Вакцина от форс-мажора. Невский судостроительный оштрафован за задержку "Маршала Рокоссовского"
Новый проспект
Статьи

Вакцина от форс-мажора. Невский судостроительный оштрафован за задержку "Маршала Рокоссовского"

Прочитано: 328

Фото: ИА «Портньюс»

Арбитраж в очередной раз напомнил бизнесу: не следует брать на себя обязательства, которые не получится выполнить из-за пандемийных ограничений. Ковид становится форс-мажором только если не знаешь о нём на момент подписания договора. Такое решение Арбитражный суд Москвы опубликовал 15 февраля. В нём ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса) наказало областное ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» на 12,2 млн рублей за задержку в изготовлении первого в России автомобильно-железнодорожного парома на сжиженном природном газе (СПГ) «Маршал Рокоссовский».

Автомобильно-железнодорожный паром на СПГ проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» построен по контракту между «Росморпортом» и Невским ССЗ от 28 декабря 2018 года стоимостью 5 млрд рублей. Собственно строительство происходило в Турции на заводе Kuzey Star. В июне 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, в неё входит Невский ССЗ) Алексей Рахманов обещал спустить «Маршала Рокоссовского» на воду в конце июля. Фактически спуск парома произошел год спустя — в конце августа 2020-го. Паром предназначен для линии Усть-Луга — Балтийск, в Усть-Лугу он впервые зашел 3 февраля. Второй паром этого проекта «Генерал Черняховский» предполагается ввести в эксплуатацию в III квартале 2022 года.

справка нового проспекта

200-метровый паром проекта CNF19M имеет ледовый класс Arc4. Два двухтопливных главных двигателя мощностью по 6 тыс. кВт используют сжиженный природный газ или дизельное топливо с низким содержанием серы. Использование экологически чистого топлива позволяет уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30%, оксидов азота — на более чем 90%, оксидов серы и сажи — на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.

О серьезных проблемах со сроками спуска «Маршала Рокоссовского» на воду стало известно примерно через месяц после выступления главы ОСК. В конце сентября 2020 года «Росморпорт» и «Невский ССЗ» подписали допсоглашение к контракту, сдвинувшее сроки окончательной сдачи судна на середину октября 2021-го, но верфь не выполнила и это условие. В середине ноября «Росморпорт» обратился в столичный арбитраж.

Надо сказать, структура Минтранса весьма гуманно наказала верфь — по 100 тыс. рублей за каждый факт просрочки. В госкорпорации «Росатом», например, совсем другие расценки: подведомственный ей «Атомфлот» пытается взыскивать с Балтийского завода по 1 млн рублей за каждый день просрочки при строительстве атомных ледоколов серии 22220.

Представители Невского ССЗ отбивались от иска, ссылаясь на пандемийные ограничения и связанные с ними задержки поставок оборудования на турецкую Kuzey Star от европейских и китайских производителей. Они представили суду заключения Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты и Стамбульской торговой палаты, подтвердившие факты пандемийных задержек. Но суд рассудил по-своему.

Официальным началом ограничительных мер, связанных с пандемией, считается 30 января 2020 года, а в последний раз отодвинувшее срок сдачи «Маршала Рокоссовского» дополнительное соглашение датируется 29-м сентября. Соответственно, судостроители при подписании документа отлично знали об ограничениях (о них писали все СМИ) и не должны были брать на себя заведомо неисполнимые обязательства.

«Для освобождения ответчика от ответственности за нарушение сроков выполнения работ <…> он должен доказать, что неисполнение им условий контракта являлось внезапным <…> На дату заключения дополнительного соглашения <…> ответчику были известны обстоятельства и последствия, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации и иностранных государств по ограничению распространения коронавирусной инфекции, в частности <…> запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений <…> Невозможность выполнения работ по причине неисполнения обязательств третьими лицами, с которыми ответчик состоит в договорных отношениях, к числу обстоятельств непреодолимой силы не относится», — написано в мотивировочной части судебного решения.

Стоит добавить, что это не первый случай, когда Невский ССЗ расплачивается за опоздания в исполнении контрактов и пытается оправдаться пандемийными ограничениями. Похожее решение Арбитражный суд Москвы вынес в прошлом сентябре, когда претензии к ленинградской верфи предъявило АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Суд оштрафовал Невский ССЗ на 11,8 млн рублей за задержку строительства судна проекта RSD59 для перевозки генеральных и навалочных грузов. Это решение не вступило пока в законную силу, как и в тяжбе с «Росморпортом».

Зато в январе 2021 года Невский ССЗ выиграл судебную тяжбу у подконтрольной Минтрансу Дирекции госзаказчика на 0,55 млрд рублей. Госведомство также пыталось наказать верфь за задержку в изготовлении буксиров, но в этом случае судостроители доказали, что виноваты не они, а задержки федерального финансирования.

В ООО «Невский ССЗ» и ФГУП «Росморпорт» на редакционные запросы к моменту публикации не отреагировали.

справка нового проспекта

По данным СПАРК, ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» зарегистрировано в Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области. 50,1% долей компании принадлежат ей самой, остальной пакет у финляндской Arctech Helsinki Shipyard Oy. Выручка общества за 2020 год составила 4,7 млрд рублей. Невский ССЗ входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.

судостроение суд арбитраж
Другие статьи автора Читайте также по теме
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Близкие умерших в недружественных странах россиян получили возможность оформить наследство в нашей стране. Такое решение сегодня принял Конституционный суд России. Изменить складывающуюся десятилетиями практику транснационального наследства вынудил опустившийся правовой занавес.
Активы ушедших из России иностранных компаний остаются замороженными. Как показывает судебная практика, сомнительными могут признаваться и текущие хозяйственные сделки их дочерних структур, работающих в нашей стране. Именно в такой ситуации оказался бывший дистрибьютор IKEA и многие другие компании с зарубежными бенефициарами.

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки