Великая китайская стенка. В Псковской области появится новое производство мебели
Компания «Синьань», входящая в структуру китайской Цзилинской торговой компании Шуанху, крупного поставщика IKEA, через 3 года под Псковом начнет выпускать мебель из массива сосны для шведского партнера. Локализация производства — требование IKEA, которая стремится снижать издержки и удерживать доступные розничные цены.
ООО «Синьань» к 2024 году запустит фабрику по производству мебели из сосновых досок в деревне Котово Псковского района Псковской области. Об этом «Новому проспекту» рассказали в компании. Проект реализуется в два этапа.
Первый этап включает в себя строительство производства мебельных заготовок для кроватей, столов, стульев и комодов мощностью около 7 тыс. м3 продукции в месяц. Он будет завершен этим летом. Инвестиции составили более 150 млн рублей. Основным потребителем продукции станет IKEA.
Высокую готовность первого этапа проекта подтвердили в Агентстве инвестиционного развития Псковской области. «Изначально инвестор планировал запуск в ноябре 2020 года, но из-за антикоронавирусных ограничений был затруднен допуск иностранных специалистов, которые должны были провести пусконаладку оборудования, задержка связана с этим», — объяснил собеседник «НП».
Второй этап проекта предполагает создание производства мебели полного цикла, включающего в себя выпуск деталей, их сборку и упаковку по стандартам IKEA. Инвестор предусмотрел и сбыт отходов мебельного производства: мульчированную кору будет закупать «Леруа Мерлен», а тарную доску — один из петербургских производителей поддонов.
Сейчас китайский инвестор ищет подходящую промышленную площадку для организации мебельного цеха в Псковской области, причем в приоритете покупка участка на вторичном рынке. «Предположительно это будет недействующее еще советское предприятие», — говорит собеседник «НП» в компании «Синьань». Объем инвестиций во вторую очередь он называть не стал, но, по оценкам аналитика ИК «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, для открытия нескольких цехов производства и упаковки мебели может понадобиться до 1 млрд рублей.
Локализация позволяет экономить
Цзилинская торговая компания Шуанху, которая выступает инвестором проекта, — крупный поставщик мебели для IKEA. До сих пор мебель выпускалась и собиралась в Китае, но в текущей экономической ситуации шведская компания, взявшая курс на минимизацию издержек, выдвинула требование о локализации производства в России. Шуанху пошла навстречу пожеланиям заказчика», — говорят в «Синьань».
По мнению экспертов, это логичный шаг для всех заинтересованных сторон: как для китайской компании, так и для IKEA. «Локализация производства в России даст шведскому ретейлеру возможность повысить маржинальность продаж на территории стран таможенного союза: России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии», — отмечает Евгений Миронюк.
«Локализация зачастую выгодна и производителю, так как он использует отдельные детали оборудования местного производства, которые могут быть дешевле, чем у компании-метрополии. Также выгода может достигаться за счет использования местной, более дешевой рабочей силы и сырья», — говорит аналитик ИК «Финам» Алексей Коренев.
Кроме того, по его словам, при локализации снижаются логистические издержки. «При значительном логистическом плече многие отдельные детали и фрагменты конечного продукта проще и дешевле делать на месте, чем везти через половину планеты», — объясняет Алексей Коренев.
«За такого крупного заказчика, как IKEA, производители, конечно, будут бороться», — резюмирует генеральный директор Ассоциации мебельных и деревоперерабатывающих предприятий России Тимур Иртуганов. По его мнению, стремление всех участников мебельного рынка — и продавцов, и производителей — к максимальной экономии издержек оправдано. «Спрос сужается, потребители стремятся к экономии. Всё это влияет на мебельный рынок: средний чек покупки уже снизился на 15-20%», — объясняет эксперт.
Дешевая мебель в тренде
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, продажи мебели в России в 2020 году остались на уровне 2019 года и составили 539,6 млрд рублей, однако объем производства мебели в натуральном исчислении в 2020 году вырос на 15,2% по сравнению с 2019 годом. «Это означает, что люди стали больше покупать, но преимущественно дешевую мебель», — поясняет Тимур Иртуганов.
По словам генерального директора Первой мебельной фабрики Александра Шестакова, за 2020-2021 год себестоимость производства мебели значительно выросла. «Рост цен на комплектующие и сырье, которое мы используем в нашем собственном производстве, составил за пандемийный год по разным позициям от 40 до 70%», — рассказывает Александр Шестаков.
Эта тенденция актуальна для всех мебельных предприятий: производители стараются до последнего цены не поднимать, но «возможности мебельщиков не безграничны», — говорит Тимур Иртуганов. По его словам, поскольку IKEA позиционирует себя как одного из демократичных продавцов мебели, для компании важно сделать всё, чтобы сохранить свою аудиторию покупателей», — добавляет он.
В пресс-службе IKEA не смогли оперативно ответить на запрос «НП».
Справка «Нового проспекта»:
ООО «Синьань»зарегистрировано в мае 2018 года, уставный капитал компании составляет 500 тыс. рублей, владельцем 100% долей является Сунь Кайвэнь. Выручку организация, по данным ресурса «Картотека.ру», не генерирует. Генеральный директор «Синьань» Андрей Гладышев одновременно руководит иркутским ООО «Сибирь», которое занимается оптовой торговлей древесным сырьем, необработанными лесоматериалами и пиломатериалами. 95% долей в ООО «Сибирь» принадлежит ООО «Цзилинская торговая компания Шуанху» (Китай). Гладышев и Цзилинская торговая компания Шуанху также являются соучредителями (0,87% долей и 99,13% долей соответственно) еще одной сибирской компании — томского ООО «Восток», производителя облицовочных листов и шпона для фанеры.
Как ранее сообщала IKEA, розничные продажи ретейлера в 2020 финансовом году, длившемся с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года, снизились по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 4,1%, до € 39,6 млрд. При этом продажи ИКЕА в России в 2020 финансовом году продемонстрировали рост на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фото: ikea.com