Вениамин Грабар оказался выше налоговых претензий

На прошлой неделе Арбитражный суд Северо-Запада удовлетворил кассационную жалобу Вениамина Грабара, президента группы «Ладога», и отказал в привлечении бизнесмена к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившегося АО «Промышленная группа Ладога» на сумму почти 3,5 млрд рублей. К этой ответственности его и двоих топ-менеджеров «Ладоги» Андрея Купоросова и Юрия Тихонова по просьбе УФНС России по Петербургу привлёк прошлым летом Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Суд счёл, что все трое контролировали компанию-должника и принимали бизнес-решения, приведшие её к банкротству. Теперь же отвечать по долгам компании будет только один Андрей Купоросов: кассационная инстанция сочла претензии к Грабару и Тихонову необоснованными. 

«Произошло то, что и должно было произойти. Будучи уверенным в своей правоте, я ждал именно такого решения, — прокомментировал свою победу в судебной битве Вениамин Грабар. — Очевидно было, что это вопрос времени, и рано или поздно правосудие расставит всё на свои места. С самого начала это было ясно и мне, и партнёрам компании, которые продолжали с нами работать и реализовывать новые совместные проекты».

В УФНС по Петербургу не прокомментировали ситуацию.

Злоупотребления алкоголем

В своё время суд признал, что Грабар (который был акционером «Ладоги» и занимал в ней должности то президента, то гендиректора) и его подчиненные в 2014 году после налоговой проверки, выявившей недоимку почти на 1 млрд рублей, вывели из компании все активы, накачали её контролируемыми долгами и обанкротили назло разъярённым налоговикам.

В доказательство юристы ФНС представили суду следующие факты: во-первых, Вениамин Грабар является соучредителем и руководителем холдинговой компании «Ладога», владеющей правами на все товарные знаки группы. Во-вторых, с 2014 года он был управляющим командитного товарищества Ladocom Holding KG, оно является соучредителем ООО «Ран-Эстейт», в собственности которого находится имущественный комплекс группы компаний «Ладога». В-третьих, с 2014 года бизнесмен является президентом АО «Ладога Дистрибьюшен», которая торгует алкоголем, производимым и импортируемым предприятиями группы «Ладога».

Также суд первой инстанции учёл материалы уголовного дела, возбуждённого следственным комитетом по факту уклонения от уплаты налогов. Так, на допросе Вениамин Грабар сообщил следователям, что в его обязанности президента входило участие в переговорах, изучение рынка и т.д. На основании всего этого суд и пришёл к выводу, что Грабар — то самое лицо, которое контролировало должника в предбанкротный период и приняло решение о выводе активов. Благодаря этому теперь кредиторы ПГ «Ладога» не могут получить назад свои 3,5 млрд рублей.

Чтобы обеспечить пополнение бюджета, налоговики ещё в сентябре 2017 года попросили суд арестовать активы бизнесмена: земельные участки,  особняки, квартиры, банковские счета, доли в компаниях и т.д. — в пределах заявленной суммы претензий. Но суд ограничился расплывчатой формулировкой «личное имущество», поэтому, судя по данным СПАРК, ничего конкретного приставы так и не арестовали.

Склонность к примирению

Чтобы прекратить уголовное дело,  структуры группы «Ладога» в 2018 году добровольно погасили часть налоговых претензий — около 400 млн рублей. По остальным требованиям (около 600 млн рублей недоимок и около 105 млн рублей пеней) спор продолжился в рамках дела о банкротстве ПГ «Ладога». При этом из 3,5 млрд рублей требований более 2 млрд аккумулировали дружественные должнику компании. Дважды в течение 2018 года кредиторы (которые почти не скрывали своей аффилированности с «Ладогой») одобряли на общих собраниях подавляющим большинством голосов проекты мировых соглашений, по которым должник получал рассрочку на год и списание всех процентов. Но оба раза налоговая выступала против и оспаривала результаты собраний в суде (главной причиной было желание кредиторов и должника списать упомянутые 105 млн рублей пеней). К тому же против мирового выступил бизнес-партнёр Вениамина Грабара Александр Полукеев, который не хотел, чтобы его структуры (в частности, входящее в группу «Ладога» чешское АО «Фурато») выступали поручителями за ПГ «Ладога». В итоге летом 2018 года суд отклонил оба проекта, решив, что списание пеней прямо противоречит законодательству РФ. 

Но после того как в декабре 2018 года в петербургском управлении ФНС сменился руководитель, позиция налоговиков по отношению к крупным неплательщикам заметно смягчилась. Так, в конце прошлого-начале этого года были заключены сразу два знаковых мировых соглашения: с ООО «Технопоиск» (группа Redmond, производитель и продавец бытовой техники) и АО «Метрострой». Эти должники признали все претензии и получили рассрочку на уплату долгов (2,8 млрд рублей и 999 млн рублей соответственно) на три года (хотя раньше налоговая не соглашалась на рассрочку больше года). 

Фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ

Актуально сегодня