Вот это кадры! Сотрудникам торговли нужны любовь, общение и деньги

Уходящий год оказался совсем не таким, как надеялись работодатели торговой сферы. Сотрудники, массово покинувшие рынок на фоне пандемии, обратно не вернулись. Дефицит персонала в ретейле Петербурга превышает 5,5 тыс. человек, хотя средняя заработная плата здесь выросла до 62,3 тыс. рублей в месяц. «Новый проспект» пытался понять, где брать кадры для торговли и стоит ли печалиться из-за сложившейся ситуации.

Спрос улетел, предложение осталось

Ситуацию на рынке обсудили участники конференции «Торговля: кадровый разрыв» в рамках форума «Труд и занятость».

«Оценить дефицит персонала очень сложно: во-первых, формально заявлять вакансии сегодня не всегда выгодно, во-вторых, рынок труда стал принципиально другим и к прежнему положению не вернется», — заявил Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга. Он подчеркнул, что эпоха экстенсивных решений на рынке труда, когда «привез тысячу человек, и наступило счастье», закончилась навсегда.

Юлия Сахарова, директор портала HeadHunter по Северо-Западу, подтверждает это. По ее словам, разрыв между вакансиями в розничной торговле и количеством соискателей минимален. «На одну вакансию продавца/кассира в Петербурге приходится всего 1,6 резюме, а на одну вакансию администратора — 2,1 резюме. При этом каждый директор магазина знает, что норма — 4,5 резюме на вакансию. А сейчас индекс колеблется в районе единицы, это значит, что кассиров на рынке нет», — констатирует Юлия Сахарова.

Работа без работодателя

Вместе с тем количество предприятий и компаний в сфере торговли растет в геометрической прогрессии. Но структура рынка меняется на глубинном уровне: сегодня всё бо́льшую долю рынка трудоустройства занимает так называемая работа без работодателя.

«Хотя понятие трудовых отношений и наш Трудовой кодекс в целом основаны на отношениях найма, количество занятых вне стандартного найма в Петербурге сегодня больше, чем нанятых по стандарту», — говорит Дмитрий Чернейко.

Привычный рынок труда ломают самозанятые, индивидуальные предприниматели без нанятого персонала, а также малые предприятия — именно они статистически дают больше половины занятых.

«Статус самозанятых уже оформили более 130 тыс. горожан, а в скором времени их число может достичь 500 тыс. человек. И с пандемией этот рост никак не связан», — отметил Дмитрий Чернейко.

Он оценил эту тенденцию позитивно, «поскольку люди должны жить в легальном пространстве», но отметил, что количество рабочих мест, которые предоставляют самозанятые и ИП, сосчитать очень трудно. «Ведь там совершенно другие трудовые отношения. Кроме того, многие самозанятые одновременно являются и трудоустроенными, что тоже сильно влияет на статистику и понимание происходящего на рынке», — пояснил он.

Кадровый резерв

«Минувшей осенью работодатели думали, что сейчас всё вернется на круги своя и персонала будет много. Но всё пошло совсем не так! При крайней активности работодателей соискатели показывали свою незаинтересованность: бросали трубки, не отвечали на звонки, пропадали из контактов», — отмечает Юлия Сахарова. Другими словами, рынок работодателя быстро стал рынком соискателя.

Проблема усугубляется демографическим провалом, который возник в 90-х годах прошлого века: людей трудоспособного возраста на рынке и так мало. Решить проблему можно реорганизацией системы профессионального образования и повышением производительности труда. Кроме того, в торговлю можно привлекать группы населения, которые раньше не особенно принимали в расчёт, например школьников старшего возраста, студентов и людей с инвалидностью.

«Подростки в возрасте с 14 до 18 лет могут быть, конечно, лишь временно занятыми, на лето например, но их можно рассматривать как кадровый резерв. Студентов можно привлекать уже более широко — на несколько дней или часов в неделю. И уж точно можно привлекать людей трудоспособного возраста с инвалидностью, понимая особенности работы с ними. Опыт в этом плане в городе большой: сегодня трудоустроены 35,1% людей трудоспособного возраста, имеющих инвалидность. Но цель Смольного — 50% трудоустройства», — говорит Дмитрий Чернейко.

Кто заказывает музыку?

Ретейлеры-работодатели тоже рассматривают данные категории в качестве кадрового резерва, иногда даже расширяя их. «Мы разработали программу сопровождаемого трудоустройства, которая предусматривает помощь людям с низкими стартовыми возможностями», — рассказывает Екатерина Фокина, руководитель проектов по подбору персонала компании «Леруа Мерлен».

По ее словам, в целевую аудиторию, которую определила для себя компания в рамках этой программы, входят, кроме людей с инвалидностью, бездомные, выпускники детских домов и малоимущие семьи.

«Начиналось всё как петербургский проект. Просто хотелось помочь людям найти работу», — говорит Екатерина Фокина. Именно с этой целью «Леруа Мерлен» обратился в приют «Ночлежка», организующий помощь бездомным, и выяснил, что, по статистике приюта, более 22 тыс. человек запрашивают трудоустройство ежегодно. Есть примеры, когда такие сотрудники работают в компании более года и уже перестали быть бездомными.

Новые целевые аудитории рассматривает и сеть «Улыбка радуги». «Студенты, мамы в декрете, совместители, у которых есть основное место работы, но они хотят подработать, — все они могут найти работу в наших магазинах», — утверждает Ирина Гусакова, директор по персоналу сети. По ее словам, компания выстроила очень гибкие отношения с персоналом, создав так называемый мобильный аукцион: торговый персонал работает без закрепления за конкретной точкой, а его рабочее место определяется ежедневно потребностями магазинов сети и желанием самого сотрудника. «Человек, таким образом, может выбрать удобный для него график и удобное рабочее место: возле дома, возле места учебы или детского садика ребенка. Такая система требует от директоров более совершенных менеджерских компетенций. Но форма организации труда меняется. Приходится предлагать сотрудникам работу на их условиях», — говорит Ирина Гусакова.

По ее данным, после внедрения мобильного аукциона в сети снизились затраты на фонд оплаты труда, выросла производительность, сократились текучесть кадров и затраты на привлечение сотрудников.

Анастасия повзрослела

Границы поиска персонала расширяются и в отношении возраста кандидатов. «В 2019 году у нас была установка рассматривать в качестве соискателей лишь незамужних девушек 90-60-90 до 23 лет ростом не ниже 170 см», — улыбается Анна Кутузова, директор по персоналу сети «585*ЗОЛОТОЙ».

Такие кандидаты шли под кодовым именем Анастасия. Но сегодняшняя Анастасия должна быть замужем, с детьми и может быть старше 33 лет и гораздо более фигуристой. «Дело в том, что продавца определить можно не по фигуре, а по продажам. И когда мы померили продажи наших продавцов, а также их срок работы, то выяснилось, что наиболее эффективными сотрудниками являются женщины после 30 лет и с детьми — они работают дольше и лучше», — говорит Анна Кутузова.

Это подтверждает Елена Переверза, управляющий розничными магазинами сети Anna Verdi: средний возраст сотрудника в этих магазинах составляет 44 года. По ее словам, в компании большое количество продавцов, пришедших в 20-25 лет и работающих на одном месте по 15-20 лет. «Кроме того, у нас очень большая аудитория состоятельных клиентов, которым более 40 лет. Кто-то из них хочет общаться с более молодым продавцом, но многие обращаются к продавцу своего возраста», — объясняет Елена Переверза.

Обратная связь от руководства

Средний «срок жизни» сотрудника на одном месте работы сегодня короток. Перед ретейлерами стоит задача по удержанию персонала, поэтому работу «на их условиях» предлагает не только «Улыбка радуги».

«Негативная мотивация сегодня не работает!» — утверждает Мария Евневич, член совета директоров сети «Максидом». Она считает, что нужно и зарплату сотрудникам повышать периодически, и график работы с ними проговаривать, и вообще относиться к ним «с любовью и лаской».

«Многие продолжают ходить на работу не ради работы, а ради коллектива. И это на самом деле очень важно — это та нематериальная мотивация, которая дорогого стоит», — говорит Мария Евневич.

Как рассказывает Анна Кутузова, когда в сети «585*ЗОЛОТОЙ» сравнили текучесть персонала во всех федеральных округах, оказалось, что она везде примерно одинаковая, кроме юга: там она оказалась в 1,5 раза ниже. «Мы заинтересовались этим феноменом, копнули глубже и выяснили, что главной причиной привлекательности работы для сотрудников явились не деньги в первую очередь, а обратная связь от руководства. На юге территориальный директор разговаривает со своими сотрудниками, а те — со своими подчиненными. И эта цепочка реально работает!» — объясняет Анна Кутузова.

«Персонал становится очень хрупким, и без общения с руководством начинает чахнуть», — подтверждает Елена Переверза.

«Мы во всём мире подошли к этапу, когда на проблему трудовых ресурсов придется посмотреть по-другому, потому что наступает эпоха тотального дефицита человеческого капитала. Рынок труда стал сложнее и требует нестандартных решений», — подытоживает Юлия Сахарова.

Организатор конференции — портал MarketMedia


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня