Вражеская антиреклама

26 Февраля 2024

Российскому бизнесу запретят размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. Законопроект вступит в силу уже в марте. Хотя, как законопослушный рекламодатель сможет выявить такие ресурсы, остается неясным. Легитимность рекламы в запрещенных социальных сетях и на YouTube тоже под вопросом.

Нарушение рекламодателями действующих и вводимых ограничений может обернуться миллионными штрафами и даже уголовным преследованием. «Черной меткой» отечественный «Яндекс» снабжает выдаваемые ссылки на YouTube, Wikipedia, Telegram и многие другие «враждебные» ресурсы.

Агент национальной опасности

Уже принятый во втором чтении законопроект запрещает размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов, а отечественным средствам массовой информации — рекламировать сами такие ресурсы. Авторы поправок — почти 395 из 450 парламентариев, — убеждены, что, рекламируя свои товары и услуги у иноагентов, российские компании «приносят им доход и обогащают их». «Принятие закона существенно ограничит скрытое иностранное вмешательство во внутренние дела Российской Федерации», — убежден глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

По утверждению депутатов, в минувшем году рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов разместило более 200 отечественных компаний и граждан. Эти данные были представлены Минюстом и, видимо, заимствованы из отчетов самих иноагентов (в них требуется указывать все доходы до копейки). Поддерживая инициативу, Комитет Госдумы по экономической политике приводит статистику Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), согласно которой в 2023 году иностранные агенты заработали на рекламе 133 млн рублей, тогда как, по предварительным данным, общий объем интернет-рекламы оценивается почти в 0,5 трлн рублей, то есть на иноагентскую долю приходится менее 0,03%.

К ответственности за нарушение вводимых запретов планируется привлекать одновременно и рекламодателей, и рекламораспространителей (владельцев самих информационных ресурсов). Допущенные организациями проступки будут караться административным штрафом до 0,5 млн рублей.

В списках не значится

Сведения о принадлежащих иностранными агентам информационных ресурсах вносятся в их реестр, который ведется Минюстом. В то же время речь там идет только таких ресурсах, которые принадлежат организациям, неформальным и иным объединениям. Раскрывать ссылки на личные сайты частных иноагентов, составляющих подавляющее большинство, юридическое ведомство не вправе. Например, в опубликованном реестре нет сведений о проектах объявленного иностранным агентом журналиста Алексея Пивоварова. «Мы с самого начала работали в значительной степени благодаря рекламе, и ее запрет фактически делает невозможным работу в прежнем формате», — заявил он в еженедельном выпуске новостей.

По общему правилу, подтвержденному в том числе Верховным судом России, владельцем интернет-сайта по умолчанию признается администратор соответствующего домена, зарегистрированного средства массовой информации — его учредитель. Однако опрошенные эксперты указывают на отсутствие критериев определения «информационный ресурс иностранного агента».

«Действующий федеральный закон определяет информационные ресурсы как отдельные документы и их массивы, в том числе собранные в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). Полагаю, что авторы нового законопроекта имели в виду нечто совсем другое. Страницы в социальных сетях, каналы и группы, скорее всего, будут идентифицироваться либо по «синей галочке» (подтверждению прохождения аутентификации личности владельца аккаунта), либо по указанному в шапке профиля имени, совокупности фото- и видеоконтента», — полагает партнер юридической фирмы DRC Саркис Дарбинян (признан иноагентом).

На неопределенность указывает и медиаюрист Светлана Кузеванова: «Надо ли будет доказывать именно юридическую принадлежность? Или факт позиционирования ресурса как иноагентского будет уже достаточным обстоятельством для наложения запрета на его рекламирование? Об этом в законопроекте ничего не говорится».

Адвокат Александра Мелешко не исключает, что рекламу запретят на всех площадках, включая сайты, YouTube и телеграм-каналы, так или иначе ассоциируемые с иностранными агентами: «Если принадлежность ресурса неочевидна, вопрос, вероятно, будет решаться на индивидуальном уровне конкретными правоприменителями через механизмы доказывания».

В свою очередь, генеральный директор Generation Brand & Communications Борис Григорьев не видит существенного риска для рекламодателей: «Действительно, реестров инфоресурсов иноагентов нет, равно как обязательства владельцев таких сайтов уведомлять клиентов о своем статусе. Но для профессионалов рынка секретов нет. К тому же в сети интернет основными игроками являются «ВК» и «Яндекс», уверен, они справятся. Остальным придется страдать», — отмечает Борис Григорьев.

Получить комментарий пресс-службы Минюста журналисту «НП» не удалось.

Отметим, что при подготовке законопроекта ко второму чтению несколько депутатов предложили защитить добросовестных рекламодателей и интернет-пользователей, в частности возложить на владельцев информационных ресурсов обязанность уведомлять заказчика о своем включении в реестр иностранных агентов, а также не считать рекламой самих иноагентов их упоминание, публикацию материалов или репосты таких сообщений, осуществляемые без получения вознаграждения. Авторы поправок предлагали ввести хотя бы 30-дневную отсрочку вступления новых запретов и не распространять их на ранее размещенную рекламу, но все эти замечания были отклонены.

Черная метка

Действующий с июля 2021 года федеральный закон о так называемом приземлении предписывает ориентированным на российских пользователей крупным иностранным интернет-ресурсам соблюдать отечественное законодательство. Не подчинившихся Роскомнадзор вправе вносить в черный список и применять к ним различные меры принуждения, включая полную или частичную блокировку, запрет на выдачу поисковых ссылок или их специальную маркировку, а также рекламирование таких сайтов в России и размещение на них рекламы. Нарушение, в частности, последнего ограничения карается административным штрафом до 3 млн рублей.

В настоящее время перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети интернет на территории РФ, включает 26 крупных иностранных интернет-компаний и более 40 принадлежащих им ресурсов. Добросовестно «приземлившимися» признаны AliExpress, Apple, Viber (!), Go Travel (aviasales.ru) и некоторые другие. Главный нарушитель — холдинг Google (включая Gmail, YouTube, Play и другие его проекты). Российским компаниям запрещено его рекламировать, но абсолютно законно можно размещать на этих и любых других даже самых вражеских ресурсах рекламу. При этом поисковые ссылки на Google, YouTube, Telegram, TikTok, Zoom и ряд других сайтов должны маркироваться, а выдача ссылок в отношении 11 ресурсов (в том числе aws.amazon.com) запрещена.

Правовая неопределенность сохраняется и отношении ресурсов, принадлежащих корпорации Meta Platforms. В судебном решении о признании ее экстремистской указано на запрет деятельности по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram, но на мессенджер WhatsApp эти санкции не распространяются. Также суд констатировал, что вводимые меры защиты «не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании физическими и юридическими лицами, не принимающими участие в запрещенной законом деятельности».

Федеральная антимонопольная служба не видит нарушений в упоминании ссылок на страницы рекламодателей в запрещенных соцсетях: «Речь идет о случаях, когда такое указание не направлено на привлечение внимания и формирование интереса именно к этим социальным сетям, например, при указании на Instagram или Facebook как на справочный источник для получения дополнительной информации об объекте рекламирования», — заявили в пресс-службе ведомства.

В то же время Роскомнадзор считает даже сами иконки материалами экстремистской организации. В частности, к пяти суткам административного ареста приговорили сотрудника информационно-правового центра «Правозащитники Урала», разместившего на сайте логотип запрещенной социальной сети.

Более того, перечисление денег владельцам заблокированных социальных сетей, в том числе за размещение рекламы, может квалифицироваться как финансирование экстремистской деятельности и обернуться для рекламодателя лишением свободы на срок до 8 лет. Приговоров по таким обвинениям пока нет, тогда как попытки некоторых компаний отказаться от обязательств в отношении размещенной рекламы арбитражные суды оценивают критически: «Оплата ответчиком производится истцу, являющемуся российским юридическим лицом. Ответчик не осуществляет оплату в американскую транснациональную холдинговую компанию Meta Platforms Inc.», — отмечается в решении Арбитражного суда Московского округа по спору ООО «101» и «Алгоритм Трейдинг» и другим делам.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня