
Фото: ИА «Портньюс»
Арбитраж в очередной раз напомнил бизнесу: не следует брать на себя обязательства, которые не получится выполнить из-за пандемийных ограничений. Ковид становится форс-мажором только если не знаешь о нём на момент подписания договора. Такое решение Арбитражный суд Москвы опубликовал 15 февраля. В нём ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса) наказало областное ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» на 12,2 млн рублей за задержку в изготовлении первого в России автомобильно-железнодорожного парома на сжиженном природном газе (СПГ) «Маршал Рокоссовский».
Автомобильно-железнодорожный паром на СПГ проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» построен по контракту между «Росморпортом» и Невским ССЗ от 28 декабря 2018 года стоимостью 5 млрд рублей. Собственно строительство происходило в Турции на заводе Kuzey Star. В июне 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, в неё входит Невский ССЗ) Алексей Рахманов обещал спустить «Маршала Рокоссовского» на воду в конце июля. Фактически спуск парома произошел год спустя — в конце августа 2020-го. Паром предназначен для линии Усть-Луга — Балтийск, в Усть-Лугу он впервые зашел 3 февраля. Второй паром этого проекта «Генерал Черняховский» предполагается ввести в эксплуатацию в III квартале 2022 года.
200-метровый паром проекта CNF19M имеет ледовый класс Arc4. Два двухтопливных главных двигателя мощностью по 6 тыс. кВт используют сжиженный природный газ или дизельное топливо с низким содержанием серы. Использование экологически чистого топлива позволяет уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30%, оксидов азота — на более чем 90%, оксидов серы и сажи — на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.
О серьезных проблемах со сроками спуска «Маршала Рокоссовского» на воду стало известно примерно через месяц после выступления главы ОСК. В конце сентября 2020 года «Росморпорт» и «Невский ССЗ» подписали допсоглашение к контракту, сдвинувшее сроки окончательной сдачи судна на середину октября 2021-го, но верфь не выполнила и это условие. В середине ноября «Росморпорт» обратился в столичный арбитраж.
Надо сказать, структура Минтранса весьма гуманно наказала верфь — по 100 тыс. рублей за каждый факт просрочки. В госкорпорации «Росатом», например, совсем другие расценки: подведомственный ей «Атомфлот» пытается взыскивать с Балтийского завода по 1 млн рублей за каждый день просрочки при строительстве атомных ледоколов серии 22220.
Представители Невского ССЗ отбивались от иска, ссылаясь на пандемийные ограничения и связанные с ними задержки поставок оборудования на турецкую Kuzey Star от европейских и китайских производителей. Они представили суду заключения Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты и Стамбульской торговой палаты, подтвердившие факты пандемийных задержек. Но суд рассудил по-своему.
Официальным началом ограничительных мер, связанных с пандемией, считается 30 января 2020 года, а в последний раз отодвинувшее срок сдачи «Маршала Рокоссовского» дополнительное соглашение датируется 29-м сентября. Соответственно, судостроители при подписании документа отлично знали об ограничениях (о них писали все СМИ) и не должны были брать на себя заведомо неисполнимые обязательства.
«Для освобождения ответчика от ответственности за нарушение сроков выполнения работ <…> он должен доказать, что неисполнение им условий контракта являлось внезапным <…> На дату заключения дополнительного соглашения <…> ответчику были известны обстоятельства и последствия, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации и иностранных государств по ограничению распространения коронавирусной инфекции, в частности <…> запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений <…> Невозможность выполнения работ по причине неисполнения обязательств третьими лицами, с которыми ответчик состоит в договорных отношениях, к числу обстоятельств непреодолимой силы не относится», — написано в мотивировочной части судебного решения.
Стоит добавить, что это не первый случай, когда Невский ССЗ расплачивается за опоздания в исполнении контрактов и пытается оправдаться пандемийными ограничениями. Похожее решение Арбитражный суд Москвы вынес в прошлом сентябре, когда претензии к ленинградской верфи предъявило АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Суд оштрафовал Невский ССЗ на 11,8 млн рублей за задержку строительства судна проекта RSD59 для перевозки генеральных и навалочных грузов. Это решение не вступило пока в законную силу, как и в тяжбе с «Росморпортом».
Зато в январе 2021 года Невский ССЗ выиграл судебную тяжбу у подконтрольной Минтрансу Дирекции госзаказчика на 0,55 млрд рублей. Госведомство также пыталось наказать верфь за задержку в изготовлении буксиров, но в этом случае судостроители доказали, что виноваты не они, а задержки федерального финансирования.
В ООО «Невский ССЗ» и ФГУП «Росморпорт» на редакционные запросы к моменту публикации не отреагировали.
По данным СПАРК, ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» зарегистрировано в Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области. 50,1% долей компании принадлежат ей самой, остальной пакет у финляндской Arctech Helsinki Shipyard Oy. Выручка общества за 2020 год составила 4,7 млрд рублей. Невский ССЗ входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.