Вкладчики «Энергокапитала» отыгрались на бирже
Вместо миллиардера Александра Кашина с погоревшими вкладчиками ИК «Энергокапитал», потерявшими почти 1,8 млрд рублей, может расплатиться Московская биржа.
Инвестиционная компания «Энергокапитал», некогда крупнейший брокер Петербурга, лопнула в конце 2015 года, после того как ЦБ отозвал у нее лицензию. Компания до 2012 года тесно сотрудничала с «ЭГО-Холдингом» Александра Кашина и входившим в него банком «Александровский». Пострадавшие от банкротства инвесторы безуспешно пытаются доказать в суде, что миллиардер контролировал действия брокера до самого дефолта и даже после него.
Безотводное производство
Банкротство «Энергокапитала» было запущено в конце 2015 года, общая сумма долгов составляет 2,4 млрд рублей. Однако 13 Арбитражный апелляционный суд медлит с решением о привлечении миллиардера Александра Кашина к субсидиарной ответственности по этим обязательствам — 25 сентября суд отказал погоревшим на банкротстве брокера инвесторам в отводе судей. Гражданам, потерявшим на банкротстве «Энергокапитала» в общей сложности чуть менее миллиарда рублей (их ценные бумаги, доверенные брокеру, были выведены на кипрский офшор), не удалось доказать, что Кашин являлся лицом, реально контролировавшим инвесткомпанию до самого ее дефолта. Зато инвесторы выиграли иск к Банку НКЦ, оператору Московской биржи, через которую «Энергокапитал» проводил все свои предбанкротные сделки, и взыскали с него полную стоимость потерянных ценных бумаг — 877 млн рублей.
Позиция заявителей изначально строилась на том, что в рамках уголовного дела о выводе активов из «Энергокапитала» следователи из показаний свидетелей установили, будто бы все сомнительные сделки происходили под прямым контролем миллиардера. Однако Александр Кашин в арбитражном суде возразил: уголовное дело еще идет, приговора нет, и выводы следователей для суда не являются преюдициальными. И суд даже не стал запрашивать у правоохранителей материалы дела.
Та же судьба постигла ходатайства инвесторов об истребовании выписок по счетам компаний «Электронкомплект» и «Сфера инвестиций», которые получили от «Энергокапитала» перед его банкротством около 1,5 млрд рублей по двум займам. Истцы надеялись из этих выписок узнать, кому именно ушли деньги, и не Кашин ли этот кто-то. Но бывший гендиректор банкрота Виталий Горлатов заверил суд, что не перечислял ничего «структурам Кашина». И суд ему поверил.
В итоге в сентябре 2017 года суд первой инстанции в ходатайстве отказал. А апелляционный суд рассматривал дело целый год, терпение инвесторов лопнуло, и 17 сентября 2018 года они заявили судьям отвод. Как уже сказано — неудачно.
Бомба для биржи
Параллельно с поиском виноватых в банкротстве (точнее, виноватого) кредиторы и конкурсный управляющий «Энергокапитала» Наталья Бирюкова занялись оспариванием подозрительных сделок должника. В октябре 2017 года Бирюкова подала ходатайство о признании недействительными 13 биржевых сделок по списанию со счета брокера ценных бумаг: 9,492 млн акций «Сургутнефтегаза», 5889 акций «Норникеля», 2,318 млн акций «Газпрома», 637 млн акций ВТБ, 15,4 млн акций «Интер РАО», 116 тыс. акций Сбербанка, 894 тыс. акций «Алроса» и 31,14 тыс. акций «Новатэка». Общая биржевая стоимость всего портфеля на дату иска составляла 892 млн рублей.
Наталья Бирюкова потребовала вернуть акции в конкурсную массу, а при невозможности этого взыскать их стоимость на день решения — 873 млн рублей. Банк «Национальный клиринговый центр» (НКЦ), оператор Московской биржи, на которой проходили все эти сделки, возражал, что он имел право распоряжаться акциями, которые оборачиваются на бирже по клиринговому счету депонента (в данном случае «Энергокапитала»), не спрашивая его разрешения. Указанные 13 списаний были осуществлены в связи с тем, что «Энергокапитал» не обеспечил деньгами свои обязательства на сумму 844 млн рублей.
При этом банк подтвердил, что сам выбирал, какие акции со счета брокера ему списать в погашение обязательств, а также то, что все бумаги в итоге получил офшор Onper Ltd. Как считают пострадавшие участники конфликта, этот офшор контролирует Александр Кашин. Судья в марте 2018 года пришел к выводу, что на момент этих сделок «Энергокапитал» уже отвечал признакам банкротства, НКЦ знал об этом, но провел сделки. Поэтому его действия были признаны недобросовестными. И суд взыскал деньги, но не с офшора, а с самой биржи.
Банк НКЦ обжаловал это определение, сейчас оно уже в кассации, заседание по нему назначено на 3 октября. Александр Кашин не захотел комментировать дело до его разрешения, но заметил, что оно вполне устраивает его лично (что не удивительно, ведь, если банк НКЦ хоть частично удовлетворит кредиторов "Энергокапитала", это может умерить их стремление взыскать деньги с него лично). Банк НКЦ не ответил на запрос «НП».
Мы будем следить за развитием событий.