Верфь под угрозой. «Ростр» не может расплатиться с контрагентом

Фото: СЗ «Ростр»

Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.

ООО «Энергосервис», которое занимается реконструкцией и ремонтом объектов капстроительства, не может получить от судостроительного завода «Ростр» из Ленобласти всего 1,2 млн рублей долга. Исковое заявление «Энергосервиса» о признании «Ростра» банкротом появилось в картотеке арбитражных дел. В «Ростре» на запрос «Нового проспекта» о том, когда получится урегулировать конфликт, не ответили.

Недавно дело о признании «Ростра» банкротом было оставлено без движения, однако это еще не означает, что кредитор отказался от претензий. «Это значит, что само заявление подано с каким-то техническим нарушением, например его не отправили второй стороне. Если компания успеет погасить требования всех своих кредиторов до того, как ведут процедуры наблюдения, то дело о банкротстве запущено не будет», — говорит руководитель правового департамента Кингисеппского машиностроительного завода Марина Ведмук.

Производственная площадка ООО «Судостроительный завод «Ростр» расположена в Волховском районе Ленобласти. Компания специализируется на строительстве и обслуживании судов спусковой массой до 1 тыс. тонн и длиной до 120 м, разработкой техдокументации на ремонт и модернизацию судов.

В 2020 году «Ростр» получил крупный контракт на строительство траулера для рыбодобывающей компании «Мурманфишпродактс» и должен был сдать его заказчику в прошлом году. Кроме того, «Ростр» ведет строительство нескольких круизных пассажирских судов, в том числе для петербургских компаний. По данным представителей администрации Волховского района, работу «Ростр» не останавливал.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Выручка ООО «СЗ «Ростр» за 2022 год составила 453 млн рублей, прибыль — 959 тыс. рублей, согласно данным Rusprofile.ru. Собственники компании — Захар Сидоренко (92%), Павел Вакулов (4%) и Александр Бескровный (4%). Захар Сидоренко и родственник Александра Бескровного Сергей связаны с ЦКБ «Нептун»: в разное время предприниматели возглавляли эту компанию.

АО «Центральное конструкторское бюро «Нептун» зарегистрировано в Петербурге в 2004 году. Компания специализируется на строительстве гражданских судов, военных кораблей и плавучих конструкций. Только с начала 2023 года контрагенты предъявили ему претензии примерно в двух десятках процессах общей суммой почти в 0,7 млрд рублей. А недавно ООО «Литум» (бывшее ООО «Йотун Пэйнтс») подало заявление о банкротстве АО «ЦКБ «Нептун».

Откуда долг

Само заявление о несостоятельности, по-видимому, основано на требовании ООО «Энергосервис» о взыскании задолженности по договору подряда на сумму свыше 1,2 млн рублей, которое ранее было удовлетворено судом в отдельном деле, полагает юрист Maxima Legal Кирилл Катков.

Представитель ответчика не явился в заседание по тому делу, поэтому мотивы отказа от оплаты и позиция ответчика по данному спору неизвестны, добавляет он.

«Отказ от оплаты работ недопустим, если только он не связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств. Как видно из решения суда о взыскании долга, «Ростр» подписал акты выполненных работ без замечаний, то есть претензий к объему и качеству работ он не имеет. С учетом данной ситуации, затруднительно сказать, в чём была причина отказа от оплаты», — комментирует он.

По словам Кирилла Каткова, исходя из публично доступной информации, в 2023 году было принято несколько решений о взыскании с «Ростра» задолженностей по договорам поставки, подряда. В связи с этим можно заметить определенную тенденцию в поведении «Ростра», уклоняющегося, согласно выводам судов, от выполнения своих обязательств перед контрагентами.

Марина Ведмук считает иск ООО «Энергосервис» о банкротстве «Ростра» классическим способом понуждения к погашению долга. «Фактически очень многие пользуются такой возможностью — подачей на банкротство своего контрагента исключительно для того, чтобы тот в первую очередь погасил требования», — напоминает она.

Отягчающие обстоятельства

Вместе с тем на ход дела может повлиять сложное финансовое положение ЦКБ «Нептун» («НП» подробно писал об этом в статье «Нептун» в красках. Долги губят производителя судов»), с которым связаны совладельцы СЗ «Ростр».

"Всё зависит от того, насколько тесно взаимозависимы указанные компании в своей экономической деятельности. Если у «Нептуна» имеются обязательства перед «Ростром», в частности по оплате заказов на строительство судов, это может являться дополнительным негативным фактором для финансового положения «Ростра», — комментирует Кирилл Катков.

«С точки зрения права, если взаимные обязательства отсутствуют, проблемы одной компании на другую повлиять не могут. Однако если общего собственника в рамках банкротства одной из компаний привлекут к субсидиарной ответственности, то это возможно», — отмечает Марина Ведмук.

Что касается перспектив развития таких небольших верфей, как «Ростр», то, по мнению участников отрасли, у компании есть все шансы для развития. «Маленькие верфи могут вполне успешно работать, если обеспечат себя заказами. Причем строительство небольших судов зачастую может быть выгоднее, чем строительство крупных объектов. Мы с этим сталкивались не раз», — отмечает председатель Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

«Шансы на развитие есть всегда. Судостроение в России на сегодняшний день находится в стадии активного роста, в связи со сложностями поставки импортных товаров и комплектующих есть шанс удачно продать свою продукцию на российском рынке», — заключает Марина Ведмук.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня