"Великоросс" пришел за добавкой. Поставщик готовой еды запустит новое производство

Петербургский изготовитель готовой еды «Великоросс» вынесет пищевое производство на окраину города, что позволит расширить объем выпускаемой продукции. Новый завод будет построен на участке площадью 3,5 га в поселке Шушары. Спрос на готовые блюда стабильно растет, но компании понадобятся новые каналы продаж.
Компания «Великоросс» построит производство готовой еды в поселке Шушары, в районе Московского шоссе. Об этом «Новому проспекту» рассказал источник, знакомый с проектом. По его словам, работы по возведению завода на участке площадью около 3,5 га уже начались. Владелец «Великоросса» Алексей Минаев подтвердил планы по строительству производства.
«Речь идет о переезде, поскольку в городе стало тесно и нет возможности расширяться», — объяснил он. Других подробностей проекта Алексей Минаев не раскрыл. Действующее производство «Великоросса» находится в Санкт-Петербурге на ул. Салова, 27И.
Земля на окраине
По оценке директора департамента складской и индустриальной недвижимости компании Maris Александра Шевелева, стоимость земли в районе Московского шоссе может составить от 1 тыс. до 4 тыс. рублей за 1 м² в зависимости от степени подготовленности участка к застройке, его инженерной оснащенности, транспортной доступности и близости к КАД.
«В связи с этим цена 3,5 га в данной локации варьируется от 35 млн до 140 млн рублей. В промышленном строительстве зачастую половина участка отводится под здания, остальная площадь используется под благоустройство: внутренние проезды, объекты инфраструктуры, парковку и озеленение», — продолжает эксперт.
Мощность нового производства и инвестиции в проект аналитики оценить затруднились. Например, известно, что группе компаний «Алгоритм» создание завода по производству готовой еды Hot Hit в Ленобласти мощностью 30 тонн продукции в день обошлось в более чем 600 млн рублей.
«Великоросс», основанный в 1993 году, занимается производством упакованных готовых блюд: супов, вторых блюд, суши, сэндвичей, бутербродов и салатов. Компания называет себя одним из ведущих производителей Северо-Запада и центральной части России. По данным независимого консультанта по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаила Лачугина, в Санкт-Петербурге продукция компании представлена на АЗС, в сетях «Лента», «Пятерочка», «Перекресток», «РеалЪ», «Магнит», «Дикси» и др. Кроме того, «Великоросс» развивает онлайн-магазин готовой еды «Как вкусно». По данным СПАРК, единственным владельцем ООО «Великоросс» выступает Алексей Минаев. В 2022 году выручка компании составила 2,9 млрд рублей, чистая прибыль — 82,6 млн рублей.
В качестве индивидуального предпринимателя Алексей Минаев также занимается продажей одежды, обуви и аксессуаров в магазинах под брендом «Великоросс». Товары изготавливаются на собственном оборудовании в Ленинградской области, сказано в профиле компании на сайте HeadHunter.
Новые каналы
Расширение производства «Великоросса» логично, так как компания — крупный игрок на рынке готовой еды и, возможно, планирует осваивать новые ниши, говорит независимый консультант по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин. «Она уже есть абсолютно во всех каналах сбыта, начиная от классических торговых сетей и заканчивая АЗС и онлайн-площадками. Возможно, «Великоросс» попробует начать конкурировать с производителями готовых рационов на неделю, а также поставлять, например, для «Вкусвилла» или «Самоката», — предполагает эксперт.
«Запуск нового производства «Великороссом», безусловно, целесообразен. Однако это далеко не единственный подобный проект, из-за чего инвестор может столкнуться с серьезной конкуренцией», — подчеркивает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. По его словам, в Петербурге уже работают несколько крупных предприятий по производству готовой еды FMCG-ретейлеров. В частности, одна из последних современных фабрик готовой еды была построена «Азбукой вкуса». «С учетом того, что объем производства превысил потребности их сети, они были вынуждены искать новые каналы сбыта, например на АЗС», — напоминает эксперт.
К наиболее крупным игрокам рынка готовых блюд Петербурга гендиректор предприятия Hot Hit Александр Свистов отнес «Продмастер», «Великоросс», Greenbox, «Азбуку вкуса» и «Яндекс.Лавку», Grow Food. Часть компании работает на себя, другая поставляет продукцию партнерам.
«С одной стороны, этот рынок растущий, перспективный и привлекательный для развития. Но, с другой, на фоне падающих доходов населения и жесткой конкуренции компании придется поискать новые каналы продаж, а сделать это будет непросто», — считает Иван Федяков.
Незачем готовить
По данным аналитиков Россельхозбанка, в 2022 году продажи готовой еды в России выросли по сравнению с предыдущим годом на 4,7% и составили 2,3 трлн рублей. Объем производства же увеличился на 27%, до 216 тыс. тонн.
«С началом пандемии коронавируса наблюдается положительная динамика спроса на готовую еду, потому что купить ее часто получается выгоднее, чем сделать самому. Если сварить, например, борщ самостоятельно, то не будешь же делать его в поллитровой кастрюльке. И в итоге ешь его уже несколько дней, и потом уже смотреть на него не можешь. К тому же для этого блюда нельзя купить по половинке капусты и часть остальных ингредиентов, из-за чего продукты останутся», — говорит Александр Свистов.
«Всё больше и больше людей отвыкают готовить дома. Молодежь уже не умеет делать блюда более, чем из четырех ингредиентов», — соглашается Иван Федяков.
Многие эксперты после событий 2022 года ждали обвала российского рынка готовой еды, однако этого не произошло, продолжает Михаил Лачугин. «Бюджетный сегмент чувствует себя шикарно, потому как многие люди по понятным причинам не смогли поехать на отдых или купить себе машину, и они стараются себе поднимать настроение менее затратно: балуют себя дома разной едой, ходят в какие-то кафешки или рестораны. Игроки этого рынка остаются на плаву, хотя и пересматривают ассортимент. В торговых сетях присутствие этой линейки даже растет», — считает Михаил Лачугин.
Согласно данным информационно-аналитической системы СПАРК, в России среднее потребление готовой еды составляет всего 5 кг в год на душу населения, что говорит о высоком потенциале развития этой категории. По прогнозу Euromonitor International, ежегодно рынок готовых блюд будет увеличиться на 4% в год.