Вид с воздуха. Нацпроект по развитию беспилотников стартует в январе
В России стартует новый импортозамещающий нацпроект, на этот раз посвященный развитию отрасли беспилотников. На звание центров отечественной беспилотной авиации претендуют Москва и Петербург.
Нацпроект по развитию отрасли беспилотников должен заработать в полную силу с 1 января 2024 года, заявил на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем (БАС) первый вице-премьер Андрей Белоусов. Выпуск отечественных БПЛА уже организован на базе индустриального парка «Руднево» в Москве. Второй такой же центр может появиться в Санкт-Петербурге.
На заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем 31 августа обсудили план первоочередных действий для запуска национального проекта развития отрасли, стоимость которого превышает 800 млрд рублей. «С 1 января 2024 года нацпроект должен заработать в полную силу, поэтому уже сегодня необходимо начать реализацию мер, которые позволят запустить эту работу», — подчеркнул на заседании первый вице-премьер Андрей Белоусов, сообщает пресс-служба кабмина.
Для того чтобы с 1 января в стране начала развиваться новая для нее отрасль экономики, «необходимо принять ряд нормативных правовых актов для развития сервисов, внедрения финансовых мер поддержки потребителей, разработчиков и производителей БАС. Также поставлена задача по разработке развернутого плана производства разных типов беспилотников, ориентированного в том числе на удовлетворение государственного гражданского заказа», уточнили в пресс-службе правительства. При этом перечень НИОКР, необходимых для серийного выпуска беспилотников, уже разработан, а стоимость выполнения этих работ определена. Безусловным центром отечественной беспилотной авиации, видимо, станет Москва. Там на базе индустриального парка «Руднево» уже выпустили 1490 беспилотных летательных аппаратов, а до конца года, по планам, эта цифра должна увеличиться до 5 тыс. Кроме того, в том же «Руднево» будет создан профильный опорный научно-производственный центр.
Еще одним отраслевым центром может стать Санкт-Петербург. Как заявляли ранее представители городских властей, здесь выпускается почти 30% всех российских беспилотников, в основном гражданского назначения. В августе Санкт-Петербург наряду с еще 17 российскими регионами подал заявку на создание научно-производственного центра для разработки беспилотных авиационных систем. «В городе есть мощная научная, производственная и образовательная база, что позволяет создать на территории Петербурга научно-производственный центр компетенций в сфере развития беспилотных авиационных систем. Санкт-Петербург обладает всей необходимой для этого инфраструктурой», — заявлял председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик (цитатапо ИТАР-ТАСС).
Действительно, петербургские компании регулярно рапортуют об успехах в области импортозамещения беспилотных авиационных систем. Так, компания «Геоскан» недавно решила наладить массовый выпуск агродронов для точечного использования средств защиты растений от вредителей и болезней. Компания «Атлас-Аэро» начала производство тяжелых мультироторных платформ для доставки грузов массой до 10 кг, такой квадрокоптер сможет пролететь до 5 км. Летом существенно нарастил мощности по выпуску беспилотников входящий в концерн «Алмаз-Антей» Обуховский завод: предприятие способно производить до 3 тыс. аппаратов в месяц. Компания «Омега Технологии Будущего» разрабатывает беспилотный комплекс, состоящий из наземной станции и дрона, который сможет подниматься на 100 м и выполнять функции мобильного наблюдательного пункта и ретранслятора или подавителя сотовой связи. В общей сложности в сфере беспилотной авиации работают более двух десятков петербургских компаний, которые занимаются как непосредственно производством аппаратов, так и их разработкой, а также НИОКР в этой области.
В июне 2023 года в России утверждена Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Согласно этому документу, в течение ближайших 8 лет российский рынок БПЛА вырастет с 50 млрд рублей в 2022 году до 1 трлн рублей в 2030 году. По данным, приведенным в этом документе, сейчас в «беспилотной» отрасли занято не более 200 организаций: изготовителей, разработчиков и др. В 2022 году на рынке беспилотной авиации доминировали США и КНР. Первые являлись лидером в области оказания услуг с помощью БПЛА, а вторая выступает мировой фабрикой беспилотников: в Китае выпускается до 80% всех используемых аппаратов. В 2017 году J’son & Partners Consulting оценивали долю России на мировом рынке беспилотных авиационных систем в 0,3%, однако аналитики прогнозировали рост этого показателя до 3% к 2025 году. В середине 2022 года фонд «Центр стратегических разработок» провел опрос компаний российской отрасли беспилотной авиации, в ходе которого выяснилось, что эта индустрия развивается благодаря малому бизнесу: бо́льшая часть респондентов (93%) оказалась представлена малым и микробизнесом, и лишь 7% — компаниями с госучастием. В ходе этого опроса определилась и география развития отрасли: большинство компаний ведет деятельность в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Татарстане. Практически каждая пятая компания, участвовавшая в опросе фонда, заявила о годовой выручке в 1 млрд и более рублей в 2021 году, половина компаний имела выручку в 2021 году до 500 млн рублей, а совокупная выручка компаний-респондентов превысила 206 млрд рублей.