Водку «Флагман» перестали разливать

Известный водочный завод «Веда» в Кингисеппском районе прекратил производство.

Производство водки «Флагман» и других напитков на кингисеппском предприятии «Веда» остановлено несколько месяцев назад, говорят участники рынка. Знакомые с ситуацией источники считают, что предпринимателя подкосили акцизы. «Завод платил акцизов на 400 млн в год, получал убыток 80 млн рублей в год. Владелец предприятия Вадим Мамчур обращался к властям с просьбой ввести налоговые льготы, но получил отказ», — говорит собеседник.

Сам Мамчур причины закрытия не назвал. «Пишите, что хотите», — сказал он корреспонденту «НП».

Остался без льгот

Возможно, причина, по которой региональные власти не поддержали крупное предприятие, — в том, что губернатор Ленобласти Александр Дрозденко помнит фиаско, которое они потерпели в 2013 году. Тогда областные чиновники предложили возвращать производителям 35% акцизов, уплачиваемых в местный бюджет. В то время как раз шли переговоры о покупке «Веды» группой инвесторов, среди которых был «водочный король» Александр Сабадаш. Потенциальных покупателей, конечно, интересовали льготы. Но депутаты областного ЗакСа отказали в ослаблении акцизного бремени, испугавшись общественных протестов и ссылаясь на заботу о здоровье избирателей. Сделка с Сабадашем не сложилась.

У кингисеппского предприятия вообще сложная судьба. До 2005 года оно входило в холдинг «Веда» депутата Госдумы Кирилла Рагозина. После его гибели завод с проектной мощностью 12 млн дал, который на тот момент был одним из крупнейших российских производителей водки, достался партнеру Рагозина Александру Матту. Однако в 2008 году начал банкротиться и перешел под контроль Сбербанка. В 2011 году его выкупил бывший вице-президент ТПГ «Кристалл» Дмитрий Раутбарт, но доля предприятия размером 75% осталась в залоге у Сбербанка, и завод обанкротился  вторично.

Несколько раз «Веду» выставляли на продажу, к предприятию присматривались многие инвесторы, но никто не решался. В итоге в 2016 году структуры «Сбербанка» продали проблемный актив Вадиму Мамчуру. По мнению участников рынка, сумма сделки была невелика — 200-300 млн рублей.

Охота было развивать

Вадим Мамчур не раскрывал свои планы по развитию «Веды», однако на рынке поговаривали, что он планирует инвестировать в развитие завода не менее 500 млн рублей и производить около 3 млн дал водки, ликеров и наливок в год. Для предпринимателя это был первый опыт реального производства, ранее среди его активов были логистическая компания, несколько стрелковых клубов и охотничьи угодья.  

Интересно, что данные СПАРК не подтверждают информацию участников рынка об убыточности «Веды» и непосильном акцизном бремени: выручка предприятия составила по итогам 2017 года 288 млн рублей, прибыль — 125 тыс. рублей, объем уплаченных налогов — 740 млн рублей, из них акцизы — 645 млн рублей.

Уточнить, какие именно цифры соответствуют реальности, у Вадима Мамчура не удалось. Судя по данным СПАРК, предприниматель также открыл торговый дом в Москве — его выручка в 2017 году составила 47,5 млн рублей, а прибыль — 100 тыс. рублей.

Ни продать, ни выпить

Опрошенные участники рынка говорят, что если Вадим Мамчур решит избавиться от актива, найти покупателя на такой бизнес будет очень сложно. Сейчас в России работает около 100 ликеро-водочных заводов. Спрос на крепкий алкологоль падает: с 2007 по 2017 годы численность населения в группе потребителей водки (от 18 до 55 лет) сократилась на 10 млн человек.

Руководитель НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский отмечает, что главные проблемы отрасли, помимо демографии, это «извращенная розничная система сбыта, рост акцизов и розничных цен, а также политика государства, направленная на снижение числа легальных операторов алкогольного рынка».

«Легальный рынок водки и ликеро-водочных изделий — это около 95 млн дал в год, нелегальный — около 25 млн дал», — поясняет гендиректор исследовательской компании ЦИФФРА Вадим Дробиз. Нелегальная продукция в 2-4 раза дешевле легальной и употребляют ее около 20 млн человек, посчитали эксперты. «В 2007 году государство собрало акцизов на 111 млрд рублей, в 2017-м — на 363 млрд рублей, в том числе с крепкого российского алкоголя бюджет России получил 193 млрд рублей. В итоге водка подорожала в 3,4 раза, а пиво — в 3,1 раза. У рынка легальной водки никаких перспектив роста нет», — резюмирует Вадим Дробиз.

Инфографика: Константин Мшагский


Актуально сегодня