Вещь в себе. Фармацевтический рынок готовится к локальному развитию
Лекарства — это товар вынужденного спроса, от которого отказываются в последнюю очередь. Поэтому объем производства и продаж фармацевтических препаратов в стране, несмотря на сложные времена, не сократился. «Новый проспект» разбирался, как повлияли на рынок лекарств ковид и санкции и какой путь развития выбирает российская фарма.
Гребём по неспокойному морю
Во времена кризисов емкость фармацевтического рынка в ценах конечного потребления увеличивается: если в 2019 году она составляла 1,86 трлн рублей, то в 2020 и 2021 — 2 трлн и 2,3 трлн рублей соответственно. Такие цифры озвучил Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, на XIV Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?»
Что касается настоящего времени, то за первые 8 месяцев 2022 года рост фармрынка составил в евро 32%, в долларах — 19% и только 16% в рублях. «Я не помню такого, чтобы в рублях рынок рос медленнее, чем в долларах и евро. Это означает, что рубль пока остается крепкой валютой», — замечает Сергей Шуляк.
«Разумеется, нужно учитывать инфляцию, но она оказалась ниже, чем ожидалась. По прогнозам Центробанка, инфляция на конец года составит 13,4%, тогда как ранее ожидалась на уровне 17,5%. Фактически то же самое мы наблюдаем и по лекарственным препаратам: был инфляционный всплеск до 13%, а сейчас всё снизилось», — говорит он.
Сергей Шуляк отмечает, что после первичного всплеска от объявления санкций рынок повел себя относительно стабильно: «Да, была нервозность, были опасения, что прервутся логистические цепочки, что кто-то покинет рынок, но все компании остались здесь. Даже если кто-то юридически ушел, он оставил свой портфель препаратов на какую-то другую компанию».
Он вспоминает весну 2022 года, которая оказалась крайне жесткой в плане понимания того, что происходит: сбои логистических цепочек, удлинение доставки потрепали нервы всем, от населения до производителей и дистрибьюторов, но сейчас, говорит он, все в целом уже привыкли к реальности, предприняли необходимые меры, перестроили логистику.
Это подтверждают и производители, и дистрибьюторы рынка.
«Во времена ковида мы хорошо потренировались, поэтому к следующим процессам были готовы. Море неспокойное, но мы гребём», — отмечает Валентина Бучнева, глава бизнес-подразделения «Евразия» компании-производителя «Босналек».
«Ситуация стабильная. Жестко было в марте, когда не были понятны логистические цепочки, а производители перешли на предоплату. Сегодня логистика сложная, но предсказуемая. Мы оптимистично смотрим на рынок», — соглашается Беньямин Ковач, генеральный директор компании-дистрибьютора «Джи Ди Пи».
Госсегмент прирастает региональными бюджетами
Сергей Шуляк поясняет, за счет чего развивается и растет фармацевтический рынок. «Весь рынок делится на государственный и розничный сегменты, баланс между которыми сместился в этом году в сторону розницы, составив 61% против 39%», — отмечает он.
Госсегмент триедин: он включает в себя региональную и федеральную льготу, а также госпитальные закупки. За 8 месяцев этого года в деньгах меньше всего приросли больницы — всего на 1%, федеральная льгота — на 9%. А вот за счет бюджетов регионов государственный рынок прирастает более значительно: рост здесь составил 24%. В целом рост госсегмента в фармацевтике за первые 8 месяцев 2022 года, по данным DSM Group, составил 17%.
«Многие опасаются, что в период неопределенности государство может решить выделять меньше денег на развитие здравоохранения и закупку лекарственных препаратов. Но обратите внимание, что «Круг добра» вырос на 48% за январь-август этого года, и обсуждается, что финансирование этой программы будет еще увеличено», — акцентирует внимание эксперт.
Фонд «Круг добра» — один из государственных внебюджетных фондов, созданный 5 января 2021 года указом президента РФ для оказания помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. Учредителем Фонда является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Из этого эксперт делает косвенный вывод, что секвестировать бюджет на закупку лекарственных препаратов никто не будет, и обращает внимание, что в целом в рублях госпитальные закупки различных препаратов растут, а драйвером роста до сих пор является закупка препаратов для лечения ковида.
Ковид не дремлет
«Летом, когда пандемия сошла на нет, эти препараты закупались меньше, но тренд по-прежнему остается высоким, и они составляют существенную долю в государственном сегменте», — отмечает Сергей Шуляк. Также, по его данным, значительная часть бюджета тратится на ВЗН (высокозатратные нозологии — дорогостоящие фармсредства, которыми государство обеспечивает граждан с редкими заболеваниями).
По данным DSM Group, рост аптечного розничного рынка за первые 8 месяцев 2022 года составил 22% на лекарственные препараты и 16% — на парафармацевтическую продукцию (товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения).
Динамика в рублях в рознице также значительно выше прошлого года — 1 трлн 115,6 млрд рублей против 920,8 млрд.
«Мы все думали, что основным драйвером роста розничного рынка в 2022 году являлись санкции, но из-за последних событий стали забывать о ковиде, а он стал драйвером роста не только государственного сегмента фармы, но и розничного фармацевтического рынка: например, омикрон держал уровень рынка в январе-феврале намного выше уровня 2021 года. В августе мы вновь наблюдаем подъем, связанный с продажами ковидных препаратов», — обращает внимание Сергей Шуляк.
Онлайн-продажи растут
Эксперт отмечает активное развитие e-commerce (электронной торговли) в фармацевтической отрасли: за январь-август 2022 года предзаказ лекарственных препаратов посредством интернета и их доставка составили 11,4% от аптечного рынка в целом. «В аналогичный период прошлого года эта доля была всего лишь 8,5%», — сравнивает Шуляк.
«Доля онлайн-покупок растет и будет продолжать расти, так как люди, раз попробовав, продолжают пользоваться этой услугой. В февральско-мартовский ажиотаж пик заказов по Москве составлял 25%. Вдумайтесь, четверть заказов лекарственных препаратов делалась через интернет», — подчеркивает он.
В рублях объем онлайн-продаж аптечного рынка за первые 8 месяцев 2022 года, по данным DSM Group, составил 127,2 млрд против 78,3 млрд рублей за аналогичный период 2021 года и 126,4 млрд рублей за весь 2021 год.
Иранская модель развития рынка
На 2022 год DSM Group прогнозирует волну заболеваемости и повышение спроса: за осень, по экспертной оценке, рынок вырастет еще на 15%.
«Прогнозы на следующие годы сложны, но исходя из того, что люди не могут отказываться от лечения, путем кропотливых подсчетов мы пришли к выводу, что рост фармацевтического рынка в 2023 году составит 8,6%, в 2024 — 7% в рублевой массе», — предоставляет данные Сергей Шуляк.
«Все существовавшие на рынке тренды, а именно: упрочнение положения локальных производителей, поскольку локальная фарма лучше понимает работу каналов сбыта; увеличение объема госфинансирования и прочее — остались как есть. Из важного поменялось то, что страна, как мне кажется, движется ближе к иранской модели развития рынка. Локальная иранская фарма составляет около 95% от фармацевтического рынка в этой стране в целом, поскольку есть государственные преференции», — делится своим мнением Рустем Муратов, генеральный директор и член совета директоров «Биннофарм Групп».
Он поясняет, что у нас государственные преференции мягкие относительно иранских и касаются прежде всего государственных закупок. У иранцев всё жестче: если локальная иранская компания разрабатывает и выводит на рынок какой-то свой продукт, то иностранная компания этот продукт автоматически перестает ввозить в страну.
Побочным эффектом такого механизма Рустем Муратов называет относительно высокую стоимость медикаментов в Иране, но отрасль, обращает он внимание, за долгое время изоляции развилась очень сильно.
Возможности для российской фармы
И производители, и розница отмечают трансформацию фармацевтического рынка России, называя ее хорошей возможностью для своего развития.
«У нас также усиливаются государственные механизмы, а локальная фарма развивается быстрее, чем международная. При этом уход больших объемов международной фармы из медиапространства для локальной обозначает фактически освобождение рынка», — считает Рустем Муратов, представитель компании-производителя, подчеркивая, что «Биннофарм Групп» в этом году очень хорошо усилила свою позицию на медиарынке, результатом чего явился 30%-ный прирост продаж в розничном сегменте.
«Думаю, что сегодня нет каких-то очередных кризисов, а есть изменения направления, что для нас является больше колоссальной возможностью, нежели риском», — замечает он.
«Международная фарма ограничила и снизила свои бюджеты на медийное продвижение, что явилось ограничением доступа к конечному покупателю. Понятно, что для российской фармы это хорошая возможность за этого покупателя побороться», — подтверждает Сергей Дёмин, коммерческий директор аптечной розничной сети «36,6».
Он прогнозирует, что с большой степенью вероятности на нашем рынке появится китайский производитель, для которого это точно такая же возможность развития.
«Фармацевтический рынок на сегодняшний день является одним из разделов экономики, где санкции пока не оказывали влияния. Думаю, санкционное давление будет усиливаться, и нам нужно быть к этому готовыми и иметь возможность быстро наращивать объемы продукции», — заключает он.