Вакцина от форс-мажора. Невский судостроительный оштрафован за задержку "Маршала Рокоссовского"

17 Февраля 2022

Арбитраж в очередной раз напомнил бизнесу: не следует брать на себя обязательства, которые не получится выполнить из-за пандемийных ограничений. Ковид становится форс-мажором только если не знаешь о нём на момент подписания договора. Такое решение Арбитражный суд Москвы опубликовал 15 февраля. В нём ФГУП «Росморпорт» (структура Минтранса) наказало областное ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» на 12,2 млн рублей за задержку в изготовлении первого в России автомобильно-железнодорожного парома на сжиженном природном газе (СПГ) «Маршал Рокоссовский».

Автомобильно-железнодорожный паром на СПГ проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» построен по контракту между «Росморпортом» и Невским ССЗ от 28 декабря 2018 года стоимостью 5 млрд рублей. Собственно строительство происходило в Турции на заводе Kuzey Star. В июне 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, в неё входит Невский ССЗ) Алексей Рахманов обещал спустить «Маршала Рокоссовского» на воду в конце июля. Фактически спуск парома произошел год спустя — в конце августа 2020-го. Паром предназначен для линии Усть-Луга — Балтийск, в Усть-Лугу он впервые зашел 3 февраля. Второй паром этого проекта «Генерал Черняховский» предполагается ввести в эксплуатацию в III квартале 2022 года.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

200-метровый паром проекта CNF19M имеет ледовый класс Arc4. Два двухтопливных главных двигателя мощностью по 6 тыс. кВт используют сжиженный природный газ или дизельное топливо с низким содержанием серы. Использование экологически чистого топлива позволяет уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30%, оксидов азота — на более чем 90%, оксидов серы и сажи — на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе.

О серьезных проблемах со сроками спуска «Маршала Рокоссовского» на воду стало известно примерно через месяц после выступления главы ОСК. В конце сентября 2020 года «Росморпорт» и «Невский ССЗ» подписали допсоглашение к контракту, сдвинувшее сроки окончательной сдачи судна на середину октября 2021-го, но верфь не выполнила и это условие. В середине ноября «Росморпорт» обратился в столичный арбитраж.

Надо сказать, структура Минтранса весьма гуманно наказала верфь — по 100 тыс. рублей за каждый факт просрочки. В госкорпорации «Росатом», например, совсем другие расценки: подведомственный ей «Атомфлот» пытается взыскивать с Балтийского завода по 1 млн рублей за каждый день просрочки при строительстве атомных ледоколов серии 22220.

Представители Невского ССЗ отбивались от иска, ссылаясь на пандемийные ограничения и связанные с ними задержки поставок оборудования на турецкую Kuzey Star от европейских и китайских производителей. Они представили суду заключения Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты и Стамбульской торговой палаты, подтвердившие факты пандемийных задержек. Но суд рассудил по-своему.

Официальным началом ограничительных мер, связанных с пандемией, считается 30 января 2020 года, а в последний раз отодвинувшее срок сдачи «Маршала Рокоссовского» дополнительное соглашение датируется 29-м сентября. Соответственно, судостроители при подписании документа отлично знали об ограничениях (о них писали все СМИ) и не должны были брать на себя заведомо неисполнимые обязательства.

«Для освобождения ответчика от ответственности за нарушение сроков выполнения работ он должен доказать, что неисполнение им условий контракта являлось внезапным На дату заключения дополнительного соглашения ответчику были известны обстоятельства и последствия, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации и иностранных государств по ограничению распространения коронавирусной инфекции, в частности запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений Невозможность выполнения работ по причине неисполнения обязательств третьими лицами, с которыми ответчик состоит в договорных отношениях, к числу обстоятельств непреодолимой силы не относится», — написано в мотивировочной части судебного решения.

Стоит добавить, что это не первый случай, когда Невский ССЗ расплачивается за опоздания в исполнении контрактов и пытается оправдаться пандемийными ограничениями. Похожее решение Арбитражный суд Москвы вынес в прошлом сентябре, когда претензии к ленинградской верфи предъявило АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Суд оштрафовал Невский ССЗ на 11,8 млн рублей за задержку строительства судна проекта RSD59 для перевозки генеральных и навалочных грузов. Это решение не вступило пока в законную силу, как и в тяжбе с «Росморпортом».

Зато в январе 2021 года Невский ССЗ выиграл судебную тяжбу у подконтрольной Минтрансу Дирекции госзаказчика на 0,55 млрд рублей. Госведомство также пыталось наказать верфь за задержку в изготовлении буксиров, но в этом случае судостроители доказали, что виноваты не они, а задержки федерального финансирования.

В ООО «Невский ССЗ» и ФГУП «Росморпорт» на редакционные запросы к моменту публикации не отреагировали.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным СПАРК, ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» зарегистрировано в Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области. 50,1% долей компании принадлежат ей самой, остальной пакет у финляндской Arctech Helsinki Shipyard Oy. Выручка общества за 2020 год составила 4,7 млрд рублей. Невский ССЗ входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.

Актуально сегодня