Винные метаморфозы. Как геополитика меняет ассортимент магазинов и спрос на алкоголь
Новый проспект
Статьи

Винные метаморфозы. Как геополитика меняет ассортимент магазинов и спрос на алкоголь

Прочитано: 394

Вино из Азии, Уругвая и Греции вместо вина из Австралии и США: какие альтернативы на алкогольном рынке находят ретейлеры, чтобы поддержать потребительский спрос, и как смена поставщиков отразится на кошельке покупателей, разбирался «Новый проспект».

Пиво без водки — деньги на ветер

В прошлом году доля алкогольных напитков в потребительской корзине россиян составляла 7%. Сейчас она оценивается в 6,6%, но потребление изменилась структурно. Эти данные привели эксперты рынка на форуме Wine Retail Week в рамках Недели российского ретейла.

«Изменения в геополитике приводят к изменениям в категориях», — поясняет Наталья Шестак, руководитель категории «Вино» федеральной торговой сети (ФТС) «Перекрёсток».

Сегодня россияне стремятся экономить, а корзина потребителя ограничена, и при снижении доходов покупатель начинает отказываться от каких-то категорий в пользу других. Самую большую долю в потребительской корзине традиционно занимает мясо, а на втором месте находятся напитки (далее — молочные продукты и фармтовары).

Согласно отчету Международной организации виноградарства и виноделия за 2021 год, Россия занимала 7-е место по потреблению вина в мире: россияне выпивали 10,5 млн гектолитров вина в год. А по производству наша страна была на 12-м месте с результатом 4,5 млн гл в год.

Тем не менее эксперты отмечают, что если в прошлом году единственной категорией, которая снижалась, была категория алкогольных коктейлей, то в этом году начали снижаться и продажи водки, а также тихих и игристых вин. То есть растет потребление лишь пива и крепкого алкоголя.

«Продажи вина и пива в прошлом году росли. В этом году ситуация другая — люди выбирают крепкое спиртное», — говорят эксперты. Данный тренд они связывают с тем, что крепкий алкоголь попал в ажиотажную категорию: понимая, что цены на него будут расти, а каких-то напитков может вообще не быть, люди скупали его про запас.

Вино также закупали впрок, но преимущественно импортное: российское вино, составлявшее в I квартале прошлого года около 45% от общих закупок вина, в I квартале этого года составляет лишь 40,6%. При этом потребители часто покупают более дешевое вино, считая, что в России хорошие вина не производят. И в этом, по мнению экспертов, видна общая недоработка игроков винодельческого рынка, которые мало информируют покупателей о своем продукте.

Кроме того, если в прошлом году росла категория плодовых/фруктовых вин, то сейчас небольшой рост показывает только розовое вино. Что касается каналов продаж, то эксперты отмечают, что самую высокую долю по продажам крепкого алкоголя, а также тихих и игристых вин имеют гипермаркеты и специализированные магазины. Однако в продажах тихих и игристых вин растет и канал e-commerce.


Что на винной полке?

Сегодня все игроки винодельческого рынка столкнулись с похожими проблемами. Это логистические трудности при поставке продукции из-за границы и перестройка цепочек поставок, а также ограничения импорта в Россию части комплектующих, необходимых для производства винодельческой продукции. Есть проблемы из-за ограничений на ввоз вин из некоторых стран, например США и Австралии, а также из-за перераспределения спроса внутри категории и повышения цен на вино дистрибьюторами и производителями.

«Каждый кризис проходит стадии паники, адаптации и новой реальности. Мы сейчас находимся на стадии адаптации к происходящему и понимаем, какие меры нужно принять, чтобы не допустить падения рынка», — говорит Елена Рудова, коммерческий директор ФТС «Карусель».

Она объясняет, что ретейл сегодня находится в поиске альтернативных винных регионов и стран: «Карусель», к примеру, активно расширяет представление на полке вин из Уругвая, Армении, Азербайджана, Сербии и Греции.

«Сейчас в магазинах появится продукция множества новых стран, которых мы до этого не воспринимали как винные, например стран Азии, Казахстана, Армении, Азербайджана. Там есть прекрасные вина, которые наш покупатель еще не знает, и у них адекватная стоимость. Так что сейчас к нам пойдет много чего интересного, в том числе интересного и по цене», — продолжает Руслан Соловьёв, коммерческий директор сети «Градусы».

«Все предыдущие кризисы говорят о том, что винный покупатель никуда не денется, ведь вино является для него привычной рутиной, создавая ощущение спокойствия и баланса. Но нам нужно искать новые рынки, открывать новое разнообразие на полке», — подтверждает Наталья Шестак.


За каждым минусом — свой плюс

Производители также ищут альтернативные комплектующие и поддерживают ассортимент всех линеек вина. «Впрочем, проблема с комплектующими сегодня есть не только в России, но и за рубежом, поскольку основным их поставщиком является Китай», — рассказывает Александр Тригуба, директор по развитию AST.

«Кроме того, мы столкнулись с проблемой транспортной логистики, а именно — автомобильной доставкой. Срок средней доставки на автомобиле у нас вырос на 48 дней и превышает сегодня 2 месяца. Увеличились сроки обмена документами, акцизными марками: сейчас доставить их из-за границы, чтобы произвести оклейку товара, — это тоже целый квест», — продолжает он. При этом все партнеры начали работать по предоплате и транзакции по платежам увеличились в разы: деньги партнерам отправляются, но никто не знает, когда они дойдут.

Положительным фактом эксперт назвал то, что регулятор в ситуации нестабильности идет навстречу и помогает преодолевать, как он выражается, «наши сложности и невзгоды»: появилось много регуляторных каникул, документооборот сокращен до необходимого минимума и прочее.

«Вместе с коллегами-сетями мы научились прослеживать движение товара от поставщика до кассы по всей цепочке, чтобы нигде ничего не пропадало и не задваивалось. Качество вина стало настолько прозрачным, что каждый потребитель может взять бутылку, отсканировать акцизную марку и увидеть всё движение этого товара», — отмечает Александр Тригуба.

Но из-за всего вышеперечисленного стоимость товара очень сильно растет, и эксперт называет главную задачу производителей и ретейлеров на сегодняшний день: удержать лучшее предложение, оптимизировать затраты до минимума и предоставить потребителю лучшее предложение по ассортименту, чтобы ему было из чего выбирать.

По данным Международной организации виноградарства и виноделия, в России сегодня 96,5 тыс. га виноградников, 72 тыс. га из которых плодоносят, а 6,5 тыс. га — молодые виноградники возрастом менее 5 лет (из них сложно сделать хорошо сбалансированное по органолептическим качествам вино). «Это важно, так как, согласно закону о виноградарстве и виноделии, для производства вина отечественные производители могут использовать только российское сырье», — уточняет Елена Рудова.

обратите внимание!

Более подробно о том, какие проблемы решают сегодня производители вина, читайте в материале Евгения Емельянова, заместителя генерального директора винодельни «Кубань-Вино»

Фокус на средний ценовой сегмент

Уходить в нижний ценовой сегмент ни один из ретейлеров не планирует. «В выборе вина для магазинной полки мы опираемся на две составляющие: качество и цену. Торговая сеть «Пятёрочка» давно работает в коллаборации с производителями: мы предоставляем достойное качество по понятным для покупателя ценам», — говорит Ксения Филиппова, менеджер категории «Вино» ФТС «Пятёрочка».

Основным источником развития винного направления ретейлер видит оптимизацию затрат, ведь покупатель, по экспертным прогнозам, будет уходить из высшего ценового сегмента в более низкий. «И мы будем уходить, фокусируясь на среднем ценовом сегменте», — объясняет Ксения Филиппова.

«Даже если всё совсем плохо, мы сделаем так, что всё равно все напьются! — смеется Александр Тригуба, продолжая: — Мы смогли донести винную культуру в массы и приучить потребителя к вину! Падение есть, но оно не катастрофично!»

Елена Рудова отмечает наметившуюся в пандемию тенденцию на потребление российских вин, а также тренды потребления, с одной стороны, легких минеральных вин, с другой — ярких и сочных красных «с эффектом остаточного сахара».

Она предостерегает ретейл от ухода в историю снабжения и закупки: «Закупить всё, что есть на рынке, не разбираясь в качестве, и положить к себе на склад, нельзя: покупатель требует сегодня качественный продукт». Поэтому необходимо повышать компетенции категорийного менеджмента и выстраивать ассортимент с точки зрения стилей и трендов, оставаясь при этом в прежнем ценовом восприятии.

«У людей денег больше не становится, но те, что есть, они готовы тратить. Поэтому важно, чтобы покупатель пришел именно к нам, в качественные магазины», — говорит она. Что касается виноделия, то у него с ретейлом должна быть синергия — прозрачное и глубокое партнерство.

По материалам VIII Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла»

Алкоголь Вино Торговля Продукты питания
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.

Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки