Вот оно какое, наше лето. Коронавирус кардинально изменил туристические маршруты
Поделитесь публикацией!

Вот оно какое, наше лето. Коронавирус кардинально изменил туристические маршруты

Вот оно какое, наше лето. Коронавирус кардинально изменил туристические маршруты
По итогам прошлого года турпоток в Петербурге снизился в 5 раз. «Новый проспект» узнал, как выживают во время коронакризиса турфирмы. Тем, что ориентированы на внутренний туризм, приходится сегодня значительно легче, чем специалистам по обслуживанию иностранцев.
Председатель комитета по туризму Смольного Сергей Корнеев сообщил, что по итогам 2020 года Петербург принял не более 2 млн туристов против 10,4 млн в 2019 году (тогда туристы потратили в городе 376,8 млрд рублей). Снижение произошло в первую очередь из-за отсутствия иностранцев, доля которых составляла половину от общего турпотока. Международный въездной туризм в Петербурге закончился с закрытием границ в начале марта прошлого года. Статистику о тратах туристов в Петербурге в 2020 году в Сольном пока не подвели.

Новый год не задался

За новогодние праздники 2021 года туроператоры Петербурга приняли лишь 10–15% от прошлогоднего количества туристов. До 90% клиентов аннулировали туры после введенных властями города ограничений в общепите, сообщал ранее Российский союз туриндустрии на Северо-Западе (РСТ). По данным его пресс-службы поездки не отменили только туристы, которые не хотели платить штрафы за возврат авиабилетов.

По данным гендиректора Rossi Boutique Hotel & SPA Сергея Бульзова, загрузка несетевых гостиниц города в прошедшие новогодние праздники сократилась на 40–50%. «В некоторые дни во время каникул она составляла 20% против 70% в начале января 2020 года», — сообщил он.
В связи с этим цены на размещение были невысоки: на праздниках можно было снять номер в отеле категории «4 звезды» в центре города всего за 1,5 тыс. рублей в сутки. «Цены могут незначительно вырасти летом, если в Петербург все-таки пустят туристов», — прогнозирует Сергей Бульзов.

Тяжело без иностранцев

На данный момент в Едином реестре туроператоров числятся 809 туроператоров из Петербурга. Из них 694 компании относятся к сфере международного въездного туризма, 729 —  внутреннего, 48 — международного выездного.

В самой сложной ситуации оказались турфирмы, которые занимаются выездным туризмом. «Ряд компаний, которые работали в этой сфере, перенесли свои обязательства перед клиентами на год, временно закрыли офисы и работают удаленно», — комментирует глава юридического агентства «Персона Грата» (специализируется на правовой поддержке сферы гостеприимства) Георгий Мохов.

Заморозили бизнес и компании, которые занимались въездным туризмом. «Круизный мир встал, а мы как раз работаем в этой сфере. Сейчас мы временно приостановили работу, но сохранили коллектив. Перспективы работы в этом году очень туманные, поскольку непонятно, когда откроются границы и порты», — говорит гендиректор фирмы «Арктур Тревел» Елена Мальчонок.

Другие компании, которые работают с иностранными туристами, находятся в похожей ситуации. «Недавно приезжала группа туристов из Каира. И это всё, больше запросов от иностранцев нет», — отмечает гендиректор туроператора «Премьера» Марина Самородская. Дополнительное препятствие для приезда туристов кроме временно закрытых границ создает решение федеральных властей о переносе ввода электронной визы для жителей ряда стран на неопределенное время. Первоначально новый порядок въезда в Россию должен был заработать с 1 января 2021 года. «Если летом будут созданы условия для приезда туристов, электронная виза могла бы увеличить турпоток», — считает Марина Самородская.

 Давать прогнозы на летний сезон никто из игроков рынка пока не решается. Но даже если в ближайшее время станет понятно, что работать летом 2021 года разрешат, оперативно организовать работу будет довольно сложно. «Формирование предложений по продаже пакетных туров для россиян в другие страны, а также для иностранцев в Россию начинается за полгода-год до самой поездки, поскольку компаниям нужно законтрактовать гостиницы, подсчитать количество рейсов и так далее», — поясняет Георгий Мохов.

Тем не менее представители отраслевых объединений полны оптимизма. «Никто из значимых игроков рынка не закрывается. Более того, все туроператоры заявляют о готовности исполнить имеющиеся перед клиентами обязательства, как только это станет возможно», — заявили в пресс-службе РСТ на Северо-Западе.

В погоне за северным сиянием

Неудивительно, что в сложившейся ситуации многие туристические компании, которые до этого активно занимались международным туризмом, сейчас переориентируются на внутренний рынок. «Здесь большой потенциал», — отмечают в РСТ на Северо-Западе. 

Развитие внутреннего туризма фактически открывает россиянам глаза на то, какие интересные и неизведанные места есть в России. Так, в конце прошлого года стали популярными туры в Мурманск: люди ехали туда, чтобы увидеть северное сияние. Стали популярны туры в Удмуртию, на Байкал и Алтай, путешествия по Камчатке и Крыму.

 «Нам удалось «раскачать» российский юг», — комментирует один из участников рынка. В целом местная инфраструктура справилась с приемом гостей. «У некоторых инвесторов (в том числе из Петербурга) есть планы строить в Крыму мини-отели», - рассказывает Наталья Солнцева. По словам Сергея Бульзова, несколько предпринимателей из Петербурга планируют инвестировать в создание мини-отелей на юге страны. Объем вложений в один такой объект составит около 70 млн рублей.

Однако при выходе в новый сегмент внутреннего туризма компании, которые ранее занимались выездным туризмом, сталкиваются с рядом сложностей. По словам Георгия Мохова, выездной и внутренний туризм — это два разных вида бизнеса.

«Фактически это как предложить переводчику английского языка заняться, например, переводами с французского», — объясняет глава компании «Невские сезоны» Кирилл Соколов. По его словам, для продажи продукта, ориентированного на внутреннего потребителя, нужно заниматься продвижением на рынке, инвестициями в маркетинг. «А свободных денег сейчас в общем-то ни у кого нет», — говорит Кирилл Соколов. Это же относится и к компаниям, которые занимались приемом иностранцев. «Кроме того, для работы в регионах нужно найти там партнеров, а на это требуется время», — добавляет руководитель компании «Бюро проектов «Тема» Наталья Солнцева.

Лучше всего сейчас себя чувствуют турфирмы, которые занимались и международным, и внутренним туризмом. «Часть сотрудников, ориентированных на внутренний туризм, сейчас работают довольно активно. Многих специалистов с зарубежного направления мы также переключили на внутренний туризм», — рассказывает глава компании «Тари тур» Галина Богина.

Но даже те турфирмы, которые смогли переключиться на внутренний туризм, а также те, у кого это направление до пандемии сочеталось с приемом иностранцев, сейчас работают без прибыли. «Эта деятельность нужна для того, чтобы занять работой сотрудников и удержаться на плаву», — поясняют участники рынка.

Сам себе турфирма

Несмотря на то что популярность внутреннего туризма явно растет, эксперты не ожидают значительного усиления конкуренции в этой сфере. Пока, по мнению Кирилла Соколова, здесь наиболее сильные позиции у действующих игроков. «А новым нужно время, чтобы закрепиться», — говорит он.
Стоит также учесть, что россияне предпочитают путешествовать по родной стране самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм. Это ограничивает спрос на продажу туров внутри страны. «В век интернета люди во всем мире предпочитают путешествовать в своих странах, заказывая отели, перевозки и услуги самостоятельно», — добавляет Елена Мальчонок.

С ней согласен руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости» Артем Кромочкин. Он также считает, что 2021 год станет годом внутреннего самостоятельного туризма. «Об этом можно судить по уже имеющимся у нас данным: за последний год краткосрочная аренда на «Авито Недвижимости» выросла на 50%, и мы можем предполагать, что этот тренд сохранится», — говорит Артем Кромочкин. По его мнению, в 2021 году станет еще более актуальным такое явление, как staycation (от англ. stay — оставаться, vacation — отпуск) — практика коротких путешествий на небольшие расстояния с целью сменить обстановку. Развивается и такое направление, как workation (от слов work – работа и vacation — отпуск) — путешествия, совмещенные с работой. «Ведь теперь люди зачастую не привязаны к офису, что делает краткосрочную аренду жилья и поездки по стране еще более актуальными», — поясняет Артем Кромочкин.

Справка «Нового проспекта»:

По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), всего с января по сентябрь 2020 года иностранцы совершили 326,8 тыс. визитов в Россию с туристическими целями. В аналогичный период 2019 года это количество достигало 4,3 млн человек. Таким образом, въездной туризм в Россию сократился на 92,4%. Россия потеряла 4,77 млн иностранных туристов.

На выездном туристическом рынке вся активность туроператоров во время пандемии сосредоточилась на пяти открытых в августе-сентябре туристических направлениях: Турция, ОАЭ, Куба, Мальдивы и Танзания (Занзибар). Суммарно эти страны посетили 2,153 млн туристов из России. Из них в Турции побывали 1,6 млн россиян (на 77% меньше, чем годом ранее). Только на прошлой неделе стало известно, что с 27 января возобновится авиасообщение России с Финляндией, Катаром, Индией и Вьетнамом. Но туристические поездки в эти страны пока недоступны.

Общий поток внутренних туристов в России по итогам 2020 года сократился на 35–40%: с 68 млн поездок в 2019 году примерно до 40 млн в 2020 году, подсчитали в АТОР. При этом доля организованного внутреннего туризма (через турфирмы) в 2020 году выросла примерно на 1% и составила 21%.

По данным АТОР, количество туроператоров в России с марта 2020 года сократилось на 278 компаний, или на 6%. Среди них 107 компаний работали в сфере выездного туризма (сокращение на 20%).

Снижение доходности туроператоров по итогам 2020 года в среднем по всем видам туризма составило более 60% по сравнению с 2019 годом. Общие потери туристической индустрии РФ за 2020 год, по оценке Ростуризма, превысили 1,3 трлн рублей.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

К списку новостей