Вадим Арустамян приценился к автоцентрам группы «Вагнер»
УФАС Петербурга разрешило автохолдингу «Максимум» выкупить дилерские центры на Таллинском шоссе, принадлежащие ГК «Вагнер». Впрочем, пояснили в управлении, положительное решение не является гарантией сделки. Переговоры ещё не закончены. Если они увенчаются успехом, то в сделку войдут два автоцентра, которые продают бренды Mercedes, Skoda и VW. Площадь автоцентров составляет около 11 тыс. м2, участков земли под ними — более 3 га. Эти активы вместе с франшизами марок и складскими запасами эксперты оценили более чем в 1 млрд рублей.
О том, что такая сделка планируется, участники рынка говорили давно, однако стороны это категорически отрицали. Вадим Арустамян, владелец автохолдинга «Максимум», от комментариев отказался. Председатель совета директоров ГК «Вагнер» Александр Иванов сначала всё отрицал, а затем также не стал ничего комментировать. Как поясняет Алина Хаматова, адвокат «SK Вертикаль», обращение в ФАС инициирует покупатель. Но для получения согласия антимонопольного ведомства требуется предоставить соглашение между продавцом и покупателем.
Своевременная продажа
Согласно СПАРК, юрлица, которые входят в ГК «Вагнер», подконтрольны Александру Иванову, Леониду Менакеру, Константину Румянцеву и Алексею Горюнову (любопытная деталь — часть акционеров состоит в родстве с актёрской династией Менакеров-Мироновых). В портфеле группы — бренды VW, Skoda, Mercedes, Audi, представленные в автоцентрах на Стартовой ул., Таллинском шоссе, ул. Оптиков и Выборгском шоссе. По данным «Auto-Dealer-СПб», в 2018 году группа продала 6781 машину, что на 17% больше, чем годом ранее, а её доля на рынке новых автомобилей в Петербурге составляет 4,3%.
Для ГК «Вагнер» такая сделка может стать весьма своевременной. Дело в том, что в 2013 году под залог двух автоцентров на Стартовой ул. группа получила в Нота-Банке кредит на 220 млн рублей, также была открыта кредитная линия на 300 млн рублей. 15 октября 2015 года ООО «Автоцентр «Северо-Запад» (входит в группу «Вагнер») в счёт погашения кредита внёс 411 млн рублей. А за два дня до этого ЦБ РФ отозвал у Нота-Банка лицензию, и Агентство страхования вкладов запустило процедуру оспаривания (реституции) сделок. В споре с «Вагнером» суд встал на сторону агентства, признав сделки погашения кредита недействительными. «Оценив материалы дела и заявленные доводы, арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемая сделка была нацелена на оказание предпочтения ответчику перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований», — сказано в определении суда.
Суд обязал находящийся в процедуре банкротства Нота-Банк вернуть ООО «Автоцентр «Северо-Запад» 411 млн рублей и восстановил банк в правах требования этих средств с ГК «Вагнер». При этом автоцентры остались в залоге у кредитора. Такая же участь постигла ещё несколько платежей, направленных ГК «Вагнер» в счёт погашения кредита. Общая восстановленная судом задолженность группы перед банком превысила 450 млн рублей.
Кстати, источники в компании говорят, что «Автоцентр «Северо-Запад» направил на погашение кредита не собственные средства, а деньги, который он занял в банке «Санкт-Петербург» для рефинансирования задолженности перед Нота-Банком. В результате этой истории ГК «Вагнер» осталась должна обоим банкам почти 900 млн рублей.
В автобизнесе также далеко не все активы группы прибыльны. Например, «Вагнер Премиум Юг» (дилер Mercedes) в 2017 году показал выручку в 1,1 млрд рублей, а убытков — почти на 60 млн рублей. Автоцентр VW на Стартовой показал убыток почти в 30 млн рублей при обороте 2,3 млрд рублей. VW на Оптиков при обороте 1,6 млрд рублей показал убыток в 112 млн рублей.
Подкосила в своё время дела компании и франшиза Audi. Тендер проводился в 2012 году, когда марка была одним из самых интересных по доходности брендов в премиуме. Но к открытию центра в 2015 году ситуация на рынке резко поменялась: модельный ряд сократился, продажи бренда начали падать — и всё это на фоне общего кризиса. В итоге вложенные в проект 15 млн евро вернуть оказалось непросто.
Руководитель направления Renault в ГК «Автопродикс» Эдуард Маркман отмечает, что в такой ситуации продажа актива с последующем погашением кредита остаётся единственным выходом. «И единственный привлекательный для покупателей актив у этого игрока — кластер на Таллинском. Думаю, что владельцы делают это без особого удовольствия. Для «Максимума», который открыто заявляет, что хочет стать игроком №1 в в Петербурге, это отличный вариант. VW и Skoda сейчас на подъёме, отличный модельный ряд обеспечивает стабильность и светлое будущее. Плюс Mercedes — ценнейший актив, который непросто получить. Мои аплодисменты Вадиму. Он очень усилит своё присутствие на рынке», — говорит Эдуард Маркман.
Максимальный заезд
Сегодня у «Максимума» четыре автоцентра (два на улице Руставели, один на Торфяной дороге, один на пр. Непокоренных), в которых продаются автомобили Ford, Honda, Hyundai, KIA, Audi и другие марки. За 2018 год «Максимум» продал 10,4 тыс. новых машин, что на 50% больше, чем годом ранее. Для сравнения: в целом авторынок города вырос на 15%. Доля «Максимума» на рынке города составила 6,5%. Компания занимает второе место в рейтинге автохолдингов города, проигрывая только крупнейшему российскому игроку — ГК «Рольф», которая продала 23,6 тыс. машин и занимает 16,5% рынка города.
Последний год «Максимум» проводит довольно активную экспансию на петербургский рынок. Так, в 2017 году компания выкупила дилерское предприятие KIA на пр. Непокоренных у банкротящейся ГК «Автоцентр Аврора», добавив тем самым в свой портфель корейскую марку. В апреле состоялось открытие автоцентра Audi на Торфяной дороге.
Ранее «НП» сообщал, что «Максимум» ведёт переговоры с рядом петербургских игроков о выкупе их активов. Сделка с ГК «Вагнер» позволит Вадиму Арустамяну увеличить свою долю рынка примерно до 10%.
Управляющий директор ГК «Дакар» Денис Иванов отмечает, что «Максимум» последнее время развивается весьма активно. «Автоцентры на Таллинском могут стать весьма удачным приобретением. Это локация, которая показывает хорошие результаты», — говорит он.
Александр Кумпан, управляющий директор ГК «Аксель», говорит, что новому игроку ещё предстоит согласовать передачу франшиз с импортёрами, и обычно это очень непростой процесс. Конкуренция в этих брендах очень жёсткая, а доходность почти нулевая. Информация о предстоящей сделке стала для него новостью. «Давайте всё-таки дождёмся завершения сделки», — сомневается он.
Как говорит глава автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий, «Максимум» давно планировал развиваться в южной части города и вёл переговоры со многими игроками. «Если сделка состоится, это разумный и осмысленный шаг с обеих сторон. Для Вадима это возможность расширения географии. А для «Вагнера» — шанс локализовать свой бизнес и снизить кредитную нагрузку», — отмечает он.
Сергей Моренков, председатель совета директоров ГК «Автополе», говорит, что сейчас авторынок стабилизировался и демонстрирует рост, многие игроки довольно активны и пытаются расширять свой портфель за счёт других компаний. «Эта сделка позволит «Максимуму» диверсифицировать портфель и чувствовать себя уверенно. В нынешних условиях, когда производители ведут себя крайне непредсказуемо, лучше всего продавать 5–7 марок и желательно в разных сегментах», — отмечает он.