Врио губернатора поставил под вопрос реновацию промзон

На последнем в этом году заседании правительства Петербурга врио губернатора Александр Беглов раскритиковал практику перевода промышленных территорий под общественно-деловую или жилую застройку.

«Последний анализ показывает, что в городе большое количество земель промышленных и сельскохозяйственных переводится в жилищную застройку. Не получится так, что у нас город получится городом-музеем и спальным городом? — поинтересовался он. — Нужно отработать четкое понимание, где мы будем строить производства, чтобы у нас собственники промышленности не переводили эти участки под застройку. Я понимаю, что они хотят получить прибыль, но переводить промзоны неправильно и невыгодно для нашего города». 

Поправки для «Самсона»

Градоначальник поручил председателю комитета по экономической политике и стратегическому планированию Ивану Филиппову и главе КГА Владимиру Григорьеву за месяц подготовить информацию по этой теме.

Особое недовольство Беглова вызвали недавние поправки в генплан о переводе территории бывшего мясокомбината «Самсон» под застройку. Он несколько раз упомянул этот объект на заседании правительства. Такую поправку подал депутат Законодательного Собрания Петербурга от КПРФ Александр Рассудов (до избрания в парламент работал в строительной компании «Лидер Групп»). Поправки позволят вовлечь в оборот 30 га на Московском шоссе, 13. Земля принадлежат ООО «ИнтерГрупп» и ООО «М-17». По данным СПАРК, «ИнтерГрупп» владеет выходец из Чечни Зураб Бисиев. Собственник «М-17» Хамзат Арсамаков — это бывший гендиректор «Мясокомбината «Самсон». Впрочем, Александр Беглов не воспользовался своим правом вето и подписал пакет поправок в генплан. Новый закон уже официально опубликован.

Любопытно, что во время обсуждения поправки по территории «Самсона» в городском парламенте председатель КГА Владимир Григорьев тоже не возражал против ее принятия. Но после критики врио губернатора изменил свою позицию. «Пока не приняты новые правила землепользования и застройки относительно этой территории, строить там ничего нельзя. Это все должны понимать. Генплан — документ перспективный. А как будет застраиваться эта территория и вообще, будет ли она застраиваться, нам ещё предстоит решить», — заявил Владимир Григорьев. Он назвал недопустимым строительство жилья без социальной и транспортной инфраструктуры.

По подсчётам Александра Беглова, объем обязательств по созданию школ, детских садов и поликлиник для уже выданных в течение 2019 года разрешений на строительство более 20 млн м2 жилья оценивается в 200 млрд рублей в период до 2024 года включительно.

Естественный процесс

Опрошенные «Новым проспектом» девелоперы с опытом реновации промзон восприняли идеи нового градоначальника без энтузиазма.

«Власти в своих попытках определить будущее территориального развития города и особенно его центральной части в последнее время напоминают мечущегося в загоне зверя. Причина — в отсутствии четкой стратегии развития мегаполиса. Поэтому каждые два-три года меняется отношение властей к проблеме: то выносим промку на периферию, то оставляем в городской черте. Эта ситуация не оставляет шансов для привлечения в город инвесторов. В таких условиях ни один здравомыслящий бизнес с деньгами к нам не придет. Вторая проблема в том, что отношение к промышленности как к сектору, который требует десятков га для размещения, устарело. Современный завод, благодаря высокой автоматизации, может занимать всего несколько комнат и успешно работать. По сути, мы имеем в центре города старую промышленную гниль, присутствие которой портит облик Петербурга и мешает ему развиваться», — говорит гендиректор компании «Петрополь» Марк Лернер.

«Перевод промышленных предприятий из центра города на окраины — процесс естественный для всех крупных европейских городов. Они уже давно его прошли и доказали экспериментально всю пользу этой стратегии. Параллельно с переносом предприятий и освобождением центра решается сразу несколько задач. Это и технологическая перестройка уже устаревшего оборудования, оптимизация всего производства, экология и эстетика центра нашего прекрасного города. Плюсов намного больше, чем минусов. Кроме того, довольно много так называемых промышленных предприятий давно не работают по своему профилю. Это нагромождение офисов и складов, которые портят облик города и никак не решают задачу увеличения налогооблагаемой базы. А бережное и грамотное освоение центра застройщиками — это тоже деньги в бюджет», — уверена директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова.

«Разумные девелоперы и архитекторы давно говорят о том, что программа реновации промышленных территорий обязательно должна обеспечивать занятость населения. Вокруг города выстроены гигантские спальные районы, жители ежедневно выезжают на работу, а вечером возвращаются. Маятниковая миграция истощает огромные ресурсы, создавая нагрузку на транспорт, дорожную сеть, экологию. Для обеспечения достойного качества жизни горожан на бывших промышленных территориях следует строить не только жилые кварталы, но и все составляющие мегаполиса. Здесь должны быть созданы парки, общественные пространства, объекты транспортной инфраструктуры, должны оставаться приемлемые для жилого квартала экологически чистые предприятия, которые обеспечивают занятость граждан», — полагает начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова.

Актуально сегодня