендной платы за земельные участки, на которых располагаются здания, когда-то входившие в имущественный комплекс петербургского Речного вокзала на пр. Обуховской обороны. Соответствующие уведомления госведомства арбитраж назвал односторонними сделками и признал их недействительными. Такое решение опубликовано на портале «Электронное правосудие» 10 октября. Здания эти принадлежат ярославскому ООО «Анхель», которое до середины прошлого года арендовало причалы Речного вокзала, благодаря чему контролировало комплекс целиком.

«Анхель» является собственником трех нежилых зданий, расположенных по адресу: пр. Обуховской обороны, 195, общей площадью чуть более 1,5 тыс. м2. Это пассажирский павильон №1, павильон №2 с подземным переходом под проспектом Обуховской обороны и здание базы снабжения флота. Все они когда-то входили в комплекс петербургского Речного вокзала вместе с тремя причалами и зданием речного вокзала, к которому и вёл подземный переход. На его месте теперь построен жилой комплекс «Мегалит на Неве», а подземный переход ведет на прилегающую к нему территорию. Земельные участки, на которых располагаются здания, «Анхель» арендует у Росимущества. Ставка аренды и стала предметом спора.

В декабре 2020 года Росимущество в одностороннем порядке повысило ставки арендной платы для двух из трех земельных участков, на которых располагаются павильон №2 с подземным переходом и пассажирский павильон №1 (литеры И и К соответственно). Стоимость аренды первого возросла с 9 586 рублей в год до 160 074 рублей (в почти в 17 раз), второго — с 47 894 рублей в год до 779 730 рублей (в 15 раз). Это и стало поводом для обращения в суд, который признал действия государственного ведомства незаконными. «Размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении сходных земельных участков, для которых отсутствуют ограничения права на приобретение в собственность», — написано в мотивировочной части судебного решения.

Эти участки именно такие: они располагаются в границе 20-метровой береговой полосы Невы и ограничены в обороте — приватизации не подлежат.

Судебное решение не вступило пока в законную силу, но для «Анхеля» оно важно, несмотря на маленький, на первый взгляд, размер сумм. Дело в том, что оба здания выставлены на продажу за 78 млн рублей, и с точки зрения потенциального покупателя увеличение арендной платы в 15 и 17 раз может иметь принципиальное значение, тем более что имущественный комплекс Речного вокзала в целом имеет весьма необычную историю.

До прошлого лета «Анхель» владел не только расположенными на берегу Невы зданиями, но и тремя причалами, которые вместе со зданиями составляли единый имущественный комплекс — собственно Речной вокзал. Из-за причалов между компанией и Росимуществом возник спор: «Анхель» добивался передачи их ему в собственность, а Росимущество хотело отдать причалы Смольному. В середине июня 2021 года компания полностью выиграла связанный с этим судебный спор, после чего неожиданно отказалась от всех своих претензий. В результате причальный комплекс Речного вокзала оказался в собственности Петербурга в лице комитета имущественных отношений и в оперативном управлении комитета по транспорту в лице подведомственного ему ГКУ «Агентство внешнего транспорта».

Стоит заметить, что городскому туризму это пошло на пользу. Как сообщили в комитете по транспорту, пассажиропоток Речного вокзала в навигацию 2022 года составил почти 57 тыс. человек по сравнению с 33,7 тыс. за навигацию 2021 года, а количество судозаходов туда выросло со 113 до 165. Но интересный вопрос: почему Смольный не претендует на расположенные в непосредственной близости от причалов здания и не пытается их выкупить, тем более что они исторически составляют с причалами единый комплекс?

«Во-первых, продажная цена зданий запредельно завышена. Сами по себе они столько не стоят, в крайнем случае можно было бы обсудить их покупку по кадастровой стоимости. А во-вторых, Агентство внешнего транспорта, как показала навигация, и без них отлично справляется — зачем тратить бюджетные деньги», — сказал автору работник комитета по транспорту, просивший не называть себя.

По мнению директора по оценке, советника председателя Союза промышленников Выборга, эксперта Becar Asset Management Виктории Константиновой, совокупная рыночная стоимость комплекса, состоящего из трех зданий и причалов, начинается от 300 млн рублей. Но так было до того, как причалы оказались в собственности Смольного. Коммерческая привлекательность самих по себе зданий в нынешней ситуации, по мнению эксперта, сомнительна.

Генеральный директор «Анхеля» Андрей Лаверчук на предложение о комментарии к моменту выхода статьи не отреагировал.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Анхель» зарегистрировано в Ярославле в 2014 году, по данным СПАРК. Компания полностью принадлежит своему генеральному директору Андрею Лаверчуку. Выручка от продаж за 2021 год составила 4 млн рублей. Со ссылкой на представителей бизнес-сообщества коллеги из «Ъ» предположили, что ООО «Анхель» аффилировано с ООО «Конт», специализирующемся на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры на внутренних водных путях России. «Конт» связывают с бизнесменом Дмитрием Рябовым.

Актуально сегодня