«ВкусВилл» снижает темп. Торговая сеть изменила планы развития в Петербурге

Сеть супермаркетов «ВкусВилл» скорректировала планы по развитию в Петербурге. Компания отказалась от планов по увеличению числа магазинов в городе до 500 к 2023 году. Теперь ретейлер сосредоточится на развитии сети дарксторов и доставке товаров по онлайн-заказам.

О том, что «ВкусВилл» отказался от озвученных в конце 2019 года планов по открытию в Петербурге 500 магазинов в течение ближайших 3 лет, «Новому проспекту» рассказали в пресс-службе компании.

На момент анонсирования планов по расширению сети ретейлер управлял в Петербурге 61 супермаркетом. Инвестиции в открытие одного магазина составляли около 6,5 млн рублей. Сейчас сеть «ВкусВилл» насчитывает 115 магазинов в Петербурге (из них шесть закрыты на ремонт) и семь точек в Ленобласти. 

«Компания не отказывается от планов по открытию новых точек и будет открывать магазины в Петербурге, Ленобласти и других городах Северо-Запада», — сообщили в пресс-службе.

При этом «ВкусВилл» решил отказаться от развития мини-маркетов площадью около 100 м2 и неполным ассортиментом товаров в 1,5 тыс. SKU (полный — 2,5 тыс. SKU). Сеть планирует увеличить площадь вновь открываемых магазинов до 200 м2. «Такой формат позволяет разместить дополнительные сервисы, например кафе», — пояснили в пресс-службе ретейлера. 

Небольшие магазины сеть закрывать не планирует: их будут либо ремонтировать, присоединяя соседние помещения, либо «перевозить» в помещения большей площади в той же локации. «Сейчас на рынке освобождается много хороших площадей, которые дают нам возможность расширяться», — говорят во «ВкусВилле». 

Параллельно ретейлер делает ставку на развитие онлайн-продаж и ищет площадки для создания новых дарксторов (сейчас у компании действует три таких объекта в Петербурге). «Эти планы связаны с востребованностью доставки. Мы бежим за спросом и видим, что количество заказов растет: по итогам прошлого года их количество составило около 10,5 млн. Развитие формата даркстора позволит нам еще больше увеличить их число», — заключили во «ВкусВилле».

Закономерное развитие событий

Участники рынка считают корректировку планов «ВкусВилла» по развитию в Петербурге вполне логичной. «Когда 2 года назад компания заявила об открытии 500 новых точек, многие аналитики, в том числе и я, очень скептически отнеслись к этому заявлению», — говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. 

Он напомнил, что у лидера рынка Х5 Retail Group в Петербурге 400 магазинов. И к такому результату компания пришла за 20 лет работы, а не за 3 года, как планировал «ВкусВилл». «Кроме того, Х5 начинала работать, когда рынок был не таким конкурентным, как сейчас», — говорит Иван Федяков.

По мнению совладельца сети магазинов «РеалЪ» Александра Мышинского, планы «ВкусВилла» по открытию в Петербурге 500 точек, возможно, были связаны с решением резко расширить сеть (и неважно, все ли точки в итоге станут прибыльными) для дальнейшей продажи.

«Мне кажется, в Петербурге уже достаточно «ВкусВиллов», особенно с учетом того, что этот сегмент уже насыщен за счет других игроков — фермерских магазинов у дома», — говорит Александр Мышинский. 

С ним согласен независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин. По его словам, «ВкусВилл» был и остается «заточен» в первую очередь под москвичей, в столице он востребован больше всего. «Развитие сети в регионах всегда воспринималось скорее как имиджевый проект. В Петербурге у компании уже сложилась своя аудитория, потребности которой, скорее всего, закрывают действующие магазины», — отмечает он. 

Увеличение магазинов и онлайн

Что касается обновленных планов по развитию, то они соответствуют новым реалиям, считают эксперты. «Увеличение формата сейчас вполне оправдано, поскольку позволяет открывать на территории магазина кафе, продавать больше продуктов с высокой добавленной стоимостью и увеличивать трафик», — уверен Михаил Лачугин. 

По мнению одного из участников рынка, «ВкусВиллу» стоит открывать новые магазины в локациях, которые уже генерируют трафик, например рядом с действующими «Пятерочками» и другими супермаркетами. «В таком случае магазины не конкурируют между собой, потому что ниши у них разные, а трафик увеличивается у соседствующих супермаркетов», — поясняет собеседник «Нового проспекта». 

Что касается дарксторов и развития доставки, то как раз у «ВкусВилла» это получается, пожалуй, лучше, чем у других участников рынка, отмечают аналитики. «Например, «ВкусВилл» — один из первых ретейлеров, кто стал делать разным ассортимент в офлайн- и онлайн-форматах. Далеко не все сети пришли к пониманию, что продавать одни и те же товары в обычных магазинах и в интернете не слишком целесообразно. А «ВкусВилл» успешно реализует эту практику — понимает, что один и тот же человек покупает в офлайн-магазине и на сайте компании разные продукты», — поясняет Иван Федяков. 

Справка «Нового проспекта»:

Компания «ВкусВилл» работает в ценовом сегменте выше среднего в формате фреш-маркета и насчитывает по России более 1,2 тыс. магазинов. По данным компании, ее выручка в 2019 году составила $1,3 млрд, EBITDA — около 7 млрд рублей. 

По данным ресурса «Картотека.ру», «ВкусВилл» основан Андреем Кривенко (1,8%).  Помимо него совладельцем сети является компания «Моэстино Инвестментс Лимитед» (12,6%) и Евгений Лисицын (86,08% долей через ООО «Проект Избенка» и АО «Эволюционная цель»). Владельцы ретейлера в 2019 году заявляли, что рассматривают IPO как один из возможных сценариев развития компании. 

По данным Петростата, в Петербурге оборот розничной торговли в 2020 году составил 1,5 трлн рублей, что на 2% меньше, чем 2019 году. На долю пищевых продуктов, напитков и табачных изделий пришлось 35% этого объема, а непродовольственных товаров — 65%. 

По данным УФАС по Петербургу за январь-апрель 2020 года, в сегменте продовольственного ретейла доля компании Х5 превышала 31,7%, «Ленты» — 17,5%, «О'Кея» — 10%, «Дикси» — 7,4%. Общая доля крупных сетей в обороте сегмента города составила 87,7%. Сеть «ВкусВилл» в отчет ФАС по итогам 2020 года не попала.

Актуально сегодня